Конспект открытого занятия Введение в программу Исследователи ЭкоЛаб для конкурса Сердце отдаю детям


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Детский эколого-биологический центр»
Введение в программу
«Исследователи ЭкоЛаб»
Методическая разработка занятия
Автор-составитель:
Курилина Вероника Павловна,
педагог дополнительного образования
Хабаровск, 2016
Тема: Введение в образовательную программу «Исследователи ЭкоЛаб»
Занятие предполагает общее знакомство с содержанием программы «Исследователи ЭкоЛаб».
Возраст обучающихся: 12-14 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель: познакомить с содержанием программы «Исследователи ЭкоЛаб».
Задачи:
Познакомить с основными разделами программы «Исследователи ЭкоЛаб».
Способствовать формированию научного мировоззрения через организацию несложных опытов и исследований по модулям программы.
Способствовать развитию кругозора, познавательного интереса учащихся; умения и навыков работы в микрогруппе, умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор мультимедиа, презентация «Введение в образовательную программу»;
Комплект оборудования «Лаборатория в чемодане – Биологический практикум»;
Комплект для лабораторных работ по экологии, химии и биологии «ЭХБ»;
Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды»;
Стеклянные стаканы объемом 400 мл – 3 шт., объемом 600 мл – 3 шт.;
Пластиковые ложки – 3 шт.;
Салфетки;
Линейки – 3 шт.;
Материалы для исследования:
- раствор йода;
- раствор дифениламина;
- йогурты: «Molli», «Fruttis», «Вкусняшка»;
- зубная паста: «Каждый день», «Новый жемчуг», «Лесной бальзам»;
- вода, загрязненная почвой, опилками, растительным маслом;
- туалетное мыло: «Oriflame Men», «Oriflame Rose», «Диамант»;
- овощи и фрукты: тыква, морковь, огурец, картофель, кабачок, редис, баклажан, яблоко, груша, банан, киви;
- чистая вода.
Сценарий занятия
1.Организационный этап (5 мин.)
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть в нашей лаборатории.
Скажите, а вы знаете что такое «ЭкоЛаб»?
«Да! Знаем! Это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!» «Правильно! ЭкоЛаб означает ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!»
«Нет, не знаем». «ЭкоЛаб – это сокращенно от двух слов – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ».
А почему она имеет такое необычное название? (Высказывания детей).
- Хорошо! Предлагаю проверить наши предположения, стать исследователями и отправиться в мир ЭкоЛаб!

ЭкоЛаб имеет 5 отделов, по которым я вас приглашаю пройтись, познакомиться с их работой и исследованиями и почувствовать себя настоящими учеными.
В любой лаборатории всегда соблюдается чистота и порядок, поэтому, чтобы у нас тоже было чисто, в каждой группе необходимо выбрать главного лаборанта (группы определяют главного лаборанта).
Работа каждого отдела ведется строго в определенном порядке по картам-инструкциям, которые будут появляться на слайдах. Эти инструкции ВАЖНО выполнять полностью. По завершении работы каждого отдела предоставляется устный отчет. Всем лаборантам необходимо соблюдать строгие правила поведения в лаборатории, а также правила работы с оборудованием и веществами, которые используются в исследованиях.
Итак, главные лаборанты, проверьте порядок на ваших столах. Нам пора отправиться в мир ЭкоЛаб!
Актуализация знаний (3 мин.)
В самом начале нашего пути давайте вспомним из школьного курса окружающего мира и биологии, что такое «Экология»? (Если дети затрудняются ответить – подсказка на слайде).
«Это наука об окружающей среде и организмах». «Верно! Экология – это наука, которая изучает окружающую среду, живые организмы и связи между собой и окружающей средой».
«Природа. Окружающая природа. Человек. Охрана природы». Экология – это прежде всего наука, которая изучает живые организмы, их связи между собой и с окружающей средой»
Основная часть (30 мин.)
Первый отдел – «Лаборатория Сладкоежек»
Итак, мы подошли к первому отделу, который называется… (дети отвечают, как называется отдел) «Лаборатория Сладкоежек».
Как вы думаете, что исследуют в этой лаборатории? (Варианты ответов – конфеты, шоколадки, напитки, торты и др.)., то есть одним словом … (Сладости).
Но не только сладости, а все продукты питания исследует этот отдел, ведь одним из важных вопросов здоровья человека является питание. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека, так и организма в целом. Чтобы этого не допустить, мы можем изучать разные продукты питания.
Многие из нас по утрам на завтрак едят йогурт. Я предлагаю вам его исследовать. (На каждом столе разнос с чашками Петри с йогуртом – по количеству детей)
Всем известно, что йогурт – полезный продукт. Но иногда в него добавляют нежелательные вещества. Так, например, чтобы сделать йогурт гуще, производители могут добавлять в него крахмал. Мы попробуем узнать, есть ли он в наших йогуртах.
Каким образом это можно сделать? (Ответы детей). Крахмал можно обнаружить с помощью йода, который есть у каждого дома. Для этого необходимо добавить 1-2 капли раствора йода к йогурту. При наличии крахмала окраска станет темно-фиолетовой.
Для выполнения этого исследования на слайде представлена инструкция. Внимательно следуйте всем указаниям.
Проверка результатов исследования:
- Содержится ли в йогуртах крахмал? В каких? (Каком?)
Да Производители йогурта не совсем честны по отношению к покупателю.
Нет Этому (этим) производителям можно доверять.
Второй отдел – «Лаборатория Доктора Пилюлькина»
Следующий отдел, который мы посетим – это … («Лаборатория Доктора Пилюлькина»). А что же это за лаборатория? (высказывания детей).
Чтобы организм человека был здоровым, важно знать факторы, которые влияют на него.
Сегодня у Доктора Пилюлькина важная задача: выяснить, какой зубной пастой лучше чистить зубы, а какую не стоит использовать часто. Скажите, как часто мы чистим зубы? (ответы детей). Правильно, минимум – два раза, утром и вечером. Но еще важно правильно подобрать зубную пасту. Одним из важнейших критериев выбора зубной пасты является ее кислотность или рН. Так, для полости рта оптимальным является показатель рН от 6,8 до 7,4. Сейчас мы проверим, в норме ли этот показатель у наших зубных паст.
На разносе с цифрой 2 у вас есть раствор зубной пасты с водой.
Для того, чтобы выполнить это исследование, внимательно прочтите инструкцию на слайде.
Проверка результатов исследования:
- Какой уровень рН у наших зубных паст? (Ответы детей.)
- Соответствует ли он нормальному значению от 6,8 до 7,4? (Ответы детей).
Да Эта (эти) зубная(ые) паста(ы) не будет(ут) негативно влиять на нашу ротовую полость.
Нет Я бы не советовала часто пользоваться этой(ми) зубной(ыми) пастой(ами)
Третий отдел – «Лаборатория Экосферика»
Как называется этот отдел? ... («Лаборатория Экосферика»).
Здесь проводится изучение и решение экологических проблем современного города.
В городе Хабаровске существует множество предприятий, которые используют воду из реки Амур. А после использования эта вода попадает обратно в реку, но она может быть загрязнена различными веществами: нефтепродуктами, красителями. Для того, чтобы избежать загрязнения Амура, существуют специальные приспособления – очистные сооружения, в которых установлены фильтры, очищающие воду.
Давайте представим, что мы инженеры очистных сооружений и нам необходимо собрать собственную станцию по очистке воды. А затем очистить загрязненную воду.
Как и в настоящем очистном сооружении у нас есть емкость для сбора чистой воды. (таблица на слайде). Еще у нас есть трубы, по которым течет вода. И, конечно, фильтры, которые очищают воду. (На каждом столе по одной очистительной установке).
Чтобы собрать очистную станцию и очистить воду, следуйте указаниям инструкции на слайде.
Проверка результатов исследования:
- Смогли ли мы очистить воду от загрязнения? (Ответы детей)
Да Прохождение загрязненной воды через фильтры – один из основных способов ее очистки.
