Исследовательская работа участника городского конкурса Моя семья в истории страны

Конкурс «Моя семья в истории страны»


Номинация «Мое генеалогическое древо»










«Где ж они, мои родники?»







Выполнила ученица 11 «б» класса
МБОУ гимназия № 67
Буслаева Юлия
Руководитель: Герасимова Е.И.,
учитель русского языка и
литературы












г.Нижний Новгород
2014 год


Я не просто живу, я, подобно реке,
начинаюсь в таинственном далеке ,
но всему попреки, но всему вопреки
вьется ниточка кровная.
Где ж они мои родники?
Отвечай, родословная
В. Шефнер

Родословные традиции
Рождение и вся наша жизнь подготовлены жизнью наших предков, предыдущих поколений семьи. Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос «Кто я такой? Кто мои предки?» Этот вопрос задала себе и я. Мне нужно понять свое место в связке «Я – семья – род - народ». Чтобы это понять нужно прикоснуться к истории своей семьи и истории всей страны, попробовать узнать о происхождении и значении своей фамилии, разобраться в родственных связях, понять, откуда я родом.
Задавшись этими вопросами, я занялась исследованием и узнала, что существует наука – «Генеалогия» - историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных. Родоведение – одна из самых замечательных национальных традиций. Вполне объясним естественный интерес людей к собственной семье, логичен и интерес человека к своему роду. Это естественное желание людей вернуться к родословным традициям. Недаром в основе слов «Родина», «Отчизна», «Отечество» - все те же «Отец» и «Род». Раньше традиция изучения родословной на Руси была почти утеряна, в настоящее время многие начали изучать ее.
«Любовь к родине начинается с семьи» - эти слова английского философа Френсиса Бекона можно считать началом зарождения интереса и уважения к семейным традициям, истокам своего рода. Сближение детей и взрослых позволяет оценить значимость каждого члена семьи.
Я тоже решила составить свою родословную. В ходе работы мне удалось выяснить, как звали членов моей семьи предыдущих поколений, насколько это было возможно, и узнала несколько фамилий своего рода: Буслаевы, Пащенко, Ефремовы, Семичевы, Скатовы, Вилковы и другие. Занявшись исследованием, я узнала, что до XIX века фамилий в современном их понятии не существовало, их заменяли имена и прозвища, которые в дальнейшем постепенно становились фамилиями.
Древнерусские имена – прозвания были разнообразны, они могли быть образованы от наименования растений и животных, от названий пищи, одежды, орудий труда, домашней утвари, особенностей внешности и характера человека... После введения христианства в X столетии давались календарные имена по церковной книге «Святцы». Около 1000 имен «переданы» нам по наследству Византийской церковью вместе с принятием православия. Большинство русских фамилий образовались от имени деда, отца или матери. (Иванов, Петров, Добрынин, Марьин) Крестьянам нередко давали полную или измененную фамилию их бывшего владельца, помещика. Немало фамилий указывают на то, откуда, из каких мест пошел тот или иной род: Вяземские – из Вязьмы, Шуйский - из Шуи. Фамилии – не просто отличительный знак человека. Это связующая нить с предками, раскрывающая тайны судьбы рода.
Для достижения поставленной мною цели, мне необходимо было обратиться провести ряд исследований, описание которых я отобразила в своей работе.

Начало исследований.
Исследование своей родословной помогает понять и восстановить историю собственной семьи, найти разветвление родственных корней, научиться строить генеалогическое дерево. Самые ранние сведения о родственниках, найденные мною, относятся к семидесятым годам XVIII века.
Изучение своей родословной я начала с обращения к родственникам, расспросила о том, что они знают о наших предках. Мною был составлен небольшой словарь родственных связей, чтобы правильно разобраться и не запутаться в степени родства
Словарь родственных связей и степени родства:
Великая тетка сестра деда или бабки (двоюродная бабка)
Великий дядя брат деда или бабки
Ветвь линия родства
Внучатая племянница внучка брата или сестры (троюродная племянница)
Внучатый, внучатный являющийся родственником в третьем колене, троюродный
Внучатые братья и сестры троюродные братья и сестры
Внучатый двоюродный племянник внук двоюродного брата или сестры
Внучатый племянник внук брата или сестры
Внучатый троюродный племянник внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник)
Двоюродная прабабушка сестра прабабушки или прадеда
Степени родства:
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Отец и сын, отец и дочь, мать и сын, мать и дочь.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки, бабушка и внуки.
