Урок русского языка на тему: Неопределённая форма –начальная форма глагола 2 класс ПНШ


Ф.И.О. Лиджиева Ия Ивановна
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тип урока: Закрепление новых знаний
Тема Неопределённая форма –начальная форма глагола.
Цель Продолжить работу над знакомством с неопределённой формой глагола как начальной формой глагола
Задачи Образовательные: закрепление знаний о неопределённой форме глагола как начальной формы глагола; формирование умения соотносить начальную и личную форму глагола (бегу – бежать, читаем – читать …)
Развивающие: развивать умения употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Воспитательные: привитие любви к родному краю, экологическое воспитание.
УУД Личностные УУД: развитие умений ставить вопросы и находить ответы.
Регулятивные УУД : самоанализ и самооценка своей деятельности.
Коммуникативные УУД : умение работать в паре, в группе.
Познавательные УУД : развитие критического мышления.
Планируемые результаты Предметные:
Знать суффиксы начальной формы глагола ; на какие вопросы отвечают глаголы.
Уметь определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова - синонимы, антонимы; выделять суффиксы глаголов в начальной форме
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, знающего и любящего ее культуру.
Метапредметные: формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям.
Основные понятия Начальная форма глагола, антонимы, синонимы
Межпредметные связи Связь с окружающим миром; уроком литературного чтения; уроком рисования.
Ресурсы:
Основные
Дополнительные Учебник Н.А. Чураковой «Русский язык» 2 класс;
Компьютер, проектор; презентация; карточки, таблица «Неопределенная форма глагола»
Форма урока Фронтальная; И –индивидуальная, П – парная, Г - групповая
Технология ИКТДидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижения запланированных результатов Планируемый результат
Предметные УУД
Организационный момент Вступают в диалог с учителем Создает эмоциональный настрой. Организует беседу, побуждает к высказыванию своего мнения.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Всё расскажет нам … (глагол)
- О какой части речи мы с вами сегодня будем говорить?
Беседа с учащимися. Личностные: положительный настрой на урок;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний по изучаемой теме
Актуализация знаний - Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании. Познавательные: умение выделить нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Изучение нового материала
1.Словообразовательная работа.
А)Повторение знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
Б) Образование глаголов в неопределённой форме Глагол – самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Грамматические значения глагола – изменяется по числам и по временам.
1.Отличать неопределённую форму глагола от других глагольных форм.
2.Ставить вопросы;
3.Образовывать неопределённую форму;
4.Употреблять и находить неопределённую форму в тексте.
Работа с сигнальными карточками
Это глаголы.
Они отвечают на вопрос – что делать?
На вопрос – что сделать?
Бежать – сбежать
Желать – пожелать
Молчать – смолчать
Ходить – сходить
Тащить - стащить
Они отвечают на вопросы – что делать? Что сделать?
- ть, ти.
Н.Ф. не указывает на время, число глагола
Составляют алгоритм отличия глагола в неопределённой форме от других глагольных форм . Отвечают на вопросы учителя.
Им. Сущ. – И.п ,ед. ч.
Им. Прил. – И.п.,ед. ч, м.р. Организует работу по постановке учебных задач.
Тема нашего урока «Начальная форма глагола». Вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Чему же должны будем научиться сегодня?
В данных глаголах вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. Ответы покажите с помощью сигнальных карточек с безударными гласными.
- Подберите к данным словам глаголы в неопределённой форме.
- Что вы заметили?
- На какой вопрос отвечают эти глаголы?
-На какой ещё вопрос могут отвечать глаголы в неопределённой форме?
Выполняем задание в тетрадях.
Поменялись тетрадями и проверили работы.
Почему мы говорим, что данные глаголы стоят в неопределённой форме?
- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределённой форме?
- Что ещё мы знаем о неопределённой форме глагола?
Сегодня на уроке мы говорим о том, что неопределённая форма – это начальная форма глагола. В словарях глаголы даны в неопределённой форме.
Организация работы со словарями.
- Найдите в словаре любой глагол. Прочитайте. Поставьте вопрос. Посмотрите, на что оканчивается. Сделайте вывод.
- Вспомните, что является начальной формой у имён существительных и имён прилагательных?
Работа на интерактивной доске (проверка)
Б.гу -…, ж.лаю - …,м.лчу - …, см.трю -…, х .жу - …,н . су - …, ст .ю -…, т . щу - … .
Самостоятельная работа в тетрадях
Карточка №1
Бежать -…
Желать -…
Молчать -…
Смотреть - …
Ходить - …
Тащить - …
Взаимопроверка.
Работа по таблице «Неопределённая форма глагола».
Демонстрация словарей русского языка.
Повторение и обобщение знаний о глаголе.
Повторение знаний о правописании безударных гласных;
Повторение знаний о вопросах на которые отвечают глаголы в неопределённой форме.
Повторение знаний о начальной форме имён существительных и имён прилагательных. Познавательные: умение анализировать, проводить аналогии; узнавать части речи по их существенным признакам;
Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач.
Регулятивные: умение отличать новое знание от уже известного.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; выдвигать гипотезы;
Коммуникативные: умение задавать вопросы.
Регулятивные: умение выявлять признаки имён существительных и имен прилагательных в начальной форме;
Познавательные: умение выделять нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.
Закрепление нового материала
Повторение знаний о антонимах
Повторение знаний о синонимах.
