проектно-исследовательская работа Художественная роспись по дереву – национальная культура регионов России


Городецкая роспись. История образования.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края.

Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.
На высоком берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец, а рядом, чуть восточнее, находится Охлебаиха.
Село Городец старинное, оно было основано ещё в XVIII веке.

Удобное местоположение на берегу Волги привлекло к нему население. Сюда бежали все, кто хотел укрыться от непосильных налогов, от помещичьего гнёта. Среди беглецов было много искусных ремесленников. По документам начала XVIII века большинство жителей Городца не занималось земледелием. Было среди них много кузнецов, ткачей, плотников, резчиков. Мастеров, для которых основным материалом было дерево. В народе говорили, что «лес заволжанина кормит».
Леса давали дешёвый и разнообразный материал для поделок: от детских игрушек до ложек и чашек.
Разные сёла стали специализироваться на производстве какого-либо одного предмета.
Среди обилия деревянной продукции были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся по всей России. Именно с них получила распространение знаменитая городецкая роспись.
Городецкие прялки состояли из двух частей: гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску, которая суживалась с одного конца, и имело отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, когда с прялкой не работали, его вешали на стену, как картину.

В Охлебаихе стали делать донца.
Охлебаиха – это маленькая деревушка. Почти все жители в ней Мельниковы. Скорее всего, первый житель носил такую фамилию. Деревня стоит недалеко от Городца, на высоком холме, на берегу речки Узолы. Крестьяне Охлебаихи часто находили на берегах реки, потемневшие от воды стволы дубов. Вероятно, эти находки натолкнули искусного мастера на мысль использовать этот материал в своих изделиях. Из материала «морёного» дуба стали вырезать фигурки коней, птиц и вставлять в углубления на поверхности осинового донца. Такая техника украшения называется инкрустацией. В дальнейшем живопись вытеснила её. Хоть делали эти донца в Охлебаихе, но назывались они «городецкими», потому что крестьяне возили их продавать на торг в село Городец, оттуда расходились по всей губернии. Желающих купить донце было так много, что мастера Охлебаихи не успевали их делать. Стали заниматься этим промыслом и в соседних деревнях.
Мастера стали прибегать к хитроумному способу: отдельные детали рисунка стали закрашивать тёмной краской, это создавало иллюзию инкрустации. Внешний вид рисунка не изменился, а время, затраченное на изготовление донца, сократилось. Мастер Лазарь был одним из первых, применивших этот приём.
Постепенно раскрашиваемая поверхность увеличилась. Делали это сначала соком клюквы, потом стали красить настоящими яркими красками. Во второй половине XIX века появились донца просто расписные.
До сих пор сохранилась легенда о том, как мастера-резчики стали делать расписные вещи. Однажды в одну из церквей Городца пришёл работать художник-живописец. Он подновлял потускневшие иконы. Его набор красок, кистей произвели на крестьян неизгладимое впечатление. Многие мастера-резчики стали пробовать силы в новом для них деле.
Манеру росписи, которая сложилась в районе Городца трудно спутать с какой-нибудь другой. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. Сюжеты были неповторимы и своеобразны. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах. Встречались сцены из простой жизни: строительство дома, пряхи за работой.
Для росписи использовали яичные краски, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами. Преобладали белые, синие, красные и чёрные цвета.
При росписи использовали своеобразный инструмент. Это простая палка, наконец которой прикреплялся кусочек гриба-дождевика (круглый белый шарик, через несколько дней темнеет, высыхает, лопается и выпускает пыль). Тонкую оболочку гриба использовали крестьяне. Гриб смачивали белой краской и прикладывали к поверхности рисунка. Получалась ноздреватая дорожка, которая шла как орнамент не только по фону, но и по рисункам. Грибом как бы тыкали в рисунок, и поэтому получившийся орнамент называли «тыканным».
Одним из самых излюбленных сюжетов стало изображение всадников.

Мастера украшали росписью самые разные предметы: прялки, коробки для хранения веретён, предметы народного быта стульчики, лукошки, солонки, игрушки и другое.


Недолгое время делали мастера расписные донца. Прекратилось их производство, но не могло исчезнуть искусство по дереву, умение, опыт мастеров. В наши дни Городецкий промысел родился вновь и зажил новой жизнью.
,
В наши дни в Городце работает художественная мастерская, в которой делают детскую мебель, игрушки, декоративные украшения.
Современные художники учатся на лучших работах старых мастеров.

Муниципальное образовательное учреждение Тоншаевская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Районный конкурс
проектно-исследовательских работ
традиционного народного творчества
« С чего начинается Родина»
Художественная роспись по дереву – национальная культура регионов России
Автор:
Аплатова Елена, 17 лет
Руководитель:
Жукова М.В., учитель истории
2013 г.