Урок Кислоты ,состав и свойства .




Урок « Кислоты».
Учитель Степановская Ирина Леонидовна. Город Краматорск , ош № 19.
Цель урока. Обобщить и систематизировать знания о кислотах, их составе, классификации и химических свойствах. Сформировать понятие о вытеснительном ряде металлов (ряде стандартных электродных потенциалов металлов).       Основные понятия. Кислоты, вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова, индикаторы. Задачи урока:
Образовательные - повторение свойств кислот, их сходства и различия.
Развивающие – развивать интерес к предмету и процессу познания, совершенствовать умения работы в группе и с лабораторным оборудованием, совершенствовать умения работать с учебным, раздаточным материалом, выделять главное, составлять логические, цепочки умозаключений, проводить исследовательские процедуры, связано и доказательно формулировать выводы, обобщать информацию.
Воспитательные:
Воспитывать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, анализировать и оценивать свои результаты.
Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества, чувства ответственности.
Оборудование: Штатив с растворами кислот, щелочей и солей, индикаторы, листы с заданиями, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент: Сегодня мы проводим урок, завершающий изучение свойств кислот. Работаем мы сегодня необычно, а по группам.
Учитель: Прежде чем мы начнем путешествие по царству кислот, давайте вспомним об их особенностях строения и свойствах.
Разминка. 1) «Устав Жителей королевства кислот».
1.Жителем королевства может быть только тот, кто в своем составе имеет
2.Все жители королевства подразделяются на разные классы..
3.Все жители королевства имеют собственные имена: HCl,H2SO4,H2CO3,H3PO4,HNO3,H2S
4.Жители могут взаимодействовать с представителями других государств: а)б).в).
5.Жители королевства различаются по силе и знатности. Самая сильная и знатная это.
6.При взаимодействии кислот с металлами образуются ., которые имеют следующие названия
2) Викторина. Вопросы из черного ящика.
1.Первая кислота, с которой познакомился человек.(уксусная)
2. «Лунная» кислота, полученная в 1827 году немецким химиком Э.Мичерлихом.(селеновая)
3.«Сахарная» кислота, полученная в 1884 году К.В.Шееле.(Щавелевая)
4.Ее второе название – соляная.(Хлороводородная)
5.Кислородсодержащая кислота, сильное водоотнимающее средство.(серная)
6.Она слабая, но является сильным ядом; содержится в ядрышках слив, вишен, семенах яблок и черемухи.( синильная)
7.Она является природным витамином С. (Аскорбиновая)
8.Ее содержат помидоры, она содержится в жаропонижающих таблетках.(Салмциловая)
внутренних паразитов.
9.Как одним словом можно назвать соли азотной кислоты, применяемые как удобрения? (нитраты)
8.Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (обладает способностью поглощать влагу)
9.Какая кислота содержится в желудочном соке? (соляная)
10.Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (угольную)
11.Какую кислоту называют «хлебом химической промышленности»? (серную)
12.В каком веке стали получать серную кислоту? (X век)
Из записок Петра I: «Фунт истертой селитры положить в стеклянный реторт и взлить на то помалу фунт самого чистого масла купоросного». Какое вещество было получено в результате? (азотная кислота)
13.Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа. Что находится в этом озере? ( серная кислота)
14. Смесь двух кислот в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие благородные металлы  (золото, платину), за что получила название «Царской водки».Какие это кислоты? ( азотная и соляная)
15.Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в германии у П. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим.Как назвал он эти вещества?
  Зная классификацию неорганических соединений, распределите вещества по основным классам.( Устно)       NaCl, NaOH, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, Cu(OH)2, HF, SO3, MgO, Li2O, Mg(OH)Cl, Mg(OH)2, HNO3, Na2CO3, K2HPO4, H2S. 3) Игра « Крестики-нолики»
Выигрышный путь составляют реакции с выделением водорода.


1
Zn + H3PO4
2
Fe + H2SO4
3
Cu + HCl

4
Al(OH)3 + HCl
5
Mg + H2S
6
K2O + H2CO3

7
Ag + H3PO4
8
Ba + HCl
9
Mn + HBr

4) На столе в 3-х пробирках находятся растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия. Не проводя химических реакций, определите, где что находится.
Учитель: А теперь последнее заключительное задание. Вы работаете в группах , каждая группа выполняет задания , характеризующие свойства данной вам кислоты.
1 группа. 1) Составьте уравнения 2 –х реакций получения   кислоты. 2) Составьте уравнения возможных реакций соляной кислоты с магнием, натрием, медью и алюминием.
3)Составьте уравнения возможных реакций кислоты с оксидами Na2O, Р2О5,BaO,СuО,SO3   ,  Fe2O3. 4)Составьте уравнения реакций кислоты с гидроксидами
Mg(OH)2; KOH; Fe(OH)3;
5) Найдите объем водорода , выделяющегося при взаимодействии кислоты с 12 граммами магния.
6) Найдите массу соли , которая образуется при взаимодействии кислоты с 12 граммами NaOH.
5). Подведение итога урока. Выставление оценок.
Рефлексивный тест.
1. Я узнал (а) много нового
2.Мне это пригодится в жизни
3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
4. На уроке я поработал (а) добросовестно.
Тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+»
Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?
Карта- план работы для учащихся.
«Устав Жителей королевства кислот».
1.Жителем королевства может быть только тот, кто в своем составе имеет
2.Все жители королевства подразделяются на разные классы..
3.Все жители королевства имеют собственные имена: HCl,H2SO4,H2CO3,H3PO4,HNO3,H2S
4.Жители могут взаимодействовать с представителями других государств: а)б).в).
5.Жители королевства различаются по силе и знатности. Самая сильная и знатная это.
6.При взаимодействии кислот с металлами образуются ., которые имеют следующие названия
  Зная классификацию неорганических соединений, распределите вещества по основным классам.( Устно)       NaCl, NaOH, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, Cu(OH)2, HF, SO3, MgO, Li2O, Mg(OH)Cl, Mg(OH)2, HNO3, Na2CO3, K2HPO4, H2S. 3) Игра « Крестики-нолики»
Выигрышный путь составляют реакции с выделением водорода.

1
Zn + H3PO4
2
Fe + H2SO4
3
Cu + HCl

4
Al(OH)3 + HCl
5
Mg + H2S
6
K2O + H2CO3

7
Ag + H3PO4
8
Ba + HCl
9
Mn + HBr


ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.
1 группа. 1) Составьте уравнения 2 –х реакций получения   кислоты. 2) Составьте уравнения возможных реакций соляной кислоты с магнием, натрием, медью и алюминием.
3)Составьте уравнения возможных реакций кислоты с оксидами Na2O, Р2О5,BaO,СuО,SO3   ,  Fe2O3. 4)Составьте уравнения реакций кислоты с гидроксидами
Mg(OH)2; KOH; Fe(OH)3;
5) Найдите объем водорода , выделяющегося при взаимодействии кислоты с 12 граммами магния.
ИТОГИ 1. Я узнал (а) много нового
2.Мне это пригодится в жизни
3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
4. На уроке я поработал (а) добросовестно.