Методические рекомендации по изучению темы Исполнители

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на первую категорию


ТЕМА:
Разработка методических рекомендаций по изучению темы «Исполнители» в базовом курсе информатики для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА)


Выполнил: учитель информатики второй квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9», г.Оренбурга
Гусева Наталья Владимировна


Руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры ИиМПИ ОГПУ
Лозенко Галина Федоровна



Оренбург, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc254974908" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc254974908 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc254974909" 14Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 13 PAGEREF _Toc254974909 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc254974910" 141.1 Обзор учебно-нормативных документов ГИА по информатике и ИКТ. 13 PAGEREF _Toc254974910 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc254974911" 141.2 Особенности структуры экзаменационной работы по информатике и ИКТ 13 PAGEREF _Toc254974911 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc254974912" 141.3 Анализ результатов сдачи ГИА по информатике и ИКТ. 13 PAGEREF _Toc254974912 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc254974913" 14Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 13 PAGEREF _Toc254974913 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc254974914" 142.1 Содержательная линия «Алгоритмы и исполнители» в курсе информатики и ИКТ. 13 PAGEREF _Toc254974914 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc254974915" 142.2 Методика изучения формальных исполнителей, не имеющих программной поддержки, в курсе информатики и ИКТ. 13 PAGEREF _Toc254974915 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc254974916" 142.3 Методика изучения исполнителей, имеющих программную поддержку, в курсе информатики и ИКТ. 13 PAGEREF _Toc254974916 \h 14311515
13 LINK \l "_Toc254974917" 142.4 Методические рекомендации для учителя информатики по изучению содержательной линии «Алгоритмы и исполнители» 13 PAGEREF _Toc254974917 \h 14451515
13 LINK \l "_Toc254974918" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13 PAGEREF _Toc254974918 \h 14461515
13 LINK \l "_Toc254974919" 14Литература. 13 PAGEREF _Toc254974919 \h 14481515
13 LINK \l "_Toc254974920" 14Интернет ресурсы. 13 PAGEREF _Toc254974920 \h 14491515
15



ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в российском образовании продолжается апробация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, по программе основного общего образования. Подразумевается использование механизмов независимой оценки знаний путем проведения ГИА в форме тестирования (независимой форме). Предметная область «Информатика и ИКТ» не является исключением.
Несмотря на необходимость системной и основательной подготовки учащихся к сдачи ГИА в рамках преподавания предмета Информатика и ИКТ, достаточно четкой и полной методики подготовки не существует. Эта проблема актуальна для каждого учителя, преподающего информатику в основной школе.
Цель нашей работы мы видим в разработке методических рекомендаций по изучению одной из тем содержательной линии «Алгоритмы и исполнители» / «Исполнители» при подготовки к ГИА.
В рамках практической реализации выше обозначенной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить нормативные правовые акты, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в независимой форме по школьному курсу «Информатика и ИКТ».
Провести качественный анализ содержания демонстрационных материалов по предмету «Информатике и ИКТ» / ГИА-2009.
Проанализировать результаты пробной аттестации по информатике и ИКТ.
Выделить в программе курса 5-9 классов содержательную линию «Алгоритмы и исполнители», как вызвавшей у сдававших ГИА наибольшие затруднения.
Предложить методику изучения Исполнителей в курсе информатики и ИКТ, в 5-9 классах базовой школы.
Откорректировать тематическое и по урочное планирование для практической реализации поставленной цели.
Объектом исследования в данной работе будем считать процесс обучения школьников информатике, а предметом – изучение темы «Алгоритмы и исполнители» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Вместе с тем информатика – это стремительно развивающаяся сфера практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Бурное развитие информатики и микропроцессорной техники, движение от постиндустриального общества к информационному ставят перед всей системой образования задачу формирования у граждан нашей страны информационной культуры.
Основы базовой информационной подготовки должны быть заложены в средней школе. Это положение нашло свое отражение в федеральном компоненте Государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, утвержденном приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.04 г. № 1089.
Гипотеза исследования. Предположение, что методически грамотно организованное изучение темы «Исполнители алгоритмов» в 5-9 классах будет способствовать успешной сдачи ГИА по данному разделу.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1 Обзор учебно-нормативных документов ГИА по информатике и ИКТ.
В 2009 г. в общеобразовательных учреждениях некоторых субъектах России впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ выпускников основной школы.
Целями государственной итоговой аттестации в независимой форме являлись проведение комплексной объективной оценки образовательных достижений и создание системы управления качеством образования на региональном уровне.
Задачами проведения государственной итоговой аттестации в независимой форме являются:
формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования;
повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;
обеспечение преемственности основного общего и среднего (полного) общего образования;
повышение уровня требований педагогических работников;
создание условий для качественного комплектования классов и групп профильного обучения на III ступени общего образования, организации приема в учреждения начального и среднего профессионального образования.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования осуществляется в соответствии с независимым порядком аттестации обучающихся с использованием стандартизированной формы контрольно-измерительных материалов, выполнение которых позволяет:
определить уровень освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.150; 2007, № 7, ст.838; № 17, ст.1932; № 49, ст.6070);
получить объективную оценку образовательных достижений школьников;
реализовать «прозрачный» механизм комплектования профильных классов и групп на III ступени общеобразовательной школы.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 17-ФЗ), Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года № 1075, зарегистрированным Минюстом России от 17 февраля 2000 года № 2114 (с изменениями и дополнениями), другими федеральными, региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и проведение итоговой аттестации.
Аттестация проводится в виде письменных экзаменов для всех обучающихся IX классов, в виде письменных и устных экзаменов - для детей, обучавшихся по состоянию здоровья на дому.
Перечень предметов на Аттестацию определяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике и ИКТ, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования РФ.
Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
1.2 Особенности структуры экзаменационной работы по информатике и ИКТ
Экзаменационная работа содержит тест и практическую часть, для выполнения которой необходим персональный компьютер каждому экзаменующемуся. Экзаменационная работа по Информатике и ИКТ состоит из трех частей, содержащих 23 задания, которые выполняются в течение 2 часов (120 минут). Обучающиеся могут завершить работу досрочно. К выполнению части 3 обучающийся переходит, сдав бланк с выполненными заданиями частей 1 и 2 экзаменационной работы.
Части 1 и 2 экзамена выполняются в бланковой форме. При решении заданий частей 1 и 2 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Задания по форме, содержанию, уровню сложности соответствуют действующему стандарту основного общего образования и традиционной школьной программе.
Представленный экзаменационный материал не зависим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Экзаменационную работу можно считать универсальной, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса Информатики и ИКТ или любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 кодификатора), «Основные устройства, используемые в ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (раздел 2.3 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации». В этой части представлено 9 заданий базового и повышенного уровня сложности, все задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 включает задания по всем темам, кроме «Проектирование и моделирование». Она содержит 11 заданий базового и повышенного уровней сложности, задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. В 3 части содержатся 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы.
Таблица 1.
Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю работу (26)
Тип заданий


