Социальный проект «Шаг навстречу мечте»






Автор:
Зам. директора по УВР Хайруллина Л.Г.












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»

















Проект по профилактике правонарушений и употребления ПАВ

ШАГ НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ













Югорск

«Шаг навстречу мечте» (Проект создания творческого объединения обучающихся как вариативной формы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, употребления ПАВ).
Актуальность проекта обусловлена необходимостью досуговой деятельности несовершеннолетних группы риска, а также обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проблема досугового времяпрепровождения несовершеннолетних отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них противоправного поведения. Организация культурно-досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Считая подростковый возраст периодом кризиса, надо понимать, что не всегда он протекает без осложнений и даже при «спокойном» течении требует от взрослых пристального внимания. Бывает, что благополучные подростки сталкиваются с трудностями в личностном развитии, становлении образа «Я» и нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Когда же подростковый возраст сопровождается серьёзным кризисом, у «неблагополучных» подростков выход из него бывает чрезвычайно тяжёлым как для подростка, так и для семьи и ближайшего окружения. В кризисный период развития, когда идёт становления образа «Я», когда подросток пытается определить своё место в обществе, оценить силу и возможности своей личности, он использует для этого те ситуации, которые кажутся ему конфликтными, требующими проявления самостоятельности и силы. При этом моральная сторона в конфликте может оцениваться им недостаточно или даже неадекватно. Такие подростки стремятся встречаться с себе подобными, «тусоваться» в определённых группах сверстников, осознавая себя отдельной группой, особой частью общества.
Чтобы уменьшить сторону трудностей, которые испытывает подросток, а также его близкие и школа, необходимо направить деятельность подростка в социально значимое русло, для этого планируется вовлечение несовершеннолетних группы риска во внеурочную деятельность творческого характера.
Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению деяний преступного характера, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением.
Таким образом, проект «Шаг навстречу мечте» ориентирован, прежде всего, на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную форму деятельность, учащийся мог в полной мере реализовать себя в ней. Портфолио ученика ( или раздел «Шаг навстречу мечте» в основном Портфолио ученика) является основным моментом программы, так как способствует формированию общеучебных умений и навыков, а так же отражает динамику личностного роста подростка.
Цель проекта: Оказание духовно-нравственной и психолого-педагогической помощи обучающимся «группы риска», а также семьям в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Совершенствование комплекса социальных и педагогических воздействий, направленных на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних и совершения ими антиобщественных деяний.
Задачи проекта:1) Оказать психолого-педагогическую и духовно-нравственную помощь подросткам.
2) Предоставитьвозможностьобучающимся, состоящим на различных видах учётов, организовать свою внеурочную деятельность.
3) Укрепить нормы толерантности среди несовершеннолетних.
4) Создать все необходимые условия и развивать систему мер для предупреждения безнадзорности посредством вовлечения несовершеннолетних в культурно-досуговую деятельность образовательного учреждения.
Основные подходы к организации деятельности:
Информационный (поиск и сбор необходимой информации).
Диагностико - консультационный (подбор и проведение диагностик).
Развивающий (процесс качественного развития личности).
Активизирующий (процесс самостоятельного саморазвития).
Основные формы работы с обучающимися:
традиционные:
индивидуальные беседы, консультации специалистов, встречи с различными представителями, экскурсии;

нетрадиционные:
интегрированные занятия, театрализованные постановки, дискуссии, ролевые игры, проектные задания.

3. Этапы и сроки реализации проекта

Реализация проекта предполагает осуществление трёх основных этапов:

Этап реализации
Содержание деятельности
Сроки
Исполнители

Диагностический этап
Разработка анкеты для изучения интересов и потребностей несовершеннолетних.
ноябрь
Социальный педагог, педагог-психолог


Проведение анкетирования, индивидуальных бесед.
ноябрь
Социальный педагог, педагог-психолог


Обработка полученных результатов.
ноябрь
Социальный педагог, педагог-психолог


Разработка программы мероприятий творческого характера по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
ноябрь
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог


Приобретение необходимых материалов для осуществления творческой деятельности.
ноябрь
Заместитель директора


Формирование списка обучающихся, составление графика работы творческих групп.
ноябрь
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог

Основной этап
Создание единого воспитательного пространства.
В течение года
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог


Реализация программы мероприятий с привлечением семей и специалистов для решения конкретных педагогических задач.
Работа по заполнению Портфолио.
В течение года
Социальный педагог, педагог-психолог, учитель технологии, учитель русского языка и литературы, учитель рисования, родители несовершеннолетних, инспектор ОДН, сотрудники городской библиотеки


Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В течение года
Социальный педагог, педагог-психолог


Организация выставок, экспозиций творческих работ обучающихся. Конкурс Портфолио.
В течение года
Заместитель директора

Аналитический этап
Диагностика результатов творческой деятельности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Апрель-Май
Социальный педагог, педагог-психолог


Отчёт по итогам деятельности творческих групп.
Май
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог


Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
Май
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог


Определение перспектив развития данного направления профилактики правонарушений.
Май
Заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог


Размещение информации о реализации данного проекта на сайте и в газете МБОУ «СОШ № 6»
Май
Заместитель директора











Основное содержание проекта

Данный проект рассчитан на занятия творческой деятельностью с детьми, относящимися к группе риска, а также с детьми из семей в трудной жизненной ситуации. Целевая группа 15- 20 человек. Рабочие места оборудованы детской мебелью по росту и возрасту. Рабочий материал подобран для детских рук, с учетом техники безопасности.
Цель занятий – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися различных видов деятельности для успешной самореализации. (Проведение различных игр, изодеятельность, написание литературных произведений, рукоделие, лепка, создание репортажей, интервью, написание статей по различным темам и т.д.)
Портфолио (или страницы в основном Портфолио ученика) – являются аутентичной оценкой результатов затраченных усилий и отражают положительное продвижение по «лестнице успеха».
Встречи с успешными деятелями нашего города способны оказать положительное влияние на подрастающее поколение, на самоопределение в какой-либо деятельности. Любой творческий продукт размещается:
в Портфолио ученика;
в школьной газете;
на школьном сайте МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска.

Участники проекта, их общее количество
- обучающиеся группы риска МБОУ «СОШ № 6» и несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- сотрудники МБОУ «СОШ № 6»;
- родительская общественность;
- социальные партнёры других организаций города.
Таким образом, данные занятия направлены на решение следующих задач:
Воспитательное воздействие реальности, направленное на развитие творческих способностей обучающихся группы риска.
Социализация несовершеннолетних через реализацию себя как личности, влияющей на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Формирование и развитие творческих способностей трудных подростков и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации..

Механизм реализации проекта

Данный проект будет реализовываться на базе МБОУ «СОШ № 6», целевая группа – обучающиеся «группы риска»
Материально-техническая база: наличие кабинета, оборудованного интерактивной доской, компьютером, необходимой мебелью.
Кадровый состав: учитель рисования, учитель технологии, учитель русского языка литературы, социальный педагог, педагог-психолог.
Сроки реализации: 1 год.


Программа курса «Шаг навстречу мечте»

Занятие №
Содержание занятий
Кол-во часов

1.
Анкетирование обучающихся.
(Определение склонностей и способностей)
2

2.
Проектирование творческой деятельности.
3

3.
Занятия на развитие творческих способностей (рисование, лепка, написание литературных произведений, статей, создание презентаций и т.д.)
6

4.
Игры, направленные на развитие личностных качеств, осознание своего собственного «Я» в социуме.
6

5.
Посещение выставок в городском музее, «Прометее», в ДХШ, в городской библиотеке.
4

6.
Проектная деятельность.
3

7.
Заполнение Портфолио .
3

8.
Творческий калейдоскоп.
3

9.
Приглашаем гостей. (Встреча с писателями, известными журналистами, телеведущими г. Югорска).
3

10.
Подготовка к участию в школьных и городских выставках, публикация работ обучающихся в газете и на школьном сайте МБОУ «СОШ № 6»
3

Итого

36 ч


Календарно-тематическое планирование

Занятие №
Содержание занятий
Кол-во часов
Поурочное планирование

1.
Анкетирование обучающихся
(Определение склонностей и способностей)
2
Выявление детских дарований (1 ч.)




