Урок по истории для 7 класса «Крещение Руси при князе Владимире»


Конспект урока по истории России для 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема урока: «Крещение Руси при князе Владимире».
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г.
Задачи:
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умение работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительные материалы), отработать самостоятельную работу в тетради, работать над пересказом самостоятельно прочитанного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.
Основные знания: 988 г. – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.
Основные термины и понятия: Христианство, крещение, религия, крест, священник, молитва, митрополит, проповедник.
Оборудование и материалы:
- Учебник «История России для 7 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- Карточки с заданиями;
- «Схема управления Русской церковью в X веке»;
- Картина К. Лебедева «Крещение киевлян»;
- Карта «Киевская Русь IX-XII вв.».
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
1.1. Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса;
Отметка отсутствующих в журнале;
Психологический настрой на урок;
2. Повторение пройденного материала:
2.1. Фронтальный опрос: Игра «Да и нет»:
(Задача учащихся: отвечать «да», или «нет»).
1. В X веке уже существовало государство Киевская Русь? ДА (879 год)
2. Князья Олег и Игорь были родными братьями? НЕТ
3. Верно ли, что дружина помогала князю и русским людям бороться с врагами своей земли? ДА 
4. Эти слова принадлежат княгине Ольге: «Любезна мне речь ваша, - своего князя мне уже не воскресить! Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми»? ДА
5. «Матерью русских городов» Олег назвал Киев? ДА
6. Главным человеком в Древней Руси был воевода? НЕТ (князь)
7. Эти слова принадлежат князю Игорю: «Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще?» ДА
8. Княгиня Ольга за смерть мужа князя Игоря устроила праздничный пир для древлян? НЕТ
Молодцы, вы уже многое знаете о прошлом нашей страны.
2.2. Задание на доске: Кто из князей предупреждал противника: «ИДУ НА ВЫ!» Святослав Рюрик Игорь
(Убрать лишние имена).- Что это означало?
2.3. Работа с раздаточным материалом:
Задание на карточках.
Задание 1: Вставь пропущенные слова.
Главным человеком в Древней Руси был________. У него в подчинении был___________- это вооруженные люди, которые заставят любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на ___________, делился добычей.
Задание 2: Определите век:
1799 г. = XVIII в.
144 г. = 789 г. =
1905 г. = 1221 г. =
2000 г. = 588 г. =
3. Актуализация новых знаний:
3.1. Вступительное слово учителя:
- После Святослава на Руси стал княжить его сын Владимир. В народе его звали Владимир Красное Солнышко. При нем Руст стала христианской.
3.2. Сообщение темы урока: «Крещение Руси при князе Владимире».
4. Изучение нового материала:
4.1. Рассказ учителя:
Раньше люди верили, что богов много. Таких людей называли ЯЗЫЧНИКАМИ. Они думали, что одни боги добрые, любят людей, поэтому делают их счастливыми. Например, солнышко: оно грело и освещало землю, значит, это добрый бог.
 Они думали, что в каждом доме живет бог – домовой, который заботится о том, чтобы в доме все было хорошо: были радость, пища, одежда, благополучие. Если люди в этом доме добрые, то он им делает добро, если нет…
Шло время люди становились мудрее, многому учились, путешествовали в другие страны, знакомились с другими культурами. 
И когда после смерти Святослава на Руси стал княжить:
Вопрос: - Кто стал княжить на Руси после смерти Святослава? 
Правильно Владимир. Он ввел христианство на Руси.
Словарная работа: Христианство – это вера в одного Бога Иисуса Христа. Христианами становятся люди, которые прошли обряд крещения.
4.2. Запись на доске: 988 г. – Владимир принял христианство на Руси.
Словарная работа: Крещение, священник, крест.
4.3. Работа с иллюстрацией: «Крещение киевлян на Днепре».
Задание: Опишите, что происходит на репродукции картины. (Ответы детей).
4.4. Рассказ учителя по содержанию учебника:
- После принятия христианства в 988 году князь Владимир женился на дочери византийского императора Анне и вместе с ней вернулся в Киев. Велел князь уничтожить всех идолов. Затем по всему городу кинул клич о том, что завтра на реке Днепре все жители Киева будут креститься.
- Десять заповедей должны соблюдать люди.
4.5. Беседа по вопросам:
- Какие христианские заповеди вы знаете? (Не будь завистлив, не убий, не укради, не обманывай, не веди распутную жизнь).
- Что вы знаете об Иисусе Христе? (Ответы детей).
- Как вы думаете, что значит любить людей? (Ответы детей).
Физкультминутка. «Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения»:
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
4.6. Беседа по заповедям:
В заповедях Иисуса Христа говорится «Почитай отца своего и мать свою, тогда продлятся дни твои на земле». Творя добрые дела, не трубите о них всюду. - Как можно сказать об этом же по-другому?
Следующая заповедь: Люби ближнего своего. Просящему у тебя – дай. Прощайте людям ошибки их и грехи.
- Что означают слова этой заповеди? Можете объяснить на примере? Поступайте с людьми так, ка вы хотите, чтобы люди поступали с вами.
- Рассказ учителя о распятии Иисуса Христа.
4.7. Работа со схемой «Схема управления Русской церковью в X веке».
Запись схемы в тетрадь, объяснение учителя.
Словарная работа: Священник, молитва, митрополит, проповедник.
4.8. Вопрос для обсуждения:
- Что дало Руси принятие христианства? (Ответы детей).
4.9. Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:
- С принятием христианства - т.е. веры в одного Бога, исчезли споры, противоречия между людьми. Христианство сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того богатые они или бедные. Значит, принятие христианства стало важным событием и принесло стране единство и спокойствие.
5. Первичное закрепление нового материала:
Фронтальный опрос:
- В каком году началось крещение Руси?
- При каком князе началось крещение Руси?
- Что дала Руси христианская вера?
- Кто осуществлял управление Русской Церковью?
6. Подведение итогов урока:
5.1. Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок за урок;
5.2. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ для дополнительного чтения «Первые русские монастыри».
2. Выписать в тетрадь новые слова.