Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики


Редькова Татьяна Дмитриевнапреподаватель информатики и ИКТГБОУ СОШ №414 Красносельского района
Г. Санкт-Петербурга
 
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
 
 Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.      Школа как социальная среда, в которой подростки находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков.           В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.Конечная цель: создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья подростков  на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.              Компоненты здоровья:
физическое здоровье;
духовно-нравственное здоровье;
экологическое здоровье.
         На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни, а также снижение перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.      Приведу примеры  из своей практики. Я использую следующие темы уроков и содержание материала по здоровьесбережению.
Медиобезопасность: инструктажи по охране труда при работе в кабинете информатики, при работе на компьютере, по пожарной безопасности, электробезопасности.
Хранение информационных объектов различных видов  на различных носителях - анализ правил безопасного хранения информации.
Алгоритм – модель деятельности - модель правильного поведения человека.
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение - проект «Виды компьютерной техники в жизни человека, её влияние на здоровье».
Линии связи, их основные компоненты и характеристики - влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека.
Создание документов средствами Microsoft Office - создание рисунков, открыток, плакатов с использованием растровой и векторной графики на темы «Здоровый образ жизни», «Компьютер», «Красные даты календаря», «Охрана окружающей среды»; создание презентаций  на темы «Охрана труда на производстве», «Экология», «ЗОЖ», «Компьютер и здоровье», «Мир вокруг нас», «Безопасный Интернет» и т.д.
Социальная информатика - социальные проекты « Жизнь без вредных привычек».
       На своих уроках я стараюсь достаточно часто менять виды работ обучающихся: фронтальный опрос, компьютерное тестирование, выступление с докладами, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с опорным конспектом.          Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание заданий, как помещённых в учебниках, так и тех, которые составляю я.        После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности обучающихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению обучающихся, как на самом уроке, так и после него.       Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению.          Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся.       Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, преподавателей, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся. Известно, что урок оказывает серьёзнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье обучающихся.
 Литература
Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2004. – 185 с.
Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003. – 288 с.
Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003.