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки, дядя и племянники, тетя и племянники.
ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья, двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы), двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).
ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).
ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные сестры и братья.
В русском народе свято чтили родственные связи, для того, чтобы было проще запомнить, составляли загадки, которые позволяли детям быстрее освоить такие знания. Еще с детского сада я помню, как родители объясняли мне родственные связи через загадки. Например: Мне она тетя, а моей маме (Сестра)
Моему папе он папа, а мне (Дед) Моему папе она жена, а мне (Мама)
Папе он родной брат, а мне (Дядя) А потом я находила такие:
Два отца и два сына, кто это? (Дед, отец и сын)
Одного отца матери, но отца и матери дитя, а никому не сын (Дочь)
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как так? (Мать, дочь и внучка)
И еще более сложные: Шуринов племянник как зятю родня? (Сын)
Если Николай - сын брата твоего отца, то Николай – твой (двоюродный брат) Если Мария золовка твоей мамы, то Мария - (Тетя)
Если Иван – шурин твоего папы, то Иван – твой (Дядя)

Архивные документы
Старинные документы, свидетельствующие о предках, живших столетия назад, можно найти только в специальных научных учреждениях - Государственных архивах. История каждой семьи на протяжении веков фиксировалась в самых разнообразных документах, таких как
Церковные метрически книги, в которых велись записи о рождении, браке и смерти.
Исповедные ведомости. Велись с 1718 года.
Брачные обыски ведутся с 1765 года.
Формулярные списки. – (Главный документ, фиксировавший служебные отношения лица. На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные списки, а также личные дела.)
Офицерские сказки. – (Послужные списки)
Ревизские сказки. (Приложение 1)
Всего проведено 10 ревизий:
1722, 1743, 1761. Они хранятся в Москве.
1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 – 1859.
Сельскохозяйственная перепись 1897, 1917 гг.
Личные дела учащихся: школ, училищ, гимназий.
Мещанские управы (Фонд Нижегородской городской управы посемейные списки мещан).
Документы воинского учета с 1870 гг. (Армия комплектовалась рекрутами)
Имущественные документы. (Похозяйственные книги)
Губернские родословные книги.
Списки фонда полицейского управления. Там же списки голодающих нижегородской губернии.
Документы фондов волостного правления.
Послереволюционные статистические переписи по населенным пунктам. (Здесь же можно найти следующие данные: ФИО главы семьи, его жены, детей, всех, кто живет) Здесь же могут бы сведения о доме, помещениях в нем, о земле, о живности, даже сколько плодовых деревьев.
Межфондовые указатели. (Перечень архивных документов для осуществления поиска)
В моей семье сохранилась выписка из метрической книги Сормовской Александро–Невской церкви Балахнинского уезда Нижегородской Епархии о рождении и крещении моего прапрадеда Ефремова Родиона Яковлевича. (Приложение 2).
Метрические книги велись в каждой церкви. Это важные документы, удостоверяющие основные события в жизни человека: крещение (рождение), венчание (брак), а также погребение (смерть). В разделе «о рождении» указывались даты рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и восприемников (крестных родителей), законность и незаконность рождения. Крестных родителей выбирали среди хорошо знакомых людей, чаще родственников.
В разделе «О браке» записывались имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедания жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена поручителей (свидетелей).
В разделе «О смерти» указывались имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.
Из Центрального архива Нижегородской области по запросу получена справка о бракосочетании его родителей, моего прапрапрадеда Архипова – Ефремова Якова Яковлевича и Скатовой Елены Федоровны. 1893 год. (Приложение 3)
Также в метрической книге фонда 570 опись 3 дела 1153 страница 731 в разделе об умерших найдена запись: 11 июля 1894 года у Балахнинского мещанина Якова Яковлевича Ефремова умер сын Алексей пяти месяцев от воспаления легких, захоронен на Сормовском кладбище.