Часть 1
9
9
35%
С выбором ответа

Часть 2
11
11
42%
С кратким ответом

Часть 3
3
6
23%

С развернутым ответом

Итого:
23
26
100%



Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Часть 1 экзаменационной работы содержит 6 заданий базового уровня сложности и 3 задания повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 7 заданий базового уровня сложности и 4 задания повышенного уровня сложности.
Часть 3 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня 60 90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня 4060%. Предполагаемый процент выполнения заданий третьей части менее 40%.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом.
Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с развернутым ответом.

Таблица 2.
Уровень сложности заданий
Число
заданий

Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю работу (26)

Базовый
13
13
50%

Повышенный
8
9
35%

Высокий
2
4
15%

Итого:
23
26
100%


Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом
Оценка выполнения заданий с развернутым ответом в рамках государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в новой форме проводится с учетом полноты и правильности приведенного решения.
В соответствии с назначением и особенностями заданий с развернутым ответом и требованиями к подготовке учащихся по информатике и ИКТ, достижение которых проверятся данными заданиями, в решениях фиксируются следующие аспекты, характеризующие его полноту и правильность:
- конечный результат (текст, соответствующий заданному образцу – для задания по текстовому редактору, правильно отсортированный список учащихся – для задания в электронных таблицах, записан правильный алгоритм – для задания на умение реализовать сложный алгоритм);
- выполнений промежуточных действий;
- обоснование выводов, приводящих к правильному ответу.
Задание считается выполнено верно, когда получен правильный ответ при достаточном объеме обоснований, промежуточных действий, которые потребовались при переходе от исходных данных к конечному результату.
При определении шкалы балловых оценок за выполнение заданий мы опирались на следующие положения:
Задания с развернутым ответом рассчитаны на учащихся, способных продемонстрировать следующие умения:
создать текст с использованием базовых средств текстовых редакторов и включением в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
разработать технологию обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
разработать алгоритм для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.
Учащиеся, имеющие хорошую подготовку по предмету, не должны допускать грубых ошибок (вычислительных, орфографических, логических) при выполнении соответствующих заданий.
Оценка заданий определяется полнотой и правильностью выполнения задания.
Если решение учащегося отвечает всем этим требованиям, то его можно считать полным и правильным. В этом решении не должно быть ошибок или описок, которые могут привести к неверному ответу.
Для каждого из трех заданий с развернутым ответом, включенных в вариантах экзаменационной работы по информатике и ИКТ, разработана шкала выставления баллов за его выполнение.
Уровень требований к обоснованию ключевых моментов возрастает с уровня сложности задания.
В задании № 21 требуется создать в текстовом редакторе документ и написать в нем предложенный текст, точно воспроизводя все оформление текста, имеющееся в образце.
Баллы
Критерии оценки выполнения задания

