Разработка урока по теме: головной мозг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МКОУ «КИЧИГАМРИНСКАЯ СОШ»

Разработка урока к конкурсу
«Учитель года Дагестана 2017»
«Кичигамринской СОШ»
на тему:









Выполнила: учитель биологии
Алиева Роза Магомедрасуловна




Кичигамри 2016

Тема "Строение и функции головного мозга". 8-й класс
План-конспект урока
“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.
И. П. Павлов

Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга .
Задачи урока:
образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.
развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.
воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.

Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Оборудование: таблицы головного мозга , модели черепа человека.
На каждом столике перед учениками по две половинке чищенного грецкого ореха, сопроводительные листы.

Ход урока
Организационный момент (1 минута)
Приветствие класса:
Учитель:
-Здравствуйте, юные друзья !
- Здравствуйте, уважаемые гости!

Готовность к уроку, настроение.
Я хочу начать свой урок с небольшого стишка: (слайд 4)
Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги
Центральной нервной системы ключи.
Это все о чем говорится в стишке, относится к НС.
Опрос
-Учитель:
-Давайте, ребята, вспомним из каких отделов состоит НС? (из центральной и периферический частей)
-Что относится к ЦНС? (головной и спинной мозг)
-А к периферической части? (нервы и нервные узлы )

Внимание на экран (слайд 5)
-Что изображено на рисунке? (слайд с изображением спинного мозга)
-Какие функции выполняет спинной мозг?


(1. рефлекторную- рефлекторная дуга
замыкается на уровне спинного мозга.


2. проводящую - возбуждение в рецепторах
направляется в спинной мозг, а затем через
синапсы переключаются на
исполнительные органы.)
Учитель:
(Слайд 6)
1. Посмотрите на запись и выделите слова, которые относятся к ЦНС:
ЛПТНЕЙРОНЖЫРЕФЛЕКСЮЫБСПИННОЙМОЗГЮЬБЧВОЗБУЖДЕНИЕЭФЪФ
ДЫНЕРВЫБЯСЕРОЕ ВЕЩЕСТВОЮГОЛОВНОЙМОЗГТПРБТИЗВИЛИНЫСТЮПОЛУШАРИИ
2. А теперь из этой же записи выделите только те, которые относятся к спинному мозгу.



Учитель:
- Что же такое нейрон? (это нервная клетка, структурная и функциональная единица нервной системы. Они обладают особыми свойствами: - возбудимостью и проводимостью. Из нейронов построена нервная ткань. Как и у других клеток у нейронов имеется ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.) (Слайд 7 и 8)
- А зависит ли наша учеба от нервной системы?
- А именно от какой части НС зависит работа нашего тела? (от головного мозга)

Слайд 9. « Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать!»
Прикрепить плакат с этим выражением к доске.

Итак, начнем урок.
Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин. Это различие обусловлено разной массой их тел.
Многие думают, что чем больше мозг , тем умнее человек. (Слайд 9).
Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?(учащиеся заносят этот проблемный вопрос в свои сопроводительные листы) (Слайд 10). Этот вопрос пока оставляем не разобранным.
Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, хотел понять его роль, значение в жизни человека. Даже в глубокой древности Гиппократ, которого считают «отцом медицины» связывал сознание и мозг. ( Слайд 11).
Головной мозг – это сложный орган, который способен воспринимать и обрабатывать огромный объем информации. (Слайд 12). Он состоит из трех частей:
передний мозг ( полушария большого мозга и промежуточный мозг)
ствол ( продолговатый мозг, средний мозг, мост )
мозжечок .
После слайда ученикам раздать по 2 половинки грецкого ореха для сравнения.
Объяснять со слайда 12.
Несмотря на то, что у мозга имеются защитные оболочки его можно легко повредить и сильно. И в первую очередь это сотрясение, ушиб головного мозга.
Подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреваты падением и тяжёлыми травмами.
- Нужно ли беречь голову от ударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).
- Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти при прыжках в воду?(только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”)
Учитель:
- Прежде, чем начать изучение строения и функций отделов головного мозга, давайте посмотрим каким веществом они образованы. (белое и серое)
- Из чего состоит серое вещество? (тела и дендриты нейронов) Белое? (аксоны нейронов).
(Слайд 13)
Теперь разберем каждый из отделов головного мозга по отдельности. (Слайд 14 с изображением отделов головного мозга).
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Его длина составляет всего 3 см. Внешне он похож на спинной мозг: у него серое вещество лежит внутри белого, но располагается отдельными ядрами. Он выполняет следующие функции: 1. рефлекторную и 2ю проводящую. Там имеются жизненно важные центры: дыхания, работа сердца, пищеварение, глотание, слезоотделение, чихание, кашель и т.д. (Слайд 16 и 17 ).
Проведение опыта.
Задание 1: докажите, что глотательный рефлекс ( безусловный рефлекс продолговатого мозга) не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса.
Опыт1: учащиеся по команде делают в быстром темпе несколько глотательных движений. При отсутствии слюны ( раздражителя) сделать глотательные движения невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто можно проглотить несъедобный предмет. Вот почему маленьким детям для игры нельзя давать мелкие предметы ( винтики, гайки, пуговицы, шарики).
Основа: реагирует на внутренние раздражители.(Слайд 18)
(Ученики делают записи в своих сопроводительных листах).
Учитель:
Следующим отделом головного мозга является мост (Слайды 19,20,21) Это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга, или, обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку и продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры , связанные с мимикой, жевательными функциями.
Основа: передача импульсов от спинного мозга к головному.
Учитель:
А сейчас мы с вами рассмотрим СРЕДНИЙ МОЗГ. Он участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, которые возникают под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света. (Слайды 22,23, 24) .
Проведение опыта.
Задание 1:
·давайте пронаблюдаем рефлексы среднего мозга:
а) рефлексы, которые поддерживают равновесие тела(сохраняющие устойчивость)
б) ориентировочный рефлекс.
Опыт1: испытуемый принимает позу Ромберга. Одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди ( ступни должны быть на одной прямой одна спереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены.
Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя
Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями.(Слайд 25)
Задание 2: доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.
Опыт2: учитель предлагает прочитать небольшой текст. Как только они приступают к чтению, учитель неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. Многие ученики прекратят свое чтение и непроизвольно поворачивают голову к источнику звука.
(ученики делают записи в своих сопроводительных листах).Ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем (привести пример с шариком) – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Рефлекторный ответ заключается в настораживании, повороте головы, глаз в сторону источника света, изменении величины зрачка, кривизны хрусталика и т.д. (Слайд 26).
Учитель: Почему ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение ? (он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде).
Основа: реагирует на внешние раздражители.