Изменение глаголов по временам.
Письмо по памяти.
4.Развитие речи учащихся.
Контроль. Отработка полученных знаний.
Работа с антонимами
Строить - разрушать
Увеличивать -уменьшать
Спрашивать -отвечать
Продавать -покупать
Веселиться -грустить
Брать –отдавать
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Это глаголы в неопределённой форме или глаголы в начальной форме.
Слова, которые пишутся, звучат по разному, но лексическое значение одинаковое – называются синонимами.
Работа с синонимами.
Покорять -подчинять
Бросать - кидать
Посылать -отправлять
Погасить -потушить
Охранять -сторожить
Желать- хотеть.
(составление предложений)
Запись стихотворения по памяти.
Грустит
Настоящее время
П.в.- грустил
Н. в – грустит
Б.в. –загрустит
М.р. – грустил
Ж.р. – грустила
Ср. р.-грустило
Есть суффикс – л.
Составление рассказа на заданную тему, высказывают своё мнение.
Сайгаки.
Письмо под диктовку.
Стрелять в сайгаков – значит оскорблять дух всеми почитаемого древнего, как степь божества.
-стрелять, оскорблять.
- Что делать? Что сделать?
Ответы детей К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.
- Как называются слова противоположные по смыслу?
Посмотрите на эти слова. Что вы можете о них сказать?
Сейчас мы с вами повторили, что такое антонимы. Вспомните, пожалуйста, какие слова называются синонимами?
Давайте поработаем с синонимами. Подберите к данным глаголам близкие по смыслу глаголы.
- Какие это по смыслу глаголы?
- Как они ещё называются?
- Задайте вопросы к данным глаголам.
- Что вы можете о них сказать?
- Составьте предложение с одним из глаголов.
- Разберите первое предложение по членам предложения.
- Назовите глагол.
- Определите время глагола.
- Измените глагол грустит по временам.
- В прошедшем времени измените глагол по родам.
- Какая особенность есть у глаголов в прошедшем времени?
-Прочитайте ещё раз первое предложение. Почему, как вы думаете, грустит тюльпан?
Много названий есть у тюльпана. Я вам сейчас прочитаю текст о тюльпанах, а вы внимательно послушайте.
- Тюльпаны являются растительным символом степи, Калмыкии. А кто из животных является символом калмыцких степей?
- Найдите второе предложение. Прочитайте.
Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают?
Что можно сказать об этих глаголах? Карточка№2
Строить -…
Увеличивать -…
Спрашивать -…
Продавать -…
Веселиться -…
Брать -…
Подбор синонимов.
Покорять -…
Бросать -…
Посылать -…
Погасить -…
Охранять - …
Желать -…
Слайд №3
Письмо по памяти.
Грустит в степи тюльпан…
Тянусь к нему. И боль его
Мне сердце надрывает.
(Хасыр Сян – Белгин)
Составление рассказа на экологическую тему : «Берегите тюльпаны»
Слайд №4
Картина «Весна в степи».
На Дону их называют «лазориками». Лазоревый цвет –цвет нежной утренней зорьки. А мы, калмыки, называем этот цветок «Алтын зул цециг», что означает – «золотокоронный», «лампадоподобный».
Слайд № 5 «сайгаки»
Книга Д.Н.Кугультинова и Г.Кукареки «В колыбели ковылей».
Диктант.
Покровителем сайгаков считался у степняков сам Цаган Аав – Белый старец – мудрый хозяин всего живого мира. Стрелять в сайгаков – значит оскорблять дух всеми почитаемого древнего, как степь божества.
Слайд № 6
Повторение знаний об антонимах.
Повторение знаний о синонимах
Повторение алгоритма письма по памяти
Знать структуру построения текста. Умение описывать картину.
Правила оформления предложений при письме.
Обобщение знаний о неопределённой форме глагола Регулятивные: умение соотносить выполнение работы с поставленной целью.
Познавательные: умение образовывать неопределённую форму глагола; анализировать; определять умения, которые будут сформированы на основе выполнения данного задания.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения работ.
Познавательные: умение осознано строить и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные: умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему с учителем и сверстниками; принимать и понимать задачу совместной работы; распределять роли при выполнении заданий.
Регулятивные: умение принимать и понимать учебно-познавательную задачу.
Познавательные: распознавать глаголы в прошедшем времени.
Личностные: овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, знающего и любящего ее культуру.
Коммуникативные: умение владеть диалоговой речью;
Личностные: умение осознавать ответственность за будущий результат;
Умение находить неопределённую форму глагола.
Рефлексия урока Сегодня на уроке мы повторили всё, что знаем о глаголе, проверили свои знания.
Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. Итак, вернёмся к теме нашего урока «Неопределённая форма глагола». Что по данному вопросу вы можете рассказать?
- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
-Со всеми ли мы справились?
- Мне бы хотелось закончить наш урок высказыванием писателя М.М.Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Что вы можете сделать для нашей калмыцкой степи? Слайд № 7
Развитие речи учащихся. Составление своих суждений по данной проблеме. Домашнее задание Повторить все изученное о неопределённой форме глагола. Поупражняться в образовании глаголов неопределённой форме. Карточка №1
Бежать -…
Желать -…
Молчать -…
Смотреть - …
Ходить - …
Тащить - …
Карточка№2
Строить -…
Увеличивать -…
Спрашивать -…
Продавать -…
Веселиться -…
Брать -…