Обратившись в архив, я услышала такое понятие, как ревизская сказка, история которого начинается в 1718 году, когда была начата новая реформа «Подворное налогообложение» было заменено «подушным». Подати стали взиматься с души мужского пола. Для организации подушного учета населения царским указом было велено собрать «Сказки» о количестве душ, «Не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их». С этого момента берут начало ревизские сказки. На протяжении XVIII и XIX веков было проведено 10 ревизий.
Единицей переписи была «ревизская душа», причем до новой ревизии души юридически числились существующими. Это касалось и крепостных крестьян. Умершие или беглые крестьяне считались в наличии, за них помещики обязаны были вносить налог.
Н. В Гоголь на основании порядка проведения ревизской сказки построил сюжет своей известной поэмы «Мертвые души», в которой Чичиков, главный герой, скупал у помещиков мертвые души как живые, воспользовавшись существующими правилами. Сделка была выгодной для помещика: Получив от Чичикова хоть малую сумму за несуществующего крестьянина, он избавлялся от необходимости вносить за него в казну подушную подать. Заложив мертвые души как живые, Чичиков хотел получить за них ссуду в Опекунском совете и скрыться с кругленьким капиталом.
В ревизских сказках отражались данные по составу каждой семьи: по предыдущей ревизии, по выбывшим и временно отсутствующим лицам, итоговые данные «ныне налицо» (возраст на год ревизии). В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа – мужчины, на правой – женщины.
После десятой ревизии 1858 года общегосударственный учет населения велся посредством всеобщих переписей начиная с 1897 года.

Родословное древо
Издавна родословная семьи изображалась в виде древа. Это очень символично, ведь «древо жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем заложена идея бессмертия и продолжения жизни.
Корни древа рода уходят в историю, так же как и корни дерева живого – в плодородную почву, находя там силы для своего развития и роста. Листья живого дерева умирают и падают, так же как и уходят люди, но само древо продолжает жить.
В основании генеалогического древа помещается имя родоначальника, а на стволе и ветвях располагаются имена, портреты, гербы его потомков. Или в основании помещается имя того, для кого составляется родословная, а его предки образуют «ствол» и «крону» .
Я тоже начала изучать историю своей семьи и составлять родословное древо. (Приложение 4)
На верхушке этого древа , Буслаева Юлия Алексеевна, ученица 11 класса 67 гимназии, самый последний представитель моего рода. Далее следуют мои родители, Буслаева Ирина Владимировна, 1975 года рождения, работает в роддоме № 6 врачом акушером и Буслаев Алексей Юрьевич, 1972 года рождения, частным предпринимателем.
Родители мамы, мои бабушка и дедушка, Пащенко Людмила Генриховна (Ефремова) и Пащенко Владимир Петрович. Бабушка родилась в 1946 году, работала в детском саду № 101 Сормовского района заведующей. А дедушка 1941 года рождения был бригадиром сборщиков судов на подводных крыльях на сормовском заводе «Волга». (Приложения 5,6)
Мои прабабушка и прадедушка, родители бабушки, Ефремов Генрих Родионович 1925 года рождения, и Ефремова (Семичева) Марта Николаевна 1926 года рождения. Совпало так, что мои прабабушка и прадедушка поступили в техникум, там познакомились, но в начале Великой Отечественной войны он был направлен на завод «Красное Сормово», а она на Машиностроительный завод, всю войну они работали на заводах, выпускавшем продукцию для фронта. После войны они создали семью. Генрих проработал на заводе Красное Сормово до пенсии, а Марта сначала воспитывала троих детей, потом работала табельщицей на автотранспортном предприятии №4 и занималась общественной работой в профсоюзе. (Приложения 7,8)
Следующей веткой моего древа являются мои прапрадед и прапрабабушка Ефремов Родион Яковлевич 1900 года рождения и Ефремова (Вилкова) Александра Федоровна 1903 года рождения. Родион Яковлевич учился в церковно–приходской школе при Александро –Невском церкви, закончил 4 класса.