А теперь, мы перейдем к следующему отделу головного мозга - промежуточный мозг - это отдел головного мозга, который проводит импульсы к коре полущарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В отделах промежуточного мозга расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. Даже железы внутренней секреции осуществляют свои функции с участием промежуточного мозга. (Слайд 27, 28).

И по – тихоньку перейдем к последнему отделу головного мозга. Это мозжечок.
Мозжечок располагается позади продолговатого мозга и моста. Он имеет два полушария. И вот посмотрите ( показывая Слайд 29 и 30) , ребята, точно также как и сам головной мозг мозжечок имеет множество складок. Давайте, все-таки определим его функцию. Его главная функция – это координация движений. ( запись в сопроводительных листах). Иначе мозжечок называют малым мозгом. (Слайд 31 с изображением заданий мозжечка).
Задание1: пронаблюдайте координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.
Опыт а: (проводится фронтально)
По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений.
Задание 2. Пронаблюдайте, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.
Опыт б: Учитель захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Тогда когда ученик будет выполнять это действие с достаточным усилием, учитель неожиданно отпускает руку, с тем чтобы она двигалась по инерции. Но этого движения не происходит. Ученик делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.
Задание 3: Привести пример нарушения работы мозжечка. (пример - пьяный человек ,пытаясь сделать один шаг , вынужденно делает по инерции несколько в том же направлении)
- Почему это происходит? (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).
– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в резу3ьтате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП)
Закрепление материала.
Учитель: наш урок близится к завершению. А теперь мы проверим как вы усвоили материал.
Задание 1: отметить все отделы головного мозга.
(слайд 32 с изображением головного мозга). В своих сопроводительных листах ученики отмечают все отделы головного мозга, которые мы с вами разобрали. А потом все проверяют с экрана ( слайд 32).
Задание 2: продолжить фразы:(слайд 34)
а) головной мозг человека состоит из .
б) продолговатый мозг является продолжением .
в) величину зрачка, кривизну хрусталика обеспечивает мозг.
Молодцы, ребята!
В заключении я бы хотела привести интересный факт из жизни величайшего, гениального композитора Людвига Ван Бетховена. Он очень сильно болел, затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Давайте послушаем его произведение « Лунная соната». А пока звучит музыка ,в своих сопроводительных листах заполните графу « Что я узнал на уроке».
Учитель: ну в общем мы с вами разобрали головной мозг. Если вы помните, эпиграфом нашего урока был : « Мозг надо беречь, в меру нагружать и не травмировать». Это были слова Бехтерева, который всю свою жизнь посвятил изучению головного мозга.
Подведение итогов:
Учитель: Ребята, давайте подумаем и ответим на тот проблемный вопрос нашего урока: « можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек ?»(оказывается дело не в весе мозга, а в его строении).
Домашнее задание: (слайд 36) стр. 60-65, рубрики «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ».
Учитель: вам понравился урок?(слайд 37)
Хорошего настроения ( слайд 38)
Урок окончен, спасибо за внимание! ( слайд 39).
Литература и интернет ресурсы: (слайд 40)
Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14615




«Строение и функции головного мозга»