Рабочая программа по географии России Население и хозяйство (9 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Учебный план МБОУ Лопанская СОШ №3 на 2014/2015 учебный год.
Рабочая программа учебного курса географии 9 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии для 5—9 классов.
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа», 2012г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Основная цель предмета:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Задачи предмета:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России

Общая характеристика учебного предмета
          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии «Хозяйство и население России» построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами. Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Практическая значимость  программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения «Географии России. Население и хозяйство» ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической  установкой, в значительной мере  определяющей  отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка  на формирование  в его рамках  системы базовых национальных ценностей  как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации  подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их  индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;
- осознание ценности географической среды  во взаимосвязи  природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
- осознание значимости  и общности  глобальных проблем  человечества  и готовность солидарно  противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые  социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие  общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед  современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре  России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное  отношение  к окружающей среде, осознание  необходимости ее сохранения и рационального использования.

Учебно - методический комплекc в 9 классе под редакцией В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство» соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, и, согласно новой концепции среднего географического образования, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год. Данный комплект позволяет сформировать принципиально    новую современную информационно-образовательную среду, открытую для  других образовательных материалов. Особенностью комплекта учебников  издательства «Дрофа» является чёткая выверенная структура.     Учебный материал рассматривается через призму гуманизации и воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране, а также взаимопонимания с другими народами и культурами. Сквозной темой просматривается человек и результаты его взаимодействия с компонентами природных комплексов, которые продолжаются в содержании всех учебников курса географии.  Содержание УМК является фундаментальным основанием для последовательного изучения следующих курсов географии.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Население и хозяйство России», на этапе основного общего образования, из расчета 2-х учебных часов в неделю (федеральный компонент). Программа рассчитана на 1 год.
Содержание тем учебного предмета
Раздел программы Характеристика основных содержательных линий Перечень практических работ
Раздел 1.Общая часть курса
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. направления и типы миграции. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. география религий.
География основных типов экономики России. Хозяйство страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Россия в современной мировой экономик. Перспективы развития России.
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности
Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. Пр.р. №1 « Характеристика ЭГП России».
Пр.р. №2 « Обозначение на к/к субъектов РФ».Пр.р. №3 «Определение плотности населения в РО. Сопоставление со средними показателями по стране».
Пр.р. №4 « Изменение числа занятых в различных сферах народного хозяйства».Пр.р. №5 « Закономерности в размещении отраслей машиностроения».
Пр.р. №6 «Характеристика топливных баз».
Пр.р. №7 «Составление типовой схемы АПК».
Пр.р. №8 «Определение размещения отраслей пищевой промышленности».
Пр.р. №9 «Характеристика транспортной магистрали».
Раздел 2. Региональная часть курса Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Пр. р. № 10: « Внешние связи ЦР».
Пр. р. №11: «ЭГХ Северного Кавказа» .Пр.р. №12 «Составление ЭГХ Самарского ПУ».
Пр.р. №13 «Характеристика ПТК Восточной Сибири».
Изучение Ростовской области География Ростовской области. Пограничные субъекты: особенности ГП, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории РО. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона. Пр.р. № 1: «Определение ЭГП своей области»
Пр.р. № 2: « Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области»
Пр.р. №3:» Определение по картам плотности и особенностей размещения населения»
Пр.р. № 4: «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства своей области»
Пр. р. №5 « Изучение и описание работы предприятия».
Пр.р. № 6: «Составление картосхемы внешних экономических связей области с другими субъектами РФ и зарубежными странами».

Тематическое планирование
Раздел программы Основное содержание по темам Характеристики основных видов деятельности ученика
1. Общая часть курса
Место России в мире. Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние
Политико-административное устройство России
Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения.
Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства.
Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.
Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы,
влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны.
Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения.
Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны.
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин.
Определять половой и возрастной
состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и
женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России.
Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.
Показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России.
Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения
Границы производящей и потребляющей зон, этапы
формирования хозяйства. Определять место России в мировой экономике.
Знать пути развития российской экономики.
Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и
основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов
Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производств.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.
Анализировать схемы и статистические материалы,
формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и
познавательные задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5. Региональная часть курса Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов. Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы. Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.
Изучение Ростовской области География Ростовской области.
Пограничные субъекты: особенности ГП, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории РО. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона. Знать: основные особенности ГП , особенности ЭГП РО.
Уметь: показывать на карте пограничные субъекты.
Давать характеристику экономичесэкому, транспортно –географическому, эколого –географическому положению РО.
Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема раздела и урока Кол-во часов Сроки изучения Темы контрольных и практических работ Оборудование Требования к результату
1 Раздел 1. Общая часть курса
Место России в мире.
ПГП Российской Федерации. 35
4
1 04.09 Политико- административная и физическая карта России , атлас., карта №4 Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства.
Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.
Наносить на карту страны, граничащие с РФ страны.
2 Географическое положение и границы России. Пр. р. №1: «Обозначение на к\к субъектов РФ». 1 06.09 Пр. р. №1: «Обозначение на к\к субъектов РФ». Политико- административная карта России. физическая карта России, контурная карта 3 Экономико- и транспортно-географическое положение России.
Практическая работа №2«ЭГП России». 1 11.09 Пр. р. № 2:»ЭГП России». Политико- административная карта России, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 4 Государственная территория России 1 13.09 Физическая карта России 5 Население РФ.
Исторические особенности заселения и освоения территории России. 11
1 18.09 Политико- административная карта России
Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.
Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.
Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.
Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.
Сопоставлять плотность населения области с плотностью населения России.
6 Численность и размещение населения. 1 20.09 Диск: География России – хозяйство и регионы.
7 Воспроизводство и естественный прирост населения. 1 25.09 Интерактивное наглядное пособие «Плотность населения
Диск: население и хозяйство России 8 Национальный и языковой состав населения России. 1 27.09 Политико- административная карта России,Карта народов России, атлас. 9 Миграции населения. 1 02.10 Диск: География России – хозяйство и регионы.
10 Урбанизация в России. Расселение населения. 1 04.10 Политико- административная карта России, Карта народов ,атлас 11 Функции поселений. Городские агломерации. 1 09.10 Диск: География России – хозяйство и регионы. 12 Пр р №3 «Определение плотности населения РО. Сопоставление со средними показателями по стране» 1 11.10 Пр р №3 «Определение плотности населения РО. Сопоставление со средними показателями по стране» Интерактивное наглядное пособие «Плотность населения России», рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 13 Городское и сельское население. 1 16.10 Политико- административная карта России, Карта народов, атлас 14 Обобщение изученного1 18.10 Тематические карты, атлас 15 Географические особенности экономики России.
География основных типов экономики на территории России. 21
1 23.10 Диск: География России – хозяйство и регионы.
Показывать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.
Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России.
Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.
Определять место России в мировой экономике. Знать пути развития российской экономики.
Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.
Уметь: показывать на карте научные центры.
Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны.
Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.
Определение по картам закономерностей размещения отраслей.
Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними.
Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе.
Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.
Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения
формулировать выводы.
Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.
Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью.
Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье.
Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.
Определять по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.
Заполнять таблицы : «Виды транспорта».
Наносить на к/к экономические районы.
16 Структурные особенности экономики России. 1 25.10 Диск: География России – хозяйство и регионы. 17 Пр р №4 « Изменение числа занятых в различных сферах народного хозяйства». 1 06.11 Пр р №4 « Изменение числа занятых в различных сферах народного хозяйства». Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 18 Проблемы природно - ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. 1 08.11 Диск: География России – хозяйство и регионы. 19 Научный комплекс. 1 13.11 Диск: География России – хозяйство и регионы. 20 Машиностроительный комплекс. Значение ,роль, проблемы комплекса . Факторы размещения. География машиностроения. 1 15.11 Диск: География России – хозяйство и регионы. . Карта «Машиностроение и металлообработка России 21 Практическая работа №5 « Закономерности в размещении отраслей машиностроения» 1 20.11 Практическая работа №5 « Закономерности в размещении отраслей машиностроения» Карта «Машиностроение и металлообработка России». Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 22 Военно – промышленный комплекс 1 22.11 Диск: География России – хозяйство и регионы. .23 Роль, значение и проблемы ТЭК. Топливная промышленность. 1 27.11 Диск: География России – хозяйство и регионы. .24 Пр. р. №6: «Характеристика топливных баз.»1 29.11 Пр. р. №6: «Характеристика топливных баз.»Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 25 Электроэнергетика 1 04.12 Карта «Электроэнергетика России» 26 Металлургический комплекс. Чёрная металлургия: факторы размещения. 1 06.12 Карта «Чёрная и цветная металлургия России»; 27 Цветная металлургия 1 11.12 Карта «Чёрная и цветная металлургия России»; 28 Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность: факторы размещения. 1 13.12 Карта «Химическая и нефтехимическая промышленность России» 29 Лесная промышленность. 1 18.12 Диск: География России – хозяйство и регионы. 30 АПК: состав и значение. Земледелие и животноводство. Практическая работа №7 «Составление типовой схемы АПК»
1 20.12 Пр. р. №7: «Составление типовой схемы АПК» Диск: География России – хозяйство и регионы. Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 31 Пищевая и легкая промышленность
Практическая работа №8
«Определение размещения отраслей пищевой промышленности» 1 25.12 Пр. р. № 8: «Определение размещения отраслей пищевой промышленности» Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 32 Состав инфраструктурного комплекса. Транспортный комплекс. Практическая работа №9 «Характеристика транспортной магистрали» 1 27.12 Пр.р.№9: «Характеристика транспортной магистрали» Диск: География России – хозяйство и регионы. Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 33 Связь и сфера обслуживания 1 15.01 Диск: География России – хозяйство и регионы. 34 Повторение изученного. 1 17.01 Тематические карты атласа 35 Контрольная работа № 1 по теме: Население и хозяйство России. 1 22.01 Контрольная работа № 1 по теме: Население и хозяйство России. Тематические карты атласа 36 Раздел 2. Региональная часть курса
Районирование территории России. 23
1 24.01 Диск: География России – хозяйство и регионы.
Физическая и административная карта России 37 Центральный район. ЭГП, население и хозяйство. 1 29.01 Диск: География России – хозяйство и регионы.
Физическая и административная карта России 38 Районы Центральной России. Географические особенности областей Центрального района. 1 31.01 Административная карта России 39 Пр. р. № 10: « Внешние связи Центральной России» 1 05.02 Пр. р. № 10: « Внешние связи Центральной России» Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 40 Волго-Вятский район. 1 07.02 Диск: География России – хозяйство и регионы.
41 Центрально-Чернозёмный район. 1 12.02 Физическая и административная карта России 42 Северо-Западный район 1 14.02 Диск: География России – хозяйство и регионы. 43 Европейский Север. ЭГП, население и хозяйство. 1 19.02 презентация 44 Европейский Юг- Северный Кавказ. ЭГП, население. 1 21.02 презентация 45 Хозяйство Северного Кавказа 1 26.02 Диск: География России – хозяйство и регионы. 46 Пр. р. №11: «ЭГХ Северного Кавказа» 1 28.02 Пр. р. №11: «ЭГХ Северного Кавказа» Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 47 Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. 1 05.03 Диск: География России – хозяйство и регионы. Называть и показывать крупные регионы России (Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Урал, Поволжье, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток).
Объяснять особенности их ГП, ресурсной базы, населения, хозяйственной специализации; проблемы взаимодействия их природы и производства.
Используя карты и статистические материалы, составлять характеристики отдельных регионов и их частей;
объяснять влияние ГП, природных, исторических, и экономических условий на особенности хозяйственной специализации регионов; основные черты структуры и размещения отраслей специализации; возникновение и возможные пути решения экологических проблем; прогнозировать перспективы развития хозяйственных районов.
48 Население и хозяйство Поволжья 1 07.03 презентация 49 Практическая работа №12 «Составление ЭГХ Самарского ПУ» 1 12.03 Пр.р. №12 «Составление ЭГХ Самарского ПУ» Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 50 Урал. ГП, природные условия и ресурсы.
1 14.03 Физическая и административная карта России 51 Население и хозяйство Урала. 1 19.03 Диск: География России – хозяйство и регионы. 52 Восточный макрорегион: проблемы и перспективы развития 1 21.03 Физическая и административная карта России 53 Западная Сибирь 1 02.04 презентация 54 Восточная Сибирь. 1 04.04 Диск: География России – хозяйство и регионы.
Физическая и административная карта России 55 Пр. р. №13
«Характеристика ПТК Восточной Сибири» 1 09.04 Пр. р. №13
«Характеристика ПТК Восточной Сибири» Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 56 Дальний Восток. 1 11.04 Диск: География России – хозяйство и регионы.
Физическая и административная карта России 57 Повторение изученного1 16.04 Карты атласа-районы России 58 Контрольная работа № 2 по теме: «Районы России». 1 18.04 Контрольная работа № 2 по теме: «Районы России». Карты атласа-районы России 59 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Изучение Ростовской области
ЭГП Ростовской области. 7
1 23.04 Пр.р. № 1: «Определение ЭГП своей области» Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа, рабочая тетрадь Называть и показывать пограничные субъекты области.
Особенности Г.П., размеры территории, протяжённость границ.
Объяснять климатообразующие факторы, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Знать распределение рек области по бассейнам.
Называть численность населения, его размещение, народы, языки, религии.
Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
60 Природные условия и ресурсы области. 1 25.04 Пр.р. № 2: « Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области» Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа, рабочая тетрадь 61 Население. 1 30.04 Пр.р. №3:» Определение по картам плотности и особенностей размещения населения» Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа, рабочая тетрадь 62 Хозяйство области. 1 07.05 Пр.р. № 4: «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства своей области»
Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа, рабочая тетрадь 63 Практическая работа №5 « Изучение и описание по плану работы предприятия». 1 14.05 Пр. р. №5 « Изучение и описание по плану работы предприятия». Карты атласа и рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 64 Экономическое влияние области.
1 16.05 Пр.р. № 6: «Составление картосхемы внешних экономических связей области с другими субъектами РФ и зарубежными странами». Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа, рабочая тетрадь 65 Транспорт области 1 21.05
Физическая и административная карта Ростовской области, карты атласа 66 Итоговое повторение курса(1) 1 23.05 Тематические карты атласа Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и УМК
Учебник География России. Население и хозяйство. 9 класс.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 20-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 285, (3) с. : ил., карт.
Атлас по Географии России. 9 класс”, М., ”ДРОФА”, 2014.
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Население и хозяйство. 9 класс”, М., ”ДРОФА”, 2014.
Воробцова Т.Н. Поурочные планы. География. 9кл. Волгоград. « Учитель – АСТ». 2002.
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 9кл. М.: «Вако».2006.
География Ростовской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2012 – 56с.
Рабочая тетрадь по географии Ростовской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы: В 2-х частях. Часть вторая. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 16с.
Библиотечный фонд
1. Научно-методический журнал «География в школе»
2. Журнал «ГЕОлёнок»
3. Журнал «Современный урок»
4. Журнал «Открытый урок»
5. Газета «Школьные конкурсы и игры»
Интернет-ресурсы
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
Литература для учителя и обучающихсяАндреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии». – М. 2006.
Климанова О.А. «Олимпиады по географии. 6-11 кл». – М.: Дрофа, 2006.
Летягин А. «Тесты по географии. 6-10 классы», М, «АСТ», 1999.
Мирутенко М.В. «География: краткий справочник школьника 6-10 кл». – М.: Дрофа, 1998.
Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000.
Труднева С.Н. «География в кроссвордах». – М.: Дрофа, 2004.
Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах». – С-Пб.:ООО «Виктория плюс», 2008.
Яворовская И. «Занимательная география». – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Научно-методический журнал «География в школе»
Журнал «ГЕОлёнок»
Журнал «Современный урок»
Журнал «Открытый урок»
Газета «Школьные конкурсы и игры»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование
1. Натуральные объекты
Гербарий растений природных зон
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Коллекция почва и её состав
Раздаточные образцы к коллекции минералов и горных пород

2. Печатные пособия
-Географические карты (карты мира, карты России; комплексные, тематические).
-Портреты. Выдающиеся путешественники и географы.
-Таблицы «Земля как планета»
Размеры Земли и Солнца
Смена времён года
Внутреннее строение Земли
Эндогенные процессы
Строение вулкана
Экзогенные процессы
Экзогенные процессы
Экзогенные процессы
- Раздаточные таблицы
Земля как планета. Земля как система.
Изображение Земли.
Природа России
Природные зоны России
Экономика России
Регионы России
Таблица настенная «Атмосфера».
Таблица настенная «Гидросфера».
Таблица настенная «Литосфера».
3.Модели, макеты: Глобусы физический и политический
Рельефный глобус Земли
Глобус географические открытия
Макет вулкана
Макет разломов земной коры
4. Приборы: Рулетка
Флюгер
Компас
Термометр
Технические средства обучения
Мультимедиа проектор
Компьютер в сборе
Экран
Интерактивная доска
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Диски:
География 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира».
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта России».
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Уроки географии 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
Интерактивное наглядное пособие «Плотность населения России».
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 9 классов. География России-хозяйство и регионы.
Результаты освоения курса географии
В результате изучения «Географии России. Население и хозяйство» ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Виды и формы контроля за уровнем знаний учащихся на уроках географии предусматривают
Текущий контроль (проверка знаний и умений на разных этапах урока).
Тематический контроль (контроль знаний и умений после изучения темы) .Итоговый контроль (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела в целом ).
Формы контроля по характеру заданий :*Тестовый контроль
*Устный опрос
*Письменная работа
*Практическая работа
*Географические игры
*Географические диктанты
*Зачет
Формы контроля по занятости школьников :*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) .*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)
*Работа в парах.
*Групповая работа
Критерии и нормы оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
 
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.