Рабочая программа по географии 9 класс.Классическая линия.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


ПРИНЯТО
Руководитель МО
_________И.В. Брисько

Протокол № 1
от 27 08 2014г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________А.Н. Агеев

Приказ № 113
от 28 08 2014г.




Рабочая программа
учебного предмета
«География»
9 класс, базовый уровень
на 2014 - 2015 учебный год


Данная рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и
авторской программы по географии для 9 класса В.П.Дронова



Составитель:










Рубцовск, 2014 г.

Пояснительная записка
Для составления данной рабочей программы использовались следующие источники информации:
Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г
География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/ сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2011.- 62с.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам
курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей
среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит IX классе по 70 часов, из расчета
2-х учебных часов в неделю. В вечерних школах-72 часа, для 36 учебных недель, то есть 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических
умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.




Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий
Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций
и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УМК:
1.Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012.
2. География стран СНГ и Балтии. 9-11 классы. Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2006.
3. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2009.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. - М.: Русское слово, 2009.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
5. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.
6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
7. Пятунин В.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007?
8. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема
Кол-во часов
Практических
работ
Контрольных работ


Раздел 1. Общий обзор России
28
7
1


Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.
2
-
-


Население России
4
-
-


Географические особенности экономики Российской федерации.
2
-
-


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
7
3
-


Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.
5
3
-


Агро-промышленный комплекс (АПК).
3
1
-


Инфраструктурный комплекс.
5
-
1


Раздел 2. Районы России
38
18
1


Районирование России. Общественная география крупных регионов.
1
1
-


Западный макрорегион – Европейская Россия.
21
11



Восточный макрорегион – Азиатская Россия.
14
6
1


География Алтайского края
2
-
-


Резерв времени
4
-
-


Итого
72
25
2



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по экономической и социальной географии России, 9класс, (2часа в неделю, всего 72 часов)
№ урока
Дано уроков

Наименование темы
Практические работы в структуре урока
Наглядный материал и оборудование
Задание
на дом


по плану
факти-чески








Раздел I. Общий обзор России





Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.




04.09
04.09
Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

Атлас с.3, 4, 5.
§ 1


04.09
04.09
Географическое положение и границы России. Государственная территория России.

Атлас с.3, 4, 5.
§ 2, § 3,
§ 4




Население Российской Федерации.





11.09
11.09
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, её определяющие.

Атлас с. 6.
§ 5, § 6 вопр. с.25, 28


11.09
11.09
Национальный состав населения России. Межнациональные проблемы. География религий.

Атлас с. 8-9.
§7 вопр. с.32


18.09
18.09
Географические особенности размещения населения. Миграции населения.

Атлас с. 6.
Изуч.§8 вопр. с.37


18.09
18.09
Городское и сельское население. Зоны расселения. Трудовые ресурсы.

Атлас с. 6.
Изуч.§9 вопр. с.43




Географические особенности экономики Российской федерации.





25.09
25.09
География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.


§ 10, § 11, вопр. с.51, 53.


25.09
25.09
Экономический кризис его географические следствия. Россия в современной мировой экономике и перспективы её развития.


§ 12 вопр. с.56


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.






02.10

02.10
Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.


§ 13 вопр. с.63



02.10

02.10
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроения.

Атлас с. 16.
§ 14, 15, вопр. с.65, 69



09.10

09.10
География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Практическая работа по теме: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Атлас с. 16.
§ 16, 17 вопр. с.72, 78



09.10

09.10
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Атлас с. 10-11.
§ 18 с.80



16.10

16.10

Нефтяная и газовая промышленность.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 10-11.
Изуч.§ 19 ( с.80-86); ответ. на вопр. с.89 № 1, 2, 3.



16.10

16.10
Угольная промышленность. Электроэнергетика.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 10-11, 12.
Изуч.§ 19 ( с.86-89); § 20; ответ. на вопр. с.89 № 4 и с.95.



23.10
23.10
Современные проблемы топливно-энергетического комплекса. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Атлас с. 10-11.
Повт.§ 19, 20.




Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.