С 1937 года работал на машиностроительном заводе № 92, позже переименованный в «Сормовский машиностроительный завод» в должности бригадира слесарей, в 1941 году переведен в военное предствительство, находился в комиссии по приему военной техники перед отправкой на фронт. С 1948 года, как и его сын, работал на заводе «Красное Сормово» сначала в экспериментальном цехе, а потом в судомонтажном, сопровождая сухогрузов по Волге до Каспийского моря. На биографии Александры Федоровны я остановлюсь подробнее позднее. (Приложение 9, 10, 11, 12)
Родители прапрадеда Ефремов Яков Яковлевич 1871 года рождения Балахнинский мещанин, работал на заводе «Красное Сормово». Ефремова (Скатова) Елена Федоровна 1874 г.р, дочь нижегородского мещанина Скатова Федора Дмитриевича. Домохозяйка, занималась домашним промыслом, шила и стегала ватные одеяла. (Приложение 13)
По линии Ефемовых следующей веткой являются родители Якова Яковлевича Ефремова, отец – Яков Васильевич Архипова – Ефремов и Марфа Федоровна 1843 года рождения. Далее идут Архипов Василий и жена его Пелагея Ивановна 1819 года.
Родители Ефремовой (Скатовой) Елены Федоровны – отец Скатов Федор Дмитриевич 1834 года рождения, мать – Раида Родионовна 1843 года рождения. Проживали в Канавинской слободе, имели собственный деревянный дом под номером 412.
Родители Скатова Федора Дмитриевича – Скатов Дмитрий Иванович 1801 года рождения и мать Анна Михайловна 1803 года рождения. Родителей Скатова Дмитрий Ивановича звали Скатов Иван и Наталья Денисовна, 1779 года рождения.
К сожалению, мне не удалось получить какие-либо подробные сведения о жизни моих далеких предков, что их интересовало, чем увлекались, как складывалась их судьба. Именно поэтому я так ценю ту информацию, которую смогла собрать о своих прабабушках, прадедушках.
Ефремова (Вилкова) Александра Федоровна 1903 года рождения – моя прапрабабушка, родившаяся в селе Сормово Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мелкого торговца. Получила начальное образование, которое ей не раз помогало в жизни. Она проживала на улице Старая Канава в доме номер 4. Ее жизнь была наполнена сложными событиями в истории страны. Это русско – японская война (1904-1905), во время которой погиб ее брат Андрей, Первая мировая война (1914-1918), Февральская и Октябрьская революции 1917 года, гражданская война, Великая Отечественная война.
Ее трудовая деятельность началась с 14 лет в 1917 году регистратором в отделе здравоохранения. Трудовая биография включает в себя работу на заводе «Красное Сормово», от стрелочницы до помощника начальника по массовой работе транспортного отдела; директор дома отдыха пионеров, начальник отдела кадров силикатного завода № 3 в военные годы. В 1934 – 1935 годах являлась слушателем высших кооперативных курсов центросоюза в Москве. В послевоенные годы ее работа связана с торговой сферой: старший инспектор отдела кадров в торге, товаровед, заведующая магазином. Все эти сведения взяты из ее трудовой книжки.
В 1924 году в год Ленинского призыва после смерти Ленина вступила в РКП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков), избиралась депутатом Городского совета, членом райкома КПСС, делегатом на партийные конференции, являлась председателем объединенного комитета госторговли. (Приложения 14, 15, 16) Имела медаль за доблестный труд и являлась персональным пенсионером. (17,18)
От своей бабушки Людмилы Генриховны я узнала о ней много хорошего, Александра Федоровна очень любила детей, своих и чужих, была заботливой и отзывчивой к людям, всегда помогала всем, чем могла. Моя бабушка помнит, что с ее дедом они жили очень дружно, без ссор, в заботе друг о друге. Ее муж, Родион Яковлевич, всегда встречал ее с общественной работы с горячим ужином.