2
Задание выполнено правильно. При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов:
Основной текст набран прямым нормальным шрифтом гарнитуры с засечками размером 14 пунктов.
2. Текст в абзаце выровнен по ширине.
3. Правильно установлен абзацный отступ (1 сантиметр), не допускается использование пробелов или символа табуляции для задания абзацного отступа.
4. Текст в целом набран правильно и без ошибок (допускаются отдельные опечатки).
5. В тексте не используются разрывы строк для перехода на новую строку (разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором).
6. В основном тексте все необходимые слова выделены жирным шрифтом и курсивом.
7. Таблица содержит правильное количество строк и столбцов.
8. В обозначении км2 используется верхний индекс для символа «2».
При этом в тексте допускается до 5 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток. Также текст может содержать не более одной ошибки из числа следующих:
1. Используется шрифт неверной гарнитуры.
2. Используется шрифт неверного размера.
3. Одно слово, из выделенных в примере, не выделено жирным или курсивным шрифтом.
4. Не используется верхний индекс для записи «км2».
5. Шрифт в основном абзаце выровнен по левому краю.

1
Ошибок, перечисленных выше, 2 или 3, либо имеется одна из следующих ошибок:
1. Отсутствует таблица, либо таблица содержит неправильное число строк и столбцов.
2. Основной текст набран курсивом или набран полужирным шрифтом.
3. Используются пробелы или символ табуляции для создания красной строки.
4. Используются символы разрыва строк или конца абзаца для разбиения текста на строки.
При этом в тексте допускается до 10 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток.

0
Задание выполнено неверно или имеется не менее четырех ошибок, перечисленных в критериях на 2 балла, или не менее двух ошибок, перечисленных в критериях на 1 балл.


Критерии выполнения задания № 22 учитывают только правильность хода решения и полученного ответа, но не включают требование к его обоснованию. Это объясняется тем, что при работе в табличном процессоре возможны различные варианты решения данного задания.
Баллы
Критерии оценки выполнения задания

2
Получен правильно отсортированный список участников.
Способ выполнения задания при этом неважен.

1
Допущена одна из следующих ошибок:
1. Правильно подсчитана сумма баллов и количество решенных задач для каждого участника, но сортировка выполнена неверно или не выполнена.
2. Сумма баллов для каждого участника не подсчитана или подсчитана неверно, сортировка выполнена либо только по количеству верно решенных задач, либо с учетом неверно подсчитанной суммы.
3. Количество верно решенных каждым участником задач не подсчитано или подсчитано неверно, сортировка выполнена либо только по сумме баллов, либо с учетом неверно подсчитанного числа решенных задач.

0
Задание выполнено неверно или имеется не менее двух серьезных ошибок.


В задании № 23 необходимо записать правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу.
Баллы
Критерии оценки выполнения задания

2
Записан правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу.
Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного учащимся.

1
Алгоритм в целом записан верно, но может содержать одну или две легко устранимые ошибки. Примеры ошибок:
1. Робот разрушается в результате столкновения со стенкой, например, вследствие неверного определения конца стены.
2. Робот закрашивает лишнюю клетку или, наоборот, не закрашивает клетку, которую необходимо закрасить.
3. Нет инструкции движения вниз (ниже стены).

0
Задание выполнено неверно, или возможных ошибок в алгоритме больше двух.


В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящий и применить его в известной либо новой ситуации.
1.3 Анализ результатов сдачи ГИА по информатике и ИКТ.
После анализа заданий демонстрационного варианта, знакомства с опытом тех образовательных учреждений, которые уже испытали на себе ГИА по информатике и ИКТ, и их анализов результатов, а также результатов входной диагностики учащихся 10 классов своей школы, было выявлено следующее.
В Части 1 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Наибольшие затруднения у большинства учащихся вызвали задание № 9 (исполнение готового алгоритма для формального исполнителя) и задание №2 (логическое выражение).
В Части 2 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Организация информационной среды, поиск информации», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Наибольшее затруднение у большинства экзаменующихся вызвало задание № 18 (умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов). Учителям необходимо обратить внимание на преподавание темы «Алгоритмы и исполнители», особенно на вопросы составления и исполнения алгоритма исполнителя, обрабатывающего цепочки символов, и отработать с обучающимися навыки его записи на формальном и естественном языках.
В Части 3 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Обработка информации», «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы». Все задания данной части экзаменационной работы выполнялись обучающимися с использованием компьютеров.
Наибольшее затруднение у большинства экзаменующихся вызвало задание № 23 (записать правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу).
Из этого следует, что учителям необходимо обратить внимание на преподавание темы «Алгоритмы и исполнители», особенно на вопросы составления и исполнения алгоритма исполнителя, обрабатывающего цепочки символов, и отработать с обучающимися навыки его записи на формальном и естественном языках.



Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Содержательная линия «Алгоритмы и исполнители» в курсе информатики и ИКТ.
Большая часть затруднений обучающихся связана с отсутствием необходимого количества часов для более подробного усвоения данного материала. Это говорит о том, что большинство используемых в школе учебников по информатике не отвечают в полной мере поставленным в стандарте требованиям, что приводит к необходимости их переработки.
По данным районного методического объединения учителей информатики большинство школ г. Оренбурга в качестве наиболее популярных являются программы для 5-7 классов автора Л. Босовой, для 8-9 классов программа И. Семакина. В нашей школе также утверждены эти программы и соответствующее тематическое планирование. Проанализируем реализацию нашего курса с точки зрения данной темы.
6 класс (пропедевтический курс). Элементы алгоритмизации (9 ч).
Содержание: Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Учащиеся должны:
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
7 класс. Алгоритмика (7 ч). Учащиеся начинают осваивать базовый уровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления.
Алгоритм модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум: Работа в среде Алгоритмика.
Учащиеся должны:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

9 класс Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Компьютерный практикум: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Основная цель изучения данной – формирование у школьника основ алгоритмического мышления, под этим понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.
Количество часов необходимых для изучения темы «Алгоритмы и исполнители» мы увеличить не можем, но если правильно организовать процесс изучения, то можно получить хорошие результаты. Поэтому, хотя я и работаю по программам данных авторов, но при подготовке к урокам по теме: «Исполнители» использую большое количество дополнительной литературы и учебники других авторов.

Что такое алгоритм
Любой человек постоянно встречается с множеством задач - от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для множества из них существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения.
Например: правила использования видео аппаратуры, правила открытия двери квартиры.
Чем более точно и однозначно будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.
Такие правила принято называть алгоритмами.
Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи.
Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами.
В дальнейшем алгоритмом стали называть описание любой последовательности действий, которую следует выполнить для решения заданной задачи.
К понятию алгоритма примыкает понятие исполнителя алгоритма, то есть, кто (что) будет осуществлять выполнения алгоритма.
Задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны или не учитываются возможности его исполнителя, ведь выполнимость алгоритма зависит от того, какие действия может совершить исполнитель. Например, прочесть алгоритм решения системы линейных уравнений графическим методом сможет и первоклассник, а выполнить его, конечно же, нет. С другой стороны, малыш четырех-пяти лет не сможет прочесть правила (алгоритм) поведения за столом во время еды, но выполнить их сможет, если ему о них рассказать и показать, что они означают. Но исполнителем алгоритмов может быть не человек, а автомат. Например, исправный автомат по продаже газированной воды работает согласно разработанному специально для него алгоритму. Алгоритмом описывается работа любого механического устройства. В ряду всевозможных автоматов компьютер является лишь частным (хотя и наиболее впечатляющим) примером исполнителя, чье поведение реализуется на основе алгоритма. Более того, создание компьютеров оказало воздействие на развитие теории алгоритмов одной из областей математики. От компьютера, как от любого другого исполнителя, требуется четкое выполнение команд алгоритма. А от нас, как от разработчиков алгоритмов работы компьютера, требуется знание и соблюдение правил их составления. Эти правила заключаются в том, что алгоритм, предназначенный для исполнения автоматом, должен обладать пятью свойствами (удовлетворять пяти требованиям). Эти требования нашли отражение и в приведенном выше определении алгоритма. Требования к алгоритму объясняются тем, что такой исполнитель не имеет своего интеллекта, его возможности всегда ограничены.
Исполнитель алгоритма – это человек и автомат, и животное в клетке, и станок с программным управлением, и робот-манипулятор, умеющий выполнять некоторый вполне определенный набор действий. Точное определение исполнителя дать очень трудно, да и в этом нет необходимости. Важно понять основные характеристики исполнителя: среда, элементарные действия, система команд, отказы.
Исполнителя характеризуют:

Среда - это «место обитания» исполнителя. Например, исполнитель Дежурик обитает в так называемой классной комнате, исполнитель Черепаха имеет свою определенную систему координат, а исполнитель Муравей имеет клетчатое поле.
Система команд. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого строго заданного соответствующее элементарное действие.
Знать систему команд исполнителя это значит:
- знать название или обозначение каждой команды исполнителя;
- знать, каким образом она передается исполнителю;
- знать, как выполняется каждая команда.
Формальное исполнение. Исполнитель ничего не знает о цели алгоритма. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов «почему?» и «зачем?».
Управление исполнителями заключается в последовательном вызове команд. Человек дает команду исполнителю, анализирует результат, отдает следующую команду и т.д.
2.2 Методика изучения формальных исполнителей, не имеющих программной поддержки, в курсе информатики и ИКТ.
Водолей, Перевозчик, Кузнечик, Удвоитель, Утроитель, Раздвоитель, Муравей, Строитель, Цифроножка, Калькулятор, Квадратор, Робот, Черепашка, Чертежник Существует огромное количество различных исполнителей, поэтому необходимо подчеркивать, что не стоит акцентировать внимание на название Исполнителя. Как бы мы его не назвали, для нас главным является среда данного Исполнителя и его СКИ.
Обучение строится на последовательности решаемых задач, которые
подбираются по следующим принципам:
1. От простого к сложному;
2. Новизна;
3. Наследование.

6 класс.
В курсе 6 класса при изучении темы: «Алгоритмы и исполнители» предлагается использовать следующих исполнителей.




Исполнитель Водолей

С его помощью можно решать целый класс задач.
Как, имея два сосуда емкостью 5 и 8 литров, набрать из водопроводного крана 3 литра воды?
Как, имея два сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?
Есть 2 кувшина емкостью 3 и 8 литров. Как с помощью только этих кувшинов набрать из реки 7 литров воды?
Есть 2 кувшина емкостью 3 и 5 литров. Как с помощью только этих кувшинов отмерить ровно 1 литр жидкости?
Две хозяйки купили 8 литров молока. У одной 5 литров в 6-литровом бидоне, у другой - 3 литра в 5-литровом бидоне. Они решили разделить все молоко поровну, по 4 литра, пользуясь еще одним 2-литровым бидоном. Как это сделать?
Имеется непрозрачная канистра емкостью 10 литров с бензином и два пустых сосуда; в один вмещается 7 литров, в другой - 2. Как из 10-литрового сосуда отлить в 7-литровый ровно 5 литров бензина?
Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: "Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое - 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды". Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
Имеются три сосуда объемом 8, 5 и 3 литров. В первом сосуде налита вода. Используя эти сосуды получить:
в одном из сосудов 6 литров
в одном из сосудов 7 литров
разделить жидкость на равные части

Исполнитель Кузнечик
Представляет собой целое семейство исполнителей. У каждого Исполнителя этого семейства две команды. Можно использовать при введении понятия процедура и конструкции повторить n раз. Одна из них позволяет прыгнуть на несколько шагов вперед, а другая – на несколько шагов назад.
Средой данного исполнителя является числовая прямая.
Используя команды вперед 3, назад 2. Напиши три разные программы из трех команд каждая, переводящие Кузнечика из точки 0 в точку 4.
Стартовав с точки 0 и выполнив некоторую программу, кузнечик побывал последовательно в точках 0, 3,1, 4, 2, 0, -2. а) Выпишите последовательность номеров точек, на которых побывает Кузнечик, выполняя ту же программу, если начальное положение Кузнечика – квадратик 5. б) Восстановите всю программу.
Кузнечик выполнил программу и оказался в той же точке, с которой начал. Оказалось, что команд назад 2 в программе на 10 больше, чем команд вперед 3. Сколько всего команд в программе?
Начальное положение Кузнечика точка - 0. Перед выполнением программы :
вперед 3
назад 2
вперед 3
назад 2
вперед 3
назад 2
назад 2
назад 2
вперед 3
вперед 3
назад 2
все квадратики на прямой были белыми. Выпишите, на каких квадратиках Кузнечик побывал: а) один раз; б) два раза; в) три раза; г) какие квадратики окажутся закрашенными, если вставить команду перекрась после каждой команды программы (начиная с первой)?
На каких квадратиках побывает Кузнечик, стартовав с квадратика 0 и выполнив следующую программу:
ПОВТОРИТЬ 17 РАЗ
Вперед 3
Назад 2
КОНЕЦ
Исполнитель Удвоитель /Раздвоитель
Является хорошим помощником при рассмотрении понятия процедуры, конструкции простого цикла повторить n раз, конструкции ветвления если – то – иначе, конструкции повторения пока – делать. Это воображаемое устройство с экраном и двумя кнопками. На экране отображается число. В момент включения Удвоителя оно равно 0. На клавишах написано прибавь 1 и умножь на 2.
Удвоитель - один из наиболее интересных Исполнителей, несмотря на то, что ему присущ лишь один тип задач. Удвоителя можно использовать для знакомства школьников со степенями двойки, двоичной системой счисления, понятием эффективности программ, методом решения задач «с конца». Лежащая в его основе задача кажется на первый взгляд очень сложной – и такой она и оказывается для школьника. Получить на экране заданное число просто, но сделать это за наименьшее количество нажатий клавиш – дело очень трудное.
На экране написано число 4. Получите из него число 15 меньше чем за 6 шагов.
Получите число 1024.
Выполняя только команду умножь на 2, удвоитель из числа 2 получил число 512. Сколько команд выполнил Удвоитель?
Перед началом работы программы на экране Удвоителя горело число 5. Удвоитель выполнил программу
Умножь на 2
Умножь на 2
Прибавь 1
Умножь на 2
Какое число загорелось на экране Удвоителя после выполнения этой программы? Какие числа загорались на экране после каждой команды?
На экране написано число 8. Число 18 из 8 можно получить за 3 команды: умножь на 2, прибавь 1, прибавь 1. Но можно получить и быстрее. Напиши более короткую программу.
Имеется исполнитель, который может производить с числом два действия: прибавлять 1 и умножать на 2. Получить:
Число 5
Число 99
Число 99, если использовать арифметические операции не более 10 раз. Начальное число ноль.
Имеется исполнитель, который может производить с числом два действия умножать на 2 и стирать последнюю цифру. Например, из числа 56 можно получить числа 112 и 5. Как получить из числа 458 число 14?
Исполнитель Квадратор
С двумя командами: прибавь1 и возведи в квадрат
Напишите программу получения Квадратором из числа 1 чисел: а) 5; б) 12; в) 35; г) 100. Постарайтесь, чтобы Квадратор совершал как можно меньше операций.
Напишите программу получения Квадратором: а) из числа 2 числа 17; б) из числа 3 числа 85; в) из числа 4 числа 36. Постарайтесь, чтобы Квадратор совершал как можно меньше операций.

