Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания


Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учениками 4 класса с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Виды контрольных работ, их проведение и оцениваниеКонтрольные работы разделены на три большие группы:
текущие контрольные работы;
итоговые контрольные работы;
комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ — проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти), за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная итоговая контрольная работа.
Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи» - и проводятся в конце каждого полугодия 4 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы — оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» (текущие и итоговые)Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач.
Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.
Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:
«5» — за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» — если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» — если ученик не справился с большинством заданий.
Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.
Констатирующие контрольные работыЦель констатирующей контрольной работы — установить степень сформированной у учащихся мотивации к изучению русского языка. При проведении работ этого вида учитель получает возможность определить перспективы дальнейшей работы, скорректировать свои подходы к обучению каждого ученика, подобрать дополнительный материал, вернуться к изученной теме, привлекая те формы работ (парную, групповую, индивидуальную, фронтальную), которые будут наиболее оптимальными для каждого конкретного ученика.
Для проведения констатирующей контрольной работы отводится отдельный урок или часть урока. Возможность и целесообразность проведения работы определяет учитель. Контрольные работы этого вида предлагаются всему классу, но выполняются только по желанию ученика. Таким образом, младшие школьники могут попробовать свои силы в решении учебных задач более высокого уровня.
Констатирующие контрольные работы оцениваются в терминах «выполнил / не выполнил». Отметки в журнал за выполнение констатирующих работ не выставляются, однако сами работы рекомендуется разместить в портфеле индивидуальных достижений учащегося (портфолио).
ТестированиеТесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»).
На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках- карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает О баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» — если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» — если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» — если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» — если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.Контрольные работы к урокам блока «Правописание»ДиктантДиктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому- нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.
После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.
Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка:
Оценивание диктанта«5» — если в диктанте нет ошибок;
«4» — если допущено не более двух ошибок;
«3» — если допущено не более четырёх ошибок;
«2» — если допущено пять и более ошибок.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т. е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
Оценивание орфографического задания
«5» — за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» — за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» — за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» — за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой — за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.
Оценивание списывания:
«5» — за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» — за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка;
«3» — за работу, в которой две-три ошибки;
«2» — за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктантВ словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников.
Количество слов в словарном диктанте в 4 классе не превышает 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:«5» — за работу без ошибок;
«4» — за работу, в которой одна ошибка;
«3» — за работу, в которой две ошибки;
«2» — за работу, в которой три-пять ошибок.
Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение
Изложения в четвертом классе проводятся только в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.
Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.
Изложение оценивается одной отметкой — только за содержание.
В изложении оцениваются:
полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Оценивание изложения
Отметка «5»:
правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
нет фактических ошибок;
правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
содержание передано правильно и достаточно точно;
в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
допущено существенное отклонение от авторского текста;
допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Самостоятельная работаВ четвертом классе дети выполняют творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.
Комплексная итоговая работаВ комплексных итоговых работах используются три типа заданий:
задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;
задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям.
За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.
Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:
«5» — если ученик набрал 15-16 баллов;
«4» — если ученик набрал 12-14 баллов;
«3» — если ученик набрал 8-11 баллов;
«2» — если ученик набрал менее 8 баллов.
Итоговые контрольные работы в 4 классе
В четвертом классе проводятся четыре итоговые работы: контрольная работа к блоку «Правописание»; тестовая контрольная работа (по выбору учителя), изложение (по выбору учащихся) и итоговая проверочная работа, оценивающая уровень достижения планируемых результатов по русскому языку выпускников начальной школы.
В ходе проверки тестовых контрольных работ учитель подсчитывает количество баллов за выполнение учащимися заданий базового уровня и за выполнение заданий повышенного уровня и на основании этой информации определяет: 1) справился ли учащийся с работой на базовом уровне (не менее 60% заданий базового уровня); 2) справился ли учащийся с заданиями повышенного уровня (не менее 50 % заданий повышенного уровня).За тестовую работу выставляется две отметки: первая - за базовую часть работы, вторая - за вторую часть работы, включающую задания повышенного уровня, при этом выставляются только отметки 4 и 5 или только 5.
За выполнение учащимися итоговых диктантов выставляются словесные оценки «не справился», «справился на базовом уровне» (допустил не более шести ошибок с учетом повторяющейся ошибки на одно и то же правило), «справился на повышенном уровне» (допустил не более двух ошибок, включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило). Качество почерка ученика и аккуратность оформления не влияют на оценку. Исправления ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
При проверке изложения в 4 классе оценивается только «речевая» составляющая задания: орфографические и пунктуационные ошибки, даже на изученные правила, не учитываются и не влияют на оценку.
Литературное чтение.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат — радость, огорчение, безразличие — может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых четвероклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Это:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
тексты и задания для проверки навыка чтения молча;
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» — ученик набрал 9-10 баллов;
«4» — ученик набрал 7-8 баллов;
«3» — ученик набрал 5-6 баллов;
«2» — ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» — если все задания выполнены, верно;
«4» — если выполнено не менее 1/4 всех заданий;
«3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:
Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Количество слов в четвертом классе - 12-15. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» — если в работе нет ошибок;
«4» — если в работе одна ошибка;
«3» — если в работе две ошибки;
«2» — если в работе более двух ошибок.
В четвертом классе проверяются: овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказывать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть - стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставлять факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает текст целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя, может составить рассказ о герое; умеет высказать свое мнение.
Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения и с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).Отметка «2» — ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Четвероклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В четвертом классе - 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы (из них 15 произведений - контрольное чтение наизусть). Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Окружающий мир:
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
В четвертом классе осуществляются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Четверокласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу четвертого года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить: «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - непохожи; одинаковые - разные; существенное - несущественное).Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях - как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.