Методические рекомендации по изучению темы Великая Отечественная война 1941-1945 годов


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
Батайский техникум информационных технологий
и радиоэлектроники «Донинтех» (ГБОУ СПО РО БТИТиР)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941 - 1945 годов»
Разработала преподаватель:
Кутькова В.А.
г. Батайск
2014
Методические рекомендации по изучению темы:
“Педагогические средства для учащихся при изучении темы”
“СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 г.г.”
Пояснительная записка.
Изучение этой темы имеет огромное значение в формировании ценностных ориентаций и убеждений, восприятия идей гуманизма, патриотизма, осознанию нравственного долга перед поколением сороковых.
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами на уроках воссоздаются картины подвига советских людей, поднявшихся на Отечественную войну.
В ходе изучения этой темы учащиеся подводятся к пониманию того, что годы войны продолжают оставаться многогранными, что в экстремальных условиях нередко полнее проявились ценностные качества, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь.
на уроках продолжается работа над развитием умений:
- готовить сообщения по нескольким источникам;
- определять собственное отношения к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;
- делать выводы на основе анализа документа.
Возможные различные типы уроков:
- лекция с элементами беседы по документальным материалам;
- семинар, предполагающий обсуждение заранее предложенных вопросов;
- уроки – защиты творческих работ;
- урок- заочная экскурсия.
Оборудование уроков:
- карта “Вторая мировая война. 1934-1945 г.г.”
- схемы “Битва под Москвой”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”.
- плакаты, фотоматериалы, грамзаписи военных лет.
Можно организовать встречи с ветеранами – свидетелями и участниками тех суровых лет.
Эпиграфом к учебной теме может быть цитата, отрывок из любого стихотворения, посвященного войне. В равной степени уместно использовать один эпиграф на каждом уроке или избрать общий эпиграф для нескольких занятий. Я, например, перед каждым уроком писала на доске слова Р. Рождественского:
Помните!..
Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Согласно рабочей программе учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, я разработала следующую систему уроков по теме “СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 г.г”
1 урок: “Начало войны. Битва под Москвой”.
Учащиеся знакомятся с трагическими днями 1941г., просчетами советского политического руководства и военного командования. Больше внимание уделяется изучению документационного материала.
“Битва под Москвой” – речь идет преимущественно о военных действиях, поэтому немаловажное значение имеет работа с картой и схемой, а для выработки у учащихся навыков анализа и синтеза имеет значение самостоятельного составления таблицы “Великая Отечественная война Советского Союза”.
Основные события Даты Результаты и значения
2 урок. “Советский тыл в годы войны”.
Изучаются трудовые подвиги, проблемы, связанные с эвакуацией, жизнь и настроения советских людей. В связи с этим уместно поговорить о тех духовных ценностях, которые определяли мировосприятия людей в годы войны, о песнях и стихах, созданных в этот период. Такой материал способствует развитию образноисторического мышления учащихся.
3 урок. “Сталинградская битва. Коренной перелом. Освобождение СССР”.
Основные сражения Великой Отечественной войны, решившие исход войны. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение рабт и заполнение таблицы “Великая Отечественная война Советского Союза”.
4 урок. “Освобождение Европы. Конец войны. Капитуляция Германии. Разгром Японии”.
Заключительный этап Вов и II-ой Мировой войны, показать роль СССР в разгроме фашистских захватчиков. Предполагается работа с учебным материалом, выделение главного, существенного, сопоставление фактов и явлений – подобная работа приучает учащихся четко и логично выражать свои мысли.
5 урок. “СССР и союзники”.
Показывать складываение антигитлеровской коалиции, проблему “второго фронта”, решения Московской, Тегеранской, Ялтинской, Постдамской конференций. Помимо изложения учителя и текста учебника, учащиеся обращаются к дополнительной литературе, документам, предусматриваются задания разной степени сложности – такие задания многоплановы по резултатам: высняется глубина знаний, умение оределять главное от второстепенного, наглядно проявляются убеждения учащихся.