23.10
23.10
Состав и значение комплекса конструкционных материалов. Классификация конструкционных материалов.



§ 21 вопр. с.96



30.10
30.10
Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами.


Атлас с. 13.
§ 22 ответ. на вопр. с.99



30.10

30.10
Традиционные и новые типы металлургических предприятий и их факторы размещения. Черная металлургия. Технологии производства металлов.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

Атлас с. 13.
§ 23 ответ. на вопр. с.103



13.11

13.11
Цветная металлургия.
Практическая работа по теме: «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия».
Атлас с. 13.
§ 24 ответ. на вопр. с.105



13.11

13.11
Химико- лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Химическая промышленность.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 14-15.
§ 25 ответ. на вопр. с.107



20.11

20.11
Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Атлас с. 10-11.
§ 26, 27 ответ. на вопр. с.112, 117




Агро-промышленный комплекс (АПК).






20.11

20.11
Агро–промышленный комплекс место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Земельный фонд. Земельные ресурсы.



§ 28 ответ. на вопр. с.121



27.11

27.11
Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Атлас с. 18-19.
§ 29, 30 ответ. на вопр. с.124, 129



27.11

27.11
Практическая работа №1 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».


Атлас с. 18.
Повт.§ 29




Инфраструктурный комплекс.






04.12

04.12
Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами, уровень развития.



§ 31 вопр. с.137



04.12

04.12
Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Атлас с. 21, 22.
§ 32 вопр. с.141



11.12

11.12
Водный и другие виды транспорта.

Атлас с. 21, 22.
§33 вопр. с.149



11.12

11.12
Связь. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.


§34с.195-154


Раздел II. Регионы России.



Районирование России. Общественная география крупных регионов.






18.12

18.12
Районирование России, его проблемы. Федеральные округа.
Практическая работа по теме: «Моделирование вариантов нового районирования России».

§ 35 вопр. с.162




Западный макрорегион – европейская Россия.






18.12

18.12
Общая характеристика европейской России.


§ 36 вопр. с.56



25.12

25.12
Состав, историческое изменение географического положения Центральной России. Общие проблемы.


§ 37 вопр. с.168



25.12

25.12
Население и экономика Центральной России. Трудовые ресурсы. Внутрирегиональные различия.Экономические, социальные и экологические проблемы.

Атлас с. 32, 33.
§ 38 вопр. с.172



15.01

15.01
Возникновение и развитие Москвы. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.


§ 39 вопр. с.182



15.01

15.01
Географические особенности областей Центрального района.
Практическая работа по теме: №9«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России».
Атлас с. 32, 33.
§ 40 вопр. с.187



22.01

22.01
Волго-Вятский и Центрально - Чернозёмный районы.
Практическая работа по теме: «Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».
Атлас с. 32, 33.
§ 41 вопр. с.192



22.01

22.01
Северо-Западная Россия. Санкт –Петербург.
Практическая работа по теме: «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».
Атлас с. 30, 31.
§ 42(с.192-196) вопр. №1,3 с.200



29.01

29.01
Район древнего заселения. Калининградская область. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Атлас с. 30, 31.
§ 42(с.197-200) вопр. №2 с.200



29.01

29.01
Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Природные условия и ресурсы.
Практическая работа по теме: «Выявление и
анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера».
Атлас с. 30, 31.

§ 43 вопр. с.203



05.02

05.02
Население Европейского Севера.

Атлас с. 30, 31.
§ 44вопр.с.205



05.02

05.02
Хозяйство и транспорт Европейского Севера.
Практическая работа по теме: «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона».
Атлас с. 30, 31.
§ 45 вопр. с. 208



12.02

12.02
Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа.

Атлас с. 36, 37.
§ 46 вопр. с. 210



12.02

12.02
Население Северного Кавказа. Традиции и культура.

Атлас с. 36, 37.
§ 47 вопр. с. 212



19.02

19.02
Хозяйство Северного Кавказа. АПК. Машиностроение. ТПК. Рекреационное хозяйство.
Практическая работа по теме: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства».
Атлас с. 36, 37.
§ 48 вопр. с. 215




19.02

19.02
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Атлас с. 34, 35.
§ 49вопр. с. 218



26.02

26.02
Поволжье. Национальный и религиозный состав населения.
Практическая работа по теме: «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения».
Атлас с. 34, 35.
§ 50 вопр. с. 220



26.02

26.02
Хозяйство Поволжья. Развитие её комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и её проблемы.

