Урок по окружающему миру Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население (4 класс)


Окр. Мир
Тема: Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель: сформировать знания о материке Австралия
Задачи: сформировать знания о материке Австралия, познакомить учащихся с географическимположением, растительным и животным миром материка, историей его открытия; познакомить с путешественниками, открывшими и исследовавшими Австралию, с крупными государствами и народами материка; продолжить развивать познавательный интерес, УУД; продолжить формировать умения работать с картой полушарий и глобусом, умения определять географическое положение материков; воспитывать эстетические чувства, чувство восхищения и уважения к первооткрывателям новых земель, воспитывать гордость за соотечественников, внёсших вклад в открытие новых земель, понимание важности сохранения природы и исторических памятников России и других государств нашей планеты.
Ход урока
Основные этапы урока Деятельность Учителя и учеников УУД
Орг. Момент
Подготовка рабочих мест
Создание положительного эмоционального настроения учащихся
Приветствие учителя Метапредметные
Проявлять интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру. Оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи.
Извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях, в дополнительной литературе, Интернете. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение,
помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;Предметные
Показывать с помощью круговой диаграммы соотношение суши и водной поверхности на Земле, находить на карте океаны, моря, проливы, крупные острова, характеризовать их особенности. Составлять цепи питания морских обитателей.
Усвоить основные понятия: Мировой океан, море, пролив, природное сообщество, планктон, цепь питания
Личностные
Положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей
Проверка д/з
- У вас лежит лист самооценки. Каждый этап урока вы будете оценивать.
Работа по группам
Рассказ о материке
1 группа Евразия
- Отгадайте загадку.
- О каком материке вы должны подготовить рассказ?
Часть света и материка
Соединилась на века
С другою частью – с Азией
И назвалась ...(Евразия)
Задание: Вставьте слова
Евразия - самый большой материк из всех материков. Она располагается в северном полушарии. Этот материк условно делят на две части - Европа и Азия. На юге Азии находится крупная горная система Гималаи и высочайшая её вершина - гора Джомолунгма.
Берега Евразии омывают воды четырёх океанов: на севере – Северный Ледовитый океан, на востоке - Тихий океан, на юге - Индийский океан, на западе - Атлантический океан. На материке много рек и озёр. Здесь находится глубочайшее озеро мира - Байкал с глубиной до 1637 м. В него стекает вода 336 рек, а вытекает красавица река Ангара. На материке находится и самое большое озеро Земли – Каспийское море.
Россия занимает около трети территории Евразии. Большая часть России находится в Азии.
2 группа Африка
- Отгадайте загадку.
- О каком материке вы должны подготовить рассказ?
В нём пустыня Калахари,
Миражей полно в Сахаре.
Этот южный материк
И по площади велик. (Африка)
Задание: Вставьте слова
Африка отделена от Евразии Средиземным и Красным морями. Средиземное море сообщается с Атлантическим океаном через узкий пролив Гибралтар. Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего 14 километров. Западные берега материка омывает Атлантический океан, восточные берега Индийский океан. Самое большое озеро Африки – озеро Виктория. Самое глубокое озеро Танганьика. Вблизи озера Виктория берет начало крупнейшая река мира - Нил. Только такой могучей реке оказалось под силу пробиться через Сахару - величайшую пустыню Африки и мира.
3 группа Северная Америка
- Эту часть света открыл Христофор Колумб.
_______ Америка - волшебный материк,
Как много интересного он в себе таит:
На востоке – равнины, на западе – горы,
Есть там реки, моря и озёра.
Природа похожа на природу Евразии.
Задание: Вставьте слова
Материк Северная Америка находится в северном полушарии. Его омывают воды трех океанов: на севере - Северный Ледовитый, на западе - Тихий, на востоке - Атлантический. Вокруг материка много островов. Среди них самый большой остров мира - Гренландия. Южная оконечность материка располагается вблизи Южной Америки. Его западную часть занимают горы Кордильеры. Самая крупная река Северной Америки - Миссисипи.
4 группа Южная Америка
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«_________ Америка.».Там – стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Задание: Вставьте слова
Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии. Ее северную часть пересекает экватор, а южная оконечность находится вблизи берегов Антарктиды. Вдоль западного побережья Южной Америки протянулись горы Анды. Многие вершины этих гор поднимаются выше пяти километров. В северной части Анд находится самый большой в мире водопад Анхель. В Южной Америке находится величайшая в мире Амазонская низменность, по которой протекает река Амазонка, самая многоводная река мира. Актуализация знаний - Мы с вами побывали на материках: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать. Целеполагание – Послушайте загадку и узнайте материк, на который мы сегодня отправимся.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралии.)
- О каком материке будем говорить на уроке?
- Какую цель поставите? (узнать о материке)
- Какие учебные задачи нам нужно решить?
(Изучая материк, мы составляли план изучения материка. 1. История исследования материка
2. Расположение материка, размер, рельеф
3. Растительный мир материка
4. Животный мир материка
5. Какие государства расположены на материке, население материка.)Первичное восприятие и усвоение нового теор. уч. материала 1.Австралия - самый маленький материк Земли. Австралия - в переводе с латыни означает «Южная земля».
- Мы продолжаем работать в группах.
Текст с. 151-156
1 группа
История исследования материка
- С какими именами связано открытие материка? (Виллем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук)
- Кто из русских путешественников изучал жизнь народов Океании? (Николай Миклухо-Маклай.)
2 группа
Положение материка, размер, рельеф
– Рассмотрите карту полушарий.
Расскажите о географическом положении этого материка. (Вблизи Австралии располагается огромное количество больших и малых островов, которые географы называют Океанией.)
- Какие океаны омывают берега Австралии?
- Есть ли в Австралии горы, пустыни, реки?
(Австралия в основном состоит из плоскогорий, но в центральной Австралии встречаются низменности. Горы в Австралии сравнительно низкие: самая высокая - 2230м, пустыня – Виктория, самая большая река материка - Муррей) (Австралия - самый сухой материк Земли, но если едешь в восточную Австралию, то захвати плащ и зонт, так как там льют дожди. А в западной и центральной Австралии очень сухо.)3 группа
Растительный мир материка
Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир………. (ученики)
( В Австралии очень обильная растительность. В северной Австралии растут весьма интересные деревья - эвкалипты. В жизни они несколько раз сбрасывают кору, их листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так, что отправляясь в эвкалиптовый лес не забудьте солнечные очки и панаму. Растут также акации, бутылочные деревья, папоротники и бамбук. Растительность западной и центральной частей материка очень бедна, так как она находятся в зоне пустынь и полупустынь.
4 группа
Животный мир материка
- Животный мир Австралии разнообразен.
Дети загадывают загадки, рассказывают о животных
– Отгадайте загадки о животных Австралии:
1) Похожа будто на ежа,
Но никак не на стрижа.
А выводит, как у птиц,
Поколенье из яиц. (Ехидна.)
Что из загадки мы узнали о ехидне?
Рассказ учащегося об ехидне.
2) Мишка белый – к полюсу.
Мишка бурый – по лесу.
Этот – сел на эвкалипт,
Листья есть и много спит. (Коала.)
Рассказ учащегося о коале.
3) Я как птица клюв имею.
Я откладываю яйца.
Но детенышей люблю,
Молоком их покормлю. (Утконос.)
- Что из загадки вы узнали об утконосе?
Рассказ учащегося об утконосе.
4) Передвигаюсь я прыжками,
И мой малыш всегда со мной.
Вступаю в схватку я с врагами,
Дерусь как чемпион-боксер. (Кенгуру.)
Рассказ учащегося о кенгуру.
- Многое животные занесены в Красную книгу.
Какие государства расположены на материке, население материка.
- Австралия – самый малонаселенный материк. Численность населения около 20 миллионов. Коренное население (аборигены). Переселенцы (европейцы). Племена, которые раньше населяли эти территории, сейчас составляют не более 5 % от общего количества жителей. Самый крупный город Австралии — Сидней, столица – город КанбЕрра (в переводе «место встречи»). Официальный язык — английский. Применение теоретических положений в условиях выполнение упражнений Составление проекта (в группах)
Карта Австралии – выбрать
Наклеить герб Австралии
Наклеить фамилии исследователей материка
Надписать океаны
Наклеить названия животных
Наклеить названия растений
Защита
Итог
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Достигли цели?
- Оцените работу группы. (смайлик) Домашнее задание С. 151 – 156 перес, п/т с. 52-53