Урок по теме Соли угольной кислоты 9 класс

Урок – исследование по химии в 9 классе. Базовый уровень
Тема: Соли угольной кислоты.
Цель: научить учащихся применять полученные знания о свойствах солей - карбонатов на практике; сформировать умения и навыки проведения химического эксперимента, и анализ явлений, которые наблюдают, умение делать выводы.
Оборудование: на столах у учащихся наборы реактивов: карбонат и гидрокарбонат калия, гидрокарбонат и карбонат натрия, гидрокарбонат и карбонат магния, соляная кислота.
Тип урока: практическое исследование.
Форма урока: урок-проект.
Девиз: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню».

Ход урока.

Организация
Инструктаж по вопросам техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, горелкой. Запись в тетрадях наблюдений, темы, оборудования.

Актуализация опорных знаний.
Мозговой штурм:
Учащиеся составляют как можно больше уравнений реакций:
H 2CO 3 + Mg
H 2CO 3 + MgO
H 2CO 3 + KOH
H 2CO 3 + Ca
H 2CO 3 + K 2O
H 2CO 3
H2CO3 + NaOH (избыток)
Н 2СО 3 + NaOH (недост.)

Выбор проблемы исследования
Дополнительные вопросы:
Какие вещества образуются в данных уравнениях?
Назовите продукты реакций?
В чем сходство и различие полученных карбонатов и гидрокарбонатов?
Если так, то, по каким свойствам?
Учащиеся формулируют проблему и записывают её в тетрадь.
Проблема проекта: экспериментальное изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов и сравнение их свойств с общими свойствами солей.



Составление плана работы
Шесть групп учащихся (по 4-5) работают по плану:
взаимодействие с другими солями.
нагревание карбонатов и гидрокарбонатов.
превращение карбонатов в гидрокарбонаты.
взаимодействие карбонатов с кислотами.
взаимодействие гидрокарбонатов с кислотами.
План составляется учащимися по дополнительным вопросам учителя:
Как можно определить принадлежность вещества к средним и кислым солям.
Как называются соли угольной кислоты.
Как карбонаты взаимодействуют с кислотами?
Как гидрокарбонаты взаимодействуют с кислотами?
Какие признаки реакций карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами?
Как называются такие реакции?
Учащиеся записывают план работы в тетрадь.

Выполнение практической части




Демонстрация.
Группы 1а и 1б исследуют свойства карбоната и гидрокарбоната натрия, группы 2а и 2б – карбоната и гидрокарбоната магния, группы 3а и 3б – карбоната и гидрокарбоната калия.
Выполнение эксперимента, обсуждение в группе, черновое оформление ( каждый этап 5 мин).
Учитель демонстрирует взаимопревращение карбоната кальция в гидрокарбонат, гидрокарбоната кальция в карбонат.
Наблюдение оформляется по такому плану:
название опыта.
короткая запись опыта.
что наблюдали.
уравнение реакции.
вывод.
После каждого этапа группы докладывают. Оценивается работа всей группы. Дополнительные баллы можно получить, поставив вопрос оппонентам.
Какие соли называют кислыми?
Почему при взаимодействии карбонатов с кислотой образуется «вскипание»?
Что произойдет, если нагреть гидрокарбонат аммония?


Общие выводы
О свойствах карбонатов и гидрокарбонатов, сравнение с общими свойствами солей.


Подведение итога урока.
Рефлексия: я узнал я умею я запомню
Домашнее задание.