Их сын, мой прадед, Ефремов Генрих Родионович. Я уже писала, что он всю жизнь проработал на заводе «Красное Сормово», на протяжении многих лет он являлся изобретателем рационализаторских предложений, за которые он получал удостоверения. Много раз принимал участия в работе слета посвященного всесоюзному дню изобретения рационализатора. Нижегородская газета «Красный Сормович» неоднократно помещала статьи, в которых отмечался творческий подход к труду Генриха Родионовича, например, газета от 17 декабря 1976 года № 246. (Приложение 19) Его предложения были направлены на изменении технологии изготовления деталей, снижение трудоемкости, улучшения условий труда и техники безопасности. За успехи в рационализаторской деятельности неоднократно награжден почетными грамотами, памятными подарками. (Приложение 20)
Мой дед, Пащенко Владимир Петрович, родился в 1941 году за четыре месяца до начала Великой Отечественной войны в Брянской области Погарского района, село Борщово. Ранее детство было очень голодным, холодным, трудным
После войны закончил семилетнюю школу и стал работать в колхозе, так как на руках у матери была еще сестра и нужно было помогать семье. После армии приехал в Горький к своему дяде Василию Соболеву, и тот устроил его на завод «Волга» к Ростиславу Алексееву, где дедушка прошел трудовой путь от простого рабочего до бригадира монтажников судов на подводных крыльях. Много хорошего рассказывал о Ростиславе Евгеньевиче Алексееве, который всегда был рядом с простыми рабочими в цехах завода и на испытаниях крылатых судов. Дед рассказывал, как нелегко проходили испытания в частых командировках в городе Каспийске в Дагестане. Стал свидетелем съёмок фильма «Белое солнце пустыни» на берегу Каспийского моря.
Его мать, Соболева Анна Артемовна, 1911 года рождения, прожила трудную крестьянскую жизнь, она рассказывала про годы войны, как немцы пришли в село, заняли дома, а их выгнали в сараи, и, пока село не было освобождено, они жили «под немцами». В начале немцы их не трогали, но скот отбирали. А когда советские войска стали наступать, немцы стали зверствовать. Погибло много людей, особенно из семей, где родные были в партизанах. Одежды, еды не было, летом пекли лепешки из липовых листьев, ели картофельные очистки, иногда мать оставляла тайком немного молока от коровы. В селе существует традиция, каждый год в дни освобождения села от немцев, все люди собираются на кладбище, расстилают длинные скатерти и поминают погибших на войне. (Приложение 21)
Не менее интересна и насыщена жизнь моей прабабушки, Ефремовой Марты Николаевны, из ее рассказов я многое узнала о жизни в военные годы. Семья Семичевых жила трудно. Марта была старшей, младшие сестра и брат еще не работали, а мама сильно болела, у нее началась дистрофия. «Так случилось, - рассказывала бабушка, - что юность моя началась с войны, с завода. Мечтала учиться, бегать в нарядном платье на танцы, а получила шумный цех, спецовку и нелегкую работу для своих 16-ти лет, но не мне одной выпала такая доля. Я благодарна судьбе за то, что она так рано научила меня серьезно относиться к порученному делу, отвечать за свою работу. Я влилась в рабочий коллектив, познала его силу, сплоченность. Я рано научилась жить».
Когда началась война, бабушка Марта (так я ее называла) закончила 7 классов и поступила в промышленно – экономический техникум, а в августе пришла повестка явиться в ремесленное училище №3. Она не пошла, тогда прислали вторую, в которой была приписка : « будете привлечены к ответственности.» Так Марта Николаевна Ефремова вместо техникума начала учиться на токаря, потому что стране требовались квалифицированные рабочие, чтобы заменить ушедших на фронт. В училище не только обучали специальности, ребята чуть не с первых дней, едва освоив станок, выполняли задания. В основном приходилось вытачивать втулки. Работали, как взрослые, не только днем, но и в ночную смену. Бабушка была невысокая, к станку под ноги ей ставили скамеечку. Очень хотелось спать, иногда не выдерживала, садилась на скамеечку, чтобы подремать несколько минут.
В июле 1942 года начальник цеха взял ее рассыльной в помощь секретарю – машинистке, но кроме этого девушке нередко приходилось подвозить к станкам на тележке мелкие детали, чтобы рабочие лишний раз не отвлекались от работы. К концу смены, убегавшись, мечтала только об одном: выспаться. Видя старательность девочки и ее расторопность, ей предложили перейти в столовую кассиром.
Бабушка вспоминает: «Мне все время хотелось есть. Но, как бы ни уставали, по вечерам все время ходили гулять, на танцы, на концерты. Возвращаясь домой, я мечтала о кусочке хлеба и надеялась, что мама все равно что - нибудь оставит пожевать. Я хоть и работала в столовой, сытой не была. Нас кормили строго по карточкам. В обед давали жидкий суп, еще давали сою, овсянку, перловку. Пшена или гречки мы не видели всю войну. Рабочие платили деньги и сдавали свои талончики. Они были крошечные, и я очень боялась потерять хоть один. Иначе мне пришлось бы отдавать свои талоны. Были карточки и на жиры. На каждом талоне указывались положенные граммы: 5, 10 и т.д. В зависимости от этого добавляли жир в суп или кашу. Хлеб выдавался тоже точно по карточкам».
Довелось Марте обслуживать и военпредов, там она встретила отца своего будущего мужа Генриха Ефремова. Когда он привел бабушку знакомиться с родителями, она узнала знакомого военпреда.
Вскоре ее назначили старшим кассиром. Теперь она уже не сидела за кассой, а принимала талончики от кассиров. «Бывало, что мы месяцами не выходили с завода. Столовая тоже работала в две смены, я днем работала, а по ночам наклеивала талоны на листы бумаги по 100 штук на каждой. Затем эти листы и деньги складывала в инкассаторскую сумку, ставила пломбу и относила на фабрику – кухню. Что интересно, никогда сумку не прятала, несла в руках. За все годы войны не было случая, чтобы на кого–то напали грабители, а ведь люди очень сильно голодали».
Довелось ей увидеть и пленных немцев. Они под конвоем что – то делали на заводе. Запомнила их худыми, изможденными, в рваной одежде и обуви, совершенно непохожими на гордых завоевателей.
В 2005 году в связи с 60 - летием Великой отечественной войны Нижегородский машиностроительной завод прислал бабушке Марте благодарственное письмо и приглашение на праздник. Праздник походил на территории завода на Алее славы. (Приложение 22, 23)
Отец Марты Николаевны, Семичев Николай Георгиевич родился в 1893 году в городе Семенове Горьковской области. В первую мировую войну он служил во второй тыловой автомобильной мастерской в городе Гомеле Могилевской губернии. Находился там в мае 1917 года. С 1935 по 1947 год работал на Государственном ордена Ленина заводе №92 им. И.В. Сталина народного Комиссариата Вооружения СССР в отделе технической безопасности инспектором по технике безопасности. Умер он в 1947 году по болезни. (Приложение 24)
Моя прапрабабушка, мать Марты Николаевны, Енафа Ивановна Семичева (Фуфина) родилась 10 ноября 1895 года в городе Бор, Нижегородской губернии. Работала на заводе Красное Сормово и в парикмахерской.
Бабушка и дедушка Марты, Акулина и Георгий Семичевы. Акулина родилась в семье купца, в приданное ей была дана торговая лавка в приданное, при ней была мастерская, в которой плели из лыка корзины и делали короба. Георгий был печник. У Георгия была брат Василий 1890 года рождения, он был образованный человек, работал бухгалтером, занимался в народном театре.
Сестра прабабушки, Добрынина (Семичева) Валентина Николаевна родилась 25 сентября 1929 года. Всю свою трудовую жизнь она посвятила работе на машиностроительном заводе, где и ее отец и начинала работать моя прабабушка, в качестве машинистки, а затем начальника машинописного отдела.
Младший брат Марты, Николай Николаевич Семичев, родился 15 июня 1935 года. По окончании техникума был призван в ряды Советской армии. Служил в Подмосковье. Погиб во время служебных обстоятельств 11 мая 1956 года. После стрельб на учебном полигоне части, солдаты чистили оружие, стоя друг против друга. Солдат, стоявший напротив Николая, протирая курок, нажал на него, оказалось, что последний патрон не был отстрелен на полигоне, раздался выстрел, пуля попала Николаю ему прямо в голову. Его не успели довести до госпиталя, что оказалось трагедией для нашей семьи. Похоронен Николай Семичев под Москвой в селе Немчиновка. (Приложение 25, 26)
С ним связана необычная история, произошедшая в более поздние годы. Первые годы после смерти Николая, старшее поколение, пока имело возможность, навещали могилу и поддерживали ее в хорошем состоянии, но спустя несколько лет по ряду причин возможность навещать появлялась все реже и реже. Однажды, в 1988 году в местной нижегородской газете «Красный Сормович» было опубликовано объявление: «Просим откликнуться родственников Семичева Николая Николаевича 1935 – 1956, похороненного в пригороде Москвы». На это объявление первой откликнулась моя бабушка, она отправилась в редакцию, где находилось само письмо. Из этого письма узнали, что могила разрушается, но есть возможность ее восстановить. Об этом писал совсем незнакомый человек, Аленцев Михаил Васильевич, понявший по табличке с надписью «Горький. Сормово», что родственники не местные. Началась переписка, из которой выяснилось, что он посещал на этом кладбище своих родственников и видел могилы, которые были в плохом состоянии, но он заметил, что на могилу Николая цветы возлагались регулярно. Это очень заинтересовало его, кто мог приносить цветы спустя многие годы, если родственников и знакомых у нас в Москве нет. Михаил Васильевич понял, что люди, проживающие в другом городе, не могут заняться восстановлением памятника и захотел помочь. В письмах он написал на чье имя нужно писать заявление, так как часть, в которой служил Николай переведена и обращаться туда бесполезно. Имея письма и заявления, которые писали моя бабушка и прабабушка, он мог передать их в надлежащие инстанции. Он нашел сослуживца Зотова Ивана Тимофеевича, проживавшего недалеко от Немчиновки. Благодаря их содействию и инициативе в восстановлении могилы, был установлен новый памятник и ограда, после чего бабушка и прабабушка встретились и с Михаилом Аленцевым и с Иваном Зотовым. Что интересно, после появление нового памятника, тот неизвестный, приносивший цветы, посадил там много лилий. Михаил Васильевич интересовался эти вопросом и даже придумал теорию о том, что это могла быть несчастная возлюбленная потерявшая свою первую любовь, которую так и не смогла забыть и, что возможно, сейчас она одинока и ее надо непременно найти. Он оставлял на могиле в баночке записку, но, новые цветы были принесены, а записка не прочитана. Посмотрев фотографии с похорон, родственники заметили трех девушек, идущих за гробом, одна из которых была вся в слезах. Бабушка обратилась в местную газету с просьбой помочь найти женщину, вероятно, жившую в том селе и приносившую цветы. Догадки оправдались, это и правда оказалась женщина. Но на письмо, написанное ей, она уже не ответила. Эта история показывает, что в мире есть неравнодушные люди. Переписка с Михаилом Аленцевым длилась целых 10 лет, а мои родственники приезжали навещать могилу и останавливались у Ивана Зотова. Моя мама и дядя часто туда ездят и, надеюсь, что и я туда попаду.


























Моя семья в истории страны.
Дописана последняя страница, и я прихожу к важному для меня выводу: почти все члены моей семьи внесли свой вклад в развитие и становление страны в разные годы.
Прапрапрадед Семичев Николай Георгиевич – служил в Первую мировую войну в городе Гомель во второй автомобильной роте.
Вилков Андрей Федорович – Воевал в гражданскую войну и погиб.
Ефремов Родион Яковлевич, Ефремов Генрих Родионович, Ефремова (Семичева) Марта Николаевна - всю войну работали в тылу на оборонных предприятиях.
Мой прапрадед по дедушке, Пащенко Пётр Михайлович, – погиб в начале Великой Отечественной войны.
Дядя дедушки, Соболев Василий Артемович, – воевал, был офицером в звании лейтенанта, дошел до Берлина. (Приложение 27, 28)
Брат моей бабушки Ефремов Аркадