Конспект урока на тему Спинной мозг


Министерство образования и науки Российской Федерации.
ФГБОУ «Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова»
Кафедра Ботаники.
План- конспект урока по Биологии.
8 класс.
Курс «Человек»
Глава 10. Нервная система.
Тема: § 49«Спинной мозг.»
Выполнила: студентка 5-го курса
Естественно-географического факультета
Группы ГБ-11-1-2
Князева Мария.
Колесниченко И.И.
Ульяновск. 2016 г.
Тема урока: : § 49«Спинной мозг.»
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Задачи: - обучающие:
Расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании изучаемого материала;
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привить навыки самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать информационную культуру;
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные Предметные
Осознание значимости спинного мозга в нервной системе человека. Познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся.
Способность управлять своей познавательной деятельностью. Формулировка собственного мнения о значимости спинного мозга, как в ЦНС, так для организма в целом.
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи Формы работы
Анатомия.
Групповая,
Фронтальная
Используемые ЦОРы (цифровые образовательныересурсы)
1. www.ped-kopilka.ru2. www.infourok.ruСредства обучения: учебник биологии 8 класс А.Г. Дрогомилов, Р.Д. Маш, интерактивная доска.
Новые термины: Спинной мозг, позвоночный канал, Спинномозговая жидкость, центральный канал, серое и белое вещество, Деятельность спинного мозга.
Технология изучения темы.
Ход урока Деятельность учителя (работа с ЦОРами, методы обучения)/ деятельность ученика.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, сан. состояния класса.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами изучаем новую тему! Давайте проверим, все ли у Вас есть для работы на уроке? Нам потребуется учебники, тетради для записей, ручки, карандаши.» Давайте проверим отсутствующих и приступим к работе.
1-2 мин.
2.Актуализация опорных знаний.
-Ребята прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. На слайде написаны задания, на которые Вы должны ответить.
1 Вариант:
Нервы-это?
Чем представлена Центральная Нервная система?
За какие функции отвечает соматический отдел нервной системы?
Когда активируется симпатический отдел нервной системы?
Главная железа эндокринной системы?
2 Вариант:
Рефлекс-это?
Чем представлена Периферическая нервная система?
За какие функции отвечает вегетативный отдел нервной системы?
Когда активируется парасимпатический нервной системы?
Как называются нейроны промежуточного мозга?
5-7 мин.
Вопросы представлены учащимся на слайде, письменный фронтальный опрос.
Тестовый контроль.
3. Изучение нового материала.
Актуализация нового материала.
-Ребята обратите внимания на слайд, что мы видим? (Головной и спинной мозг человека).
Какова же тема нашего урока?
-Давайте запишем сегодняшнее число, и тему урока «Спинной мозг». Я предлагаю самостоятельно Вам сформулировать цель урока, для чего мы изучаем спинной мозг?
Цель: Лучше познать свой организм, узнать строение и функции спинного мозга.
А теперь обратимся к плану сегодняшнего урока:
План урока:
Строение спинного мозга.
Функции спинного мозга.
Деятельность спинного мозга.
1.Строение спинного мозга.
-Ребята давайте обратимся к рисунку в учебнике на стр. 196, что мы видим? Спинной мозг. Как нам стало известно из прошлого урока, спинной мозг одна из основных составляющих нервной системы человека, он находится в позвоночном канале и защищен тремя оболочками спинномозговой жидкости, которая его омывает, предохраняет мозг от сотрясения и создает для его клеток необходимую среду.
Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см.
Рассмотрим его внешнее строение , спинной мозг имеет вид длинного шнура, заостренного внизу. Обратим внимания на уровень большого затылочного отверстия он плавно переходит в головной мозг. Передняя щель и задняя борозда делят его на две половину, правую и левую.
Так же в спинном мозге различают серое и белое вещество .(Как Вы думаете для чего нужны данные вещества?)
Серое вещество состоит из тел нейронов и из дентритов, белое из длинных отростков, образующих нервы.
От спинного мозга отходит 31 пара нервов, связывающих его с органами либо непосредственно, либо через нервные узлы.
Прочитайте 3 абзац на стр. 197 и сделайте вывод.
Мини-опрос:
Где расположен спинной мозг?
В каком месте он плавно переходит в головной мозг?
Дайте характеристику серому и белому веществу?
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним.
Физическая минутка:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
2.Функции спинного мозга.
-Давайте рассмотрим теперь важнейшие функции спинного мозга, их две это проводящая и рефлекторная, как Вы можете их охарактеризовать?
В спинном мозге находятся центры врожденных безусловных рефлексов, в частности оборонительных, проводящая же функция выполняет функцию проводника, так как по нервным путям спинного мозга проходят нервные импульсы в головной мозг.
(Запишем функции спинного мозга в тетрадь)
3.Деятельность спинного мозга.
Деятельность спинного мозга целиком зависима от контроля головного мозга. ( Когда у Вас берут кровь из пальца Вы отдергиваете руку?) Верно, так как контролируете себя.
Рассмотрим несколько примеров, и узнаем к каким рефлексам они относятся.
(Человек дотронулся до горячего предмета, это соматический рефлекс)Прочитайте стр.198 второй абзац и сделайте самостоятельный вывод.
Мини-опрос:
Какие функции выполняет спинной мозг?
От какого органа зависит деятельность спинного мозга?
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.
В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.
Выводы к уроку:
Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.
Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.
1-3 мин.
Наводящий вопрос.
Записи в тетрадь. Самостоятельное целеполагание.
Работа по плану.
20-25 ин.
Объяснительно-иллюстративный рассказ.
Работа с учебником.
Пояснительный рассказ.
Работа со схемой спинного мозга.
Наводящий вопрос.
Пояснительный рассказ с элементами эвристической беседы.
Работа с учебником.
Самостоятельный вывод.
Устный фронтальный опрос.
Дополнительная информация.
Физ-минутка.1 мин.
Объяснительно-иллюстративный рассказ.
Наводящие вопросы.
Записи в тетрадь.
Пояснительный рассказ.
Примеры из жизни.
Работа с учебником.
Самостоятельный вывод.
Дополнительная информация.
Выводы к уроку.
Эвристическая беседа.
Выводы к уроку.
Пояснение ко всему уроку в форме свободного диалога.
4. Закрепление материала
-Ребята давайте закрепим наши знания, Вам нужно найти верные утверждения на слайде, и записать их номера в тетрадь, затем поменяться тетрадью с соседом и выставить себе оценку.
Спинной мозг расположен в головном мозге.
На уровне большого затылочного отверстия он плавно переходит в головной мозг.
В Спинном мозге находятся центры врожденных безусловных рефлексов.
Проводящая функция частично выполняет рефлекторную.
Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной, мягкой.
5мин.
Письменный опрос.
Устная проверка, самостоятельная оценивания.
5.Рефлексия
-Ребята обратите внимания на слайд, и ответим все вместе, чего мы достигли сегодня на уроке. 1 мин.
6. Домашнее задание:
параграф 49учебник биологии 8 класс А.Г. Дрогомилов, Р.Д. Маш .
Вопросы после параграфа письменно.
1 мин.
Список литературы:
1.Учебник
2. www.ped-kopilka.ru