Атлас с. 34, 35.
§ 51 вопр. с. 224 повт. §48



05.03

05.03
Практическая работа №2 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья».

Атлас с. 34- 37.
Доп. текст с.224, 225.



05.03

05.03

Экологические и водные проблемы Поволжья.
Практическая работа по теме: «Экологические и
водные проблемы Волги».
Атлас с. 28-29; 34, 35.
Повт. § 48, §49



12.03

12.03
Урал. Географическое положение. Размещение полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения.


Атлас с. 38, 39.
§ 52 вопр. с. 229



12.03

12.03
Население Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов.

Атлас с. 38, 39.
§ 53вопр. с. 233



19.03

19.03
География и проблемы современного хозяйства Урала. Реконструкция промышленности. Развитие сельского хозяйства. Социальная сфера.
Практическая работа по теме: «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала».
Атлас с. 38, 39
§ 54 вопр. с. 235; доп. текст с.236, 237.



19.03

19.03
Антропогенные изменения Урала. Дефицит водных ресурсов, его причины. Кыштымская трагедия.
Практическая работа по теме: «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».
Атлас с. 38, 39; с. 28-29.
Повт. § 52, §53





Восточный макрорегион – Азиатская Россия.





02.04
02.04
Общая характеристика Восточного макрорегиона.

Атлас с. 24, 25
§ 55 вопр. с. 242



02.04

02.04
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.

Атлас с. 24, 25
§ 56 вопр. с. 246


09.04
09.04
Западная Сибирь. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Практическая работа по теме: «Изучение и оценка природных условий Кузнецкого-Алтайского района для жизни и быта человека».
Атлас с.40, 41
§ 57 (с.247-248) вопр. №1 с.253



09.04

09.04
Население Западной Сибири. Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения.

Атлас с. 40, 41
§ 57(с.248) вопр.№3 с.253; повт. § 7,8.


16.04
16.04
Хозяйство Западной Сибири. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса».
Атлас с. 40, 41
§ 57 (с.248-253) вопр. №2 с.253; повт.§ 19,23.



16.04

16.04
Практическая работа №3 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».


Повт. § 7,8.



23.04

Восточная Сибирь. Географическое положение и природные ресурсы. Население. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.

Атлас с. 43-45
§ 58(с.254-257) вопр. № 1, 2 с.259



23.04

ТЭК Восточной Сибири. Цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Транспорт и транспортные пути. Основные проблемы региона.

Атлас с. 44, 45
Повт.§ 19,20. 58 (с.257-259),



30.04

Экономика Восточной Сибири. Промыслы в регионе. АПК. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона.

Атлас с. 44, 45
§ 58(с.257-259) вопр. № 3, 4 с.259; повт.§ 24,



30.04

Практическая работа №4«Составление характеристики Норильского промышленного узла».

Атлас с. 44, 45
Повт.§24, 58



07.05

Природнохозяйственные районы: плато Путорана, Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район.
Практическая работа по теме: «Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе».
Атлас с. 44, 45
Повт.§58



07.05

Дальний Восток, его состав. Географическое и геополитическое положения. Освоение территории. Полезные ископаемые. Население. Хозяйство.

Атлас с. 44, 45
§ 59 вопр. с. 265



14.05

Биоресурсы Тихого океана. Рыбопереработка. Почвенные и агроклиматические ресурсы. АПК.



Повт.§59



14.05

Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интеграция со странами АТР. Проблемы: региона, свободных экономических зон. Внутрирайонные различия, города.
Практическая работа по теме: «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития».

Повт.§59


География Алтайского края





21.05

Географическое положение, природные условия и ресурсы Алтайского края.





21.05

Население и хозяйство Алтайского края.






















































 0268>BRVXZ\РТ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 6 Заголовок 715