Исполнитель Калькулятор
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2
2. умножь на 3
1) Запишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28, содержащей не более 6 команд.

Исполнитель Утроитель
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1 – вычти 2
2 – умножь на три
Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа 13,
содержащем не более 5 команд.

Широкий выбор заданий по данным Исполнителям разного уровня сложности предлагают авторы учебника «Информатика: алгоритмика. 6 класс» А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. Задания такого типа можно предлагать в качестве разминки учащимся 5-11 классов.
 Далее, вместо графических исполнителей в среде программирования Qbasic, мы можем изучить исполнителя Робот.


2.3 Методика изучения исполнителей, имеющих программную поддержку, в курсе информатики и ИКТ.

Исполнитель Робот

 Робот – один из наиболее богатых по своим возможностям Исполнителей. Именно на нем удобно в первую очередь отрабатывать весь изученный материал, закреплять навыки.


Среда Робота:

СКИ Робота:
направо; повернуться на 90 градусов вправо
налево; повернуться на 90 градусов влево
кругом; развернуться кругом (на 180 градусов)
вперед ( n ); перейти на n клеток вперед
назад ( n ); перейти на n клеток назад
посади; посадить цветы на грядке в том месте, где стоит Робот
Знакомство с Роботом начинается с задач, в которых известно начальное состояние, т. е. его поле, расположение стен, размещение закрашенных клеток (клумб), место нахождение Робота в начальный момент, и Робот должен выполнить вполне определенные действия.
Задачи:
Выполни некоторую программу, чтобы Робот попал на Базу

Перевести Робота на Базу всеми возможными способами из трех команд. Можно ли сделать это в 2 шага ( в 5 шагов? 10 шагов? 15 шагов? 1991 шаг?).



Составить программу, по которой Робот посадит клумбы на грядках, расположенных как на рисунке

Напишите программы, переводящие Робота из клетки А в клетку Б в лабиринтах, изображенных на рисунке

Далее рассматриваются задачи, в которых конкретное начальное состоянии Робота не задано. А так же вводятся и используются составные условия.
Задачи:
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной
непосредственно сверху от стены.
Напишите для робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже стены и прилегающие к ней. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки(см. рисунок).
Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм
должен решать задачу для произвольного размера стены и любого допустимого начального расположения робота.
Решение:
ПОКА (НЕ снизу свободно) ДЕЛАТЬ
вправо
КОНЕЦ
вниз
влево
ПОКА (НЕ сверху свободно) ДЕЛАТЬ
закрасить
влево
КОНЕЦ

или




Составить программу, по которой робот посадит (закрасит) грядки на клумбах


Составить программу





7 класс.
В 7 классе мы более подробно рассматриваем класс исполнителей. Обобщаем материал, изученный в 6 классе, и продолжаем знакомство с графическими исполнителями.
Исполнитель Черепашка

Исполнитель Черепаха умеет делать рисунки и чертить на плоскости. Поскольку ей нужны все ее лапы, чтобы ходить, она держит перо в зубах.
Среда Черепахи – плоскость с системой координат. Система координат необходима для того, чтобы однозначно определять место Черепахи на плоскости. Черепаха редко использует прямоугольную систему координат, она поступает так же, как и человек – может развернуться в любую сторону и идти вперед или назад. Такая система координат (“вправо-влево-вперед-назад”) называется естественной системой координат.
СКИ Черепахи:
покажись; Черепаха появляется на экране
скройся; Черепаха исчезает
опусти_перо; Черепаха оставляет за собой след
подними_перо; Черепаха перемещается без следа
в_точку ( x, y ); переместиться в точку с координатами (x,y)
вперед ( n ); переместиться вперед на n шагов
назад ( n ); переместиться вперед на n шагов
влево ( a ); развернуться влево на угол a градусов
вправо ( a ); развернуться вправо на угол a градусов
Как видно из этого списка команд, для Черепахи важно не только ее начальное положение на плоскости, но и ее направление. Мы будем считать, что в исходном положении Черепаха смотрит вверх (“на север”). Используя специальные команды, рисунок можно раскрасить.
Для изменения цвета линии используется команда
цвет ( n ); /* установить цвет линии n */
Цвет линии может иметь значения от 0 до 15, таким образом можно использовать всего 16 цветов:
0
черный
8
темно-серый

1
синий
9
светло-синий

2
зеленый
10
светло-зеленый

3
голубой
11
светло-голубой

4
красный
12
светло-красный

5
фиолетовый
13
светло-фиолетовый

6
коричневый
14
желтый

7
серый
15
белый

Черепаха умеет также закрашивать замкнутую область заданным цветом.
Для закрашивания используется команда
закрась ( n );
где n цвет краски.
При этом необходимо выполнение следующих условий:
Область должна быть замкнуты, то есть в границе не может быть разрывов, иначе краска "вытекает".
В момент закраски Черепаха должна находиться внутри этой области, перо должно быть опущено.
Черепаха не должна находиться в точке, которая имеет тот же цвет, что и граница.

Черепаха умеет сама рисовать окружности. Для этого надо перевести ее в центр окружности и применить специальную команду.
Для рисования окружности, центр которой находится в том месте, где стоит Черепаха, используют команду
окружность ( R );
где R - радиус окружности
Цвет окружности определяется установленным цветом линий (то есть последней командой цвет). Учтите, что Черепаха рисует окружность только тогда, когда ее перо опущено.
Задачи:
Напишите программы рисования картинок, изображенных на рисунке



Какое число необходимо записать вместо n в следующем алгоритме:
Повтори 7 [Вперед 40 Направо n],чтобы на экране появился правильный шестиугольник?
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 6 [Вперед 10 Направо 72] Какая фигура появится на экране?
Напишите программу, которая строит следующий рисунок:



Напишите программу, которая строит следующий рисунок:

Напишите процедуры, выполняя которые Черепаха нарисует фигуры:
а) правильную 7-угольную звезду (длина стороны 30);
б) правильную 8-угольную звезду (длина стороны 30);
в) правильную 9-угольную звезду (длина стороны 30).

Материал по исполнителю Черепашка можно найти в учебниках:
- Н.В. Макаровой «Начальный курс» (5-6 класс);
- А.К. Звонкина «Информатика. Алгоритмика» (6-7 класс).


Исполнитель Чертежник
  Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков и т.д. на бесконечном листе бумаги. Является хорошим полигоном для отработки навыков владения простым циклом и процедурами. Активизирует деятельность школьников с координатами на плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от старого положения пера до нового.

СКИ Чертежника:
покажись; Чертежник появляется на экране
скройся; Чертежник исчезает
опусти_перо; после этого остается след
подними_перо; не оставлять след
в_точку ( x, y ); переместиться в точку с координатами (x,y)
вектор ( dx, dy ); переместиться на вектор (dx,dy)
относительно текущего положения

13 EMBED Word.Picture.8 1415


Задачи:
Не «отрывая пера от бумаги» и не проводя одну линию два раза нарисовать




Составить программы для исполнителя Чертежник

 


Составить программу для исполнителя Чертежник, используя цикл с параметром:



9 класс. Для обобщения и работы с ГРИС выделяется 4 часа.
Исполнитель Стрелочка
Это виртуальный робот, снабженный микрокомпьютером и датчиком, который может обнаружить препятствие (стена) прямо перед собой по направлению движения.
Среда исполнителя:

У Семакина И.Г. в методическом пособии: преподавание базового курса информатики в средней школе замечательно прописан каждый урок, разработаны практические задания. В ЦОРах предоставлен прекрасный материал по данному исполнителю, разработаны 3-х уровневые задания.
Задачи:
(на вспомогательный алгоритм)
1 уровень. Изобразите орнамент по образцу, перемещая исполнителя из т. А в т. Б. Используйте процедуру для рисования одного фрагмента.
2 уровень. Изобразите орнамент по образцу, перемещая исполнителя из т. А в т. Б. Используйте процедуру для рисования одного фрагмента и процедуру для перехода к следующему фрагменту.
3 уровень. Изобразите фигуру по образцу, перемещая исполнителя из т. А в т. Б. Используйте процедуры для рисования квадрата, его стороны и перехода.
(циклический алгоритм)
1 уровень. Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б с рисованием следа вдоль лесенки. Разместите в теле цикла команды рисования одной ступеньки.
2 уровень. Нарисуйте путь из А в Б в виде «расчески» зубцами вверх. Разместите в теле цикла команды рисования одного зубца и перехода к следующему.
3 уровень. Разработайте алгоритм для перемещения исполнителя из точки А в точку Б с точным воспроизведением образца.
( на ветвление)
1 уровень. Разработайте алгоритм перемещения из т. А в т. Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за т. Б, расстояние одной клетки от нее, находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того, чтобы завершить перемещение в т. Б: запрыгнув вперед, проверяйте, нет ли стенки, и если стенки еще нет, возвращайтесь и оставляйте след.
2 уровень. Разработайте алгоритм перемещения из т. А в т. Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.
3 уровень. Разработайте алгоритм для воспроизведения рисунка по образцу. Завершить перемещение можно в любой точке.

2.4 Методические рекомендации для учителя информатики по изучению содержательной линии «Алгоритмы и исполнители»
В рамках изучения темы «Исполнители алгоритмов» в 2-9 классах учителям информатики и ИКТ мы рекомендуем следующее:
использовать блок задач на формальных исполнителей, не имеющих программной поддержки и вести эту линию во всех классах, выделяя в начале урока по 5 минут в качестве разминки;
исполнителя Кузнечик использовать при введении понятия процедура и конструкции повторить n раз;
использовать исполнителя Удвоитель/ Раздвоитель, при рассмотрении понятия процедуры, конструкции простого цикла повторить n раз, конструкции ветвления если – то – иначе, конструкции повторения пока – делать, а также Удвоителя можно использовать для знакомства школьников со степенями двойки, двоичной системой счисления;
не акцентировать внимание на название Исполнителя, как бы мы его не назвали, для нас главным является среда данного Исполнителя и его СКИ;
использовать блок дифференцированных задач на формальных исполнителей, имеющих программную поддержку;
выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог реализации данного практико-ориентированного проекта, необходимо отметить следующее, в ходе работы были изучены нормативные правовые акты, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в независимой форме по школьному курсу «Информатика и ИКТ». Проведен качественный анализ содержания демонстрационных материалов по предмету «Информатике и ИКТ». Проанализированы результаты пробной аттестации по информатике и ИКТ с точки зрения образовательных пробелов учащихся. Выделена в программе курса 5-9 классов содержательная линия по теме: «Алгоритмы и исполнители», как вызвавшей у сдававших ГИА наибольшие затруднения.
Подобраны задания различного содержания и уровня сложности, аналогичные экзаменационным.
Для эффективной подготовки учащихся основной школы к аттестации учителю необходимо вести огромную работу по разработке поурочного планирования, по изучению нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в независимой форме.
Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы.
Подбирать задания с чёткими немногосложными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения кратко, по существу вопроса (устного и письменного) излагать свои знания.
Заниматься самообразованием по вопросам, связанным с преподаванием школьного курса информатики и ИКТ и внедрением в практику преподавания предмета современных технологий, направленных на подготовку к тестированию.
В ходе обучения информатики и ИКТ необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.
Понятно, что этап формирования базовых умений у менее подготовленных школьников займет больше времени, чем у более подготовленных учащихся. Поэтому в арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.








Литература.
Информатика: алгоритмика: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. – М.: Просвещение, 2006.
Информатика, 6: алгоритмика: книга для учителя/ Ландо С.К – М.: Просвещение. 2006.
Информатика: учебник для 6, 7 класса / Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие./Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.+ CD-ROM с набором цифровых
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 416 с.
Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс.
Поляков К. Алгоритмы и исполнители.
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. – М.: КУДИЦ, 1994.
Лапшева Е.Е. «Машинная информатика» (ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»)
Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены/ Н.П.Радченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 475 с.
Самылкина Н.Н. Материалы для подготовки к экзамену по информатике/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 372 с.
Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе/ Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 125 с.


Интернет ресурсы.
УМК Семенов А.К.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЦОР-ая поддержка
Все для экзамена по Информатике и ИКТ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методическая копилка учителя информатики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные ресурсы портала Информатика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сообщество творческих учителей информатики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ссылки по информатике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Форум «ГИА в новой форме по информатике» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] федеральный образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



стенка

Робот

База

грядка

клумба

13 EMBED Word.Picture.8 1415

13 EMBED Word.Picture.8 1415

13 EMBED Word.Picture.8 1415

13 EMBED Word.Picture.8 1415

13 EMBED Word.Picture.8 1415



Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 9Рисунок 15Рисунок 17Рисунок 18Рисунок 19Рисунок 21Рисунок 25