Определение склонностей и способностей ребёнка (1 ч.)

2.
Проектирование творческой деятельности.
3
Учимся воплощать свою мечту в рисунке (1 ч.)




Знакомство с понятием творчество(1 ч.)




Творческая деятельность – залог успеха! (1 ч.)

3.
Занятия на развитие творческих способностей (рисование, лепка, создание презентаций и т.д.)
6
Создание общего коллажа: «Наши мечты» (1 ч.)




Рисуем пейзажи (1 ч.)




Ознакомление детей с обычаями народов Севера (1 ч.)




Лепка из пластилина (1 ч.)




Создание собственной презентации по теме: «Мой край» (2 ч.)

4.
Тренинговые занятия «Я – это Я, и Я - это здорово!», направленные на развитие личностных качеств, осознание своего собственного «Я» в социуме. Проба пера. (Правила, темы и формы написания литературных статей).
6
Кто я? Какой Я? (1 ч.)




Тропинка к моему «Я» (1 ч.)




«Я» среди людей (1 ч.)




Помогите найти «Я»!(1 ч.)




Проба пера» (1 ч.)




Коллаж « Я – это Я, и Я - это здорово!» (1 ч.)

5.
Посещение выставок в городском музее, «Прометее», в ДХШ, в городской библиотеке.
4
Поездка в городской музей (1 ч.)




Посещение выставок в ДХШ (1 ч.)




Поход в городскую библиотеку (1 ч.)




Посещение «Прометея» (1 ч.)

6.
Проектная деятельность.
3
Определение вида проекта (1ч.)




Разработка содержания проекта(2 ч.)




Оформление проекта (2 ч.)




Защита проекта (1 ч.)




Публикация результатов в СМИ (1ч.)

7.
Заполнение Портфолио.
3
Структура Портфолио. (1 ч.)




Творческое оформление Портфолио с привлечением родителей. (1 ч.)




Планирование деятельности. (1 ч.)

8.
Творческий калейдоскоп.
3
Замысел творческого проекта.




Реализация в коллективе. (1 ч.)

9.
Приглашаем гостей. (Встреча с писателями, известными журналистами, телеведущими г. Югорска).
3
Подготовка творческих работ для городских выставок, публикаций. (1 ч)




Публичная презентация своих проектов, работ. (1 ч)

10.

Подготовка к участию в школьных и городских выставках, публикация работ обучающихся в газете и на школьном сайте МБОУ «СОШ № 6».

3
Конкурс «Портфолио». (1 ч)
Публикация результатов творческой деятельности на школьном сайте и в СМИ (2 ч)

Итого


36 ч.


Кадровое обеспечение
Штат из числа сотрудников школы:
директор МБОУ «СОШ № 6»,
заместитель директора,
социальный педагог,
педагог-психолог,
учитель технологии,
учитель русского языка и литературы,
Сотрудники социальных партнёров.

Конечные результаты реализации проекта
Уменьшение количества правонарушений среди несовершеннолетних.
Сокращение числа несовершеннолетних «группы риска» в МБОУ СОШ № 6.
Вовлечение обучающихся «группы риска» во внеурочную деятельность (100 %).
Повышение уровня воспитанности обучающихся группы риска.
Расширение зоны психологического комфорта детей и подростков.
Активное участие обучающихся «группы риска» в различных выставках и конкурсах муниципального, городского и регионального уровня.
Стабилизация межличностных отношений.
Развитие чувства толерантности среди обучающихся «группы риска» и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

- проявление у подростков устойчивых интересов к спорту, творчеству, литературе;
- уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных учётах и находящихся в трудной жизненной ситуации;
- уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»;
- наличие Портфолио, как показателя умения самоанализа и планирования своей деятельности.



15