6 урок. Итоговое обобщение. “Итоги и последствия Великой Отечественной войны”.
Выявляются основные итоги ВОв, акцентируется внимание учащихся на роли СССР в разгроме фашизма, на конкретных примерах показывается, что итоги войны в значительной степени определили ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную. Материал к этому подбирается в ходе изучения всей темы, предполагаются опережающие задания, на уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов, выполнение проблемных заданий.
В качестве примера я привожу методическую разработку урока № 25 на тему: “Итоги и последствия Великой Отечественной войны, обобщающий урок”.
Урок № 25
Тема программы № 14. “СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов”.
Тема урока: “Итоги и последствия Великой Отечественной Войны”
Цели : образовательная: научить учащихся обобщать полученные при изучении темы знания, сравнивать события и делать самостоятелные выводы;
развивающая: развивать навыки логического мышления на основе анализа и исторического материала, учить аргументировать свою точку зрения.
воспититательная: способствовать осознанию нравственного долга перед поколением сороковых, формированию ценностных ориентаций и убеждений уч-ся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятию идей гуманизма, патриотизма.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Вид урока: беседа.
Материально-техническое оснащение урока:
- учебник
- карта “Вторая миовая война. 1939-1945 гг.”;
- схемы: “Битва под Москвой”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”;
- плакаты, фотоматериалы, грамзаписи военных лет;
- материал, собранный в ходе работы над докладами и рефератами:
“Битва под Москвой”; “Сталинградская битва”; “Курская битва”; “Полководцы Великой Отечественной войны”; “Битва за Берлин”; “Моя семья в годы войны”; “Нюрбергский процесс”; “Развитие военного искусства в годы войны”.
Методы: проблемный с показом пути решения, частично-поисковый с постановкой и решением проблемных вопросов, исследовательский с обобщением полученных результатов.
Ход урока.
Оргмомент. Целевая ориентация.
психологический настрой уч-ся:
- осознать значение борьбы советского народа против фашистских захватчиков;
формирую основные задачи урока, настраиваю уч-ся на обобщение полученных при изучении темы знаний;
- знать политическую карту Европы и мира;
- знать хронологические рамки и основные этапы ВОв;
- знать и уметь характеризовать этапы и события ВОв Советсого Союза;
Обобщение материала по теме: “СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.”
Вступительное слово преподавателя.
- место темы в изучении материала
- задание, которое необходимо выполнить к концу урока
- после обобщения, обсуждение вопросов.
Заполнить данную таблицу: “Итоги и последствия ВОв”.
Итоги Последствия

– –

Превращение проблемы войны и мира в глобальную.
Комбинированный опрос.
Фронтальный опрос:
- вспомните и назовите хронологические границы ВОв.
- назовите основне периоды ВОв. Какие события, на ваш взгляд, послужили вехами, определяющими один период от другого?
- назовите и кратко охарактеризуйте характеры, обусловившие коренной перелом в ходе ВОв.
- назовите даты следующих событий:
восстановление государственной границы СССР;
открытие II-го фронта в Европе;
битва под Москвой;
Сталинградская битва;
Курская битва;
Берлинская операция;
капитуляция Японии;
Устный индивидуальный опрос по картам-схемам (2 чел.)
- проанализировать карты-схемы и отметить события, которые привели к коренному перелому в ходе ВОв;
- приготовить устный ответ:
битва под Москвой;
Сталинградская битва;
сражение на Курской дуге.
Задания для всей групы уч-ся перед индивидуальными ответами;
Слушая ответы по картам-схемам, дать рецензию рассказа.
Письменный опрос по карточкам.
Карточка №1
В ходе ВОв и после неё Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, являеся результатом “внезапности нападения на Советский Союз”.
Вопрос:
Как вы думаете, соответствует ли этот тезис действительности?
Карточка №2
Вопрос:
Как народный характер войны нашел отражение в произведениях литературы и искусства?