Нет Процесс очистки воды включает в себя множество этапов, и прохождение через один фильтр – это всего лишь один этап этого сложного процесса.
Четвертый отдел – «Лаборатория Домовенка Кузи»
Мы подошли с вами к четвертому отделу – … («Лаборатории Домовенка Кузи»).
Специалисты этого отдела занимаются исследованием нашего дома и всего, что с ним связано.
«Чистота – залог здоровья...» - гласит известное изречение. И для того, чтобы быть здоровыми, мы выполняем правила личной гигиены. Какое самое распространённое правило гигиены вы знаете? (Ответы детей). Конечно, нужно мыть руки, и обязательно это делать с мылом. Но мыло нужно правильно выбрать. Чтобы мыло справлялось со своей задачей, оно должно хорошо пениться.
Вот мы с вами и проверим, насколько хорошо оно пенится. У вас на столах стоят стаканы с уже приготовленным раствором мыла. Вам нужно определить, какой высоты получится пена при перемешивании раствора. Чем больше пены, тем лучше мыло справится с загрязнением на наших руках.
Чтобы справиться с этим заданием, внимательно ознакомьтесь с инструкцией на слайде.
Проверка результатов исследования:
- У какого мыла пены образовалось больше? (Ответы детей).
Это мыло лучше других сможет вымыть наши ручки.
Вы сможете провести и другие исследования в этой лаборатории на следующих занятиях.
Пятый отдел – «Лаборатория Агрономика»
И вот мы видим пятый отдел - … («Лабораторию Агрономика»).
Что же исследуют здесь? (Ответы детей). Здесь исследуют растения и вопросы сельского хозяйства.
Скажите, а вы знаете, что такое сельское хозяйство? (Ответы детей). (Подсказка на слайде: Сельское хозяйство – это хозяйственная деятельность в области земледелия, полеводства, животноводства).
Любой агроном знает о важности минеральных удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Одним из таких удобрений являются соединения азота – нитраты, которые очень важны в питании всех растений. Но избыток нитратов, которые опасны для человека в больших количествах, может накапливаться в овощах и фруктах.
Нам, как настоящим ученым предстоит определить, в каких корнеплодах, овощах и фруктах содержатся нитраты. Для этого мы будем использовать специальное вещество - дифениламин, который при наличии нитратов в плодах изменит свой цвет на темно-синий. (У каждого ребенка чашка Петри с кусочками овощей и фруктов).
Следуйте всем указаниям инструкции на слайде, чтобы получить достоверные результаты.
Проверка результатов исследования:
- Что вам удалось обнаружить, проверяя продукты питания? (Ответы детей).
Теперь вы знаете, что избыток нитратов может накапливаться в овощах и фруктах.
Подведение итога работы (7 мин.)
Итак, мы посетили все отделы нашей Экологической Лаборатории. Давайте вспомним, в каких отделах мы побывали и какие исследования там проводили?
(Ответы детей:
- «Лаборатория Сладкоежек» - определение крахмала в йогурте;
- «Лаборатория Доктора Пилюлькина» - определение кислотности зубной пасты;
- «Лаборатория «Мой город, мой дом» - очистка загрязненной воды;
- «Лаборатория Домовенка Кузи» - количество пены мыла;
- «Лаборатория Агрономика» - наличие нитратов в продуктах питания.)
Подтвердилось ли предположение, которые мы выдвинули в самом начале? (ЭкоЛаб – экологическая лаборатория, которая исследует человека и окружающую среду).
В дальнейшем нам предстоит познакомиться с особенностями нашего тела и составить здоровый рацион питания. Узнать, как сделать нашу квартиру безопасной. Изучить экологические проблемы современного города и попытаться найти пути их решения.
Мы сегодня отлично потрудились! Побывали во всех отделах Экологической Лаборатории, выполнили все исследования и почувствовали себя настоящими учеными!
На следующих занятиях мы сможем оформить полученные сегодня результаты в настоящую исследовательскую работу.
Список использованной литературы приведен в программе «Исследователи ЭкоЛаб»