Урок музыкиОбраз русской женщины в произведениях М.И. Глинки и А. С. Пушкина.

Конспект урока музыки в 7 классе
Программа "Музыка" автор Д.Б. Кабалевский

Тема полугодия "Музыкальный образ"
Тема урока "Я помню чудное мгновенье" Образ русской женщины в произведениях
М.И. Глинки и А. С. Пушкина.
Образовательные задачи
познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки;
углубить знания о творчестве основоположника русской музыки М. И. Глинки на примере новых произведений;
сравнить камерный жанр (романс) и симфоническое произведение;
совершенствовать уровень исполнения (работа над звуковедением, фразировкой, окончанием фраз).
Развивающие задачи
развивать самостоятельное творческое мышление;
формировать художественно – эстетический вкус;
активизировать фантазию и воображение.
Воспитательные задачи
воспитывать любовь и уважение к произведениям русских классиков;
пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Оборудование
стихотворение А. С. Пушкина К*** "Я помню чудное мгновенье";
портреты Е.Е. Керн и А.П. Керн;
DVD;
фортепиано;
Оформление доски
Главная мелодия "Вальса – фантазии". Цитата Д. Б. Кабалевского.
Музыкальная драматургия урока:
Г. Струве, слова И. Исаковой "Музыка" - исполнение.
М. И. Глинка, слова А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье" - слушание.
М. И. Глинка "Вальс – фантазия" - слушание.

Ход урока
Учитель:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей

Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за все – «спасибо» говорим
И, веря в торжество ее,- творим! /Онегин Гаджикасимов/

Г. Струве «Музыка» - исполнение.
Работа над песней.
Учитель:
Мы исполнили красивую песню, скажите, а что нужно музыканту, художнику, поэту, для того, чтобы написать красивое произведение?
Вдохновение. Что может служить источником вдохновения?
С детских лет вы знакомы с произведениями А. С. Пушкина, и конечно в школе много о нем узнали. Перед вами находится стихотворение А. С. Пушкина. Прочтите его.

К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье.
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. [3]


Как вы считаете, кто вдохновил поэта написать это стихотворение?
Женщина. Анна Петровна Керн. Что это была за женщина?
Ученик:
/Сообщение об А.П. Керн./
Так случилось, что имя Анны Петровны Керн стало одним из самых известных среди тех, которые вошли в нашу культурную историю благодаря встрече с Пушкиным. Это объясняется рядом важных обстоятельств. Но есть самое важное – документально, биографически подтвержден и никем не оспаривается тот факт, что ей посвящено одно из прекраснейших лирических стихотворений Пушкина – К*** (№1). Но надо отдать должное Анне Петровне: она и сама во многом способствовала сохранению своего имени в истории. Речь идет о ее воспоминаниях, написанных в конце 1850-х годов. Стихи Пушкина и его письма, а также отрывки мемуаров Керн расскажут читателю больше, чем любые переложения их современным автором. Пушкин страстно влюбился в очаровательную молодую женщину. Многое всколыхнула встреча с Анной Петровной в душе поэта и благодаря этому были созданы строки, которые больше полутора веков воскрешают "жизнь, и слезы, и любовь".
Учитель:
Перед нами изображение Анны Петровны Керн. <Рисунок1> Красавица, на которую невозможно не обратить внимания.
Буквально через несколько лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка знакомится с дочерью Анны Петровны – Екатериной Ермолаевной Керн "Она была не хороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали", - рассказывал Глинка в "Записках". [1]
Вы видите портрет Екатерины Ермолаевны Керн работы неизвестного художника.<Рисунок2>
Вспыхнувшая любовь вдохновляет композитора, он пишет на стихи Пушкина прекрасный романс.
Что такое романс? (вокальное произведение, в котором выражаются чувства)
Прочитайте еще раз стихотворение А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье"
Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали на эти стихи? В каком месте сделали бы кульминацию?
Ответы обучающихся.

М.И. Глинка, А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье"- слушание.

Учитель:
Поделитесь впечатлениями о прослушанной музыке.
Ответы обучающихся.
Учитель:
Романс проникнут волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Это произведение есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением, в нем сплелись любовные страсти двух великих людей – поэта и композитора. Романс "Я помню чудное мгновенье" по праву является одной из жемчужин творчества М.И. Глинки.
Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Екатерине Ермолаевне сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный элегической поэзией нежной влюбленности "Вальс – фантазия". Инструментованный дирижером Г. Германом, он, по отзывам современников, "очаровывал" слушателей концертов в Павловском вокзале и на многие годы сохранил за собой название "Павловского" [1]

М. И. Глинка "Вальс – фантазия" - слушание

Учитель:
Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и мысли вызвала?
Ответы обучающихся.
Учитель:
Охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии. (Мелодия певучая, гибкая, как мелодия лучших романсов Глинки, в ней слышится нежный и страстный призыв любви. Ритм легкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, ее воздушную походку, ее быстрые и легкие движения. Это портрет, нарисованный звуками. [6])
"Главная мелодия построена из фраз по 3 такта, что создает впечатление, словно кто-то очень взволнованно хочет рассказать о чем-то, но у него не хватает дыхания Он слишком взволнован" Д. Кабалевский. <Рисунок 3>
"Вальс – фантазия" - одно из самых задушевных лирических произведений М. И. Глинки. В нем отразились мечты о неуловимо прекрасном, о хрупких образах юности, о светлой мимолетной красоте. Это произведение явилось в какой-то мере "страницей из дневника" композитора.
Значение "Вальса – фантазии" в истории русской симфонической музыки очень велико. Полная искреннего вдохновения лирическая поэма Глинки указала многим русским композиторам особый путь развития.
Сегодня мы познакомились с удивительными по красоте произведениями, на написание которых поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Я надеюсь, в жизни вы неоднократно встретитесь с этой прекрасной музыкой, и всякий раз при встрече будете вспоминать историю ее создания, услышанную на этом уроке. До новых встреч!


Литература
Альбом М. Глинка. – М.: Музыка, 1987.
Керн А. П. Воспоминания о Пушкине. – М.: Советская Россия, 1987.
Пушкин А. С. Лирика. Оформление Б. Дехтерева. - М.: Детская литература, 1974.
Слово о музыке: Русские композиторы 19в.: Хрестоматия: Кн. для учащихся старших классов / Сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. – М.: Просвещение, 1990.
Смирнов-Сокольский Н. П. "Я помню чудное мгновенье".- В кн.: Смирнов-Сокольский Н. П. "Рассказы о книгах". – М.: 1960.
1

15