Карточка №3
В буржузной историографии II мировой войны существует множество точек зрения на источники победы Советсвого Союза в войне с гитлеровской Германии.
Одни считают, что главная причина поражения Германии заключается в том, что действиями верхмата на советско-германском фронте руководил Гитлер. Он несет единоличную ответственность за поражение Германии. Другие, в основном бывшие гитлеровские генералы, пытаясь оправдать провал фашистских планов блицкрига против СССР, выдвигаюют версии о “русском генерале Зима”, о “генерале Распутице”, о “суровом климате в России”. Третьи, как например, бывший фашистский генерал О. Лош, утверждают: “Наша многолетняя и упорная борьба на всех фронтах оказалась напрасной из-за бездарности высшего политического и военного руководства”.
Вопрос:
Как вы считаете, что привело к поражению фашистской Германии в войне против Совестского Союза?
Карточка №4
Сотрудник английского института стратегических исследований А. Кларк видит причины временных неудач советских вооруженных сил в начале войны в том, что нападение Германии явилось “полной неожиданностью для руководства страны и командования Красной армии”.
Задание:
Определите факторы, которые обусловили временные неудачи Красной армии, обосновав мнение.
Карточка № 5
Наряду с русскими (основное ядро армии и флота) на фронтах ВОв героически сражались сыни и дочери всех народов СССР. Среди Героев Советского Союза было 8182 русских, 2072 украинцев, 311 белоруссов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 1 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мардвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкиров, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 9 карелов, 9 калмыков, 7 кабардинев, 6 адегейцев, 5 абхазцев, 3 якута, а так же представители других национальностей.Вопрос:
Какое значение для победы имела дружба людей всех национальностей?
3. Беседа по обобщению всего материала.
- Работа по плану с поиском материала в источниках:
1. Людские и материальные потери в войне.
2. Судьба мира в случае поражения антифашистских сил.
3. Участь СССР при победе фашизма.
4. Вероятность победы фашизма.
5. Роль особождения советскими войсками Центральной и Юго-Восточной Европы.
6. Рост международного авторитета СССР после войны.
7. Развитие военного потенциала.
8. Опасность ядерного оружия.
- Обобщение по итогам войны (цена победы)
(Приложение №1)
- Сообщение по выполнению опережающих заданий:
что стало бы с миром, в случае поражения антифашистских сил;
какая участь была уготовлена СССР;
насколько реальной была вероятность победы нацизма;
развитие военного потенциала в годы войны;
Нюрбергский процесс;
“Моя семья в годы войны” (приложение №2)
(Минисочинение на фактическом материале)
- Заполнение таблицы, данной в начале урока.
ЭТАЛОН
Таблица “Итоги и последствия ВОв”
Итоги Последствия
Уничтожение фашизма, как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции при решающей роли СССР.
Огромные людские потери и материальные разрушения.
Развитие воинского искусства, совершенствование вооружений.
Освобождение советскими войсками Центральной Юго-Восточной Европы.
Рост международного авторитета и расширение его границ.
Появление ядерного оружия.
Антигитлеровская коалиция стала основой для создания ООН. Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы. Международный суд над нацизмом.
Послевоенные экономические трудности и демографическая проблема.
Основа для разработки и производства новых видов вооружения.
“Социалистический выбор” под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата. Образование мировой системы социализма.
Дальнейшее усиление тоталитарного режима в нашей стране при явном росте гражданского самоощущения, гражданской ответственности населения.
Начало “холодой” войны, гонка вооружений, обострение экологической проблемы.
Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации международных отношений.
Превращение проблемы войны и мира в глобальную
Диагностика глубины и прочности знаний
- выборочный опрос 2-3 уч-ся по тезисам;
- рекомендации по дальнейшему запоминанию материала по опорным понятиям.
IV. Итог урока:
- возврат к целям
- домашнее задание
- выставление оценок
- распределяю задания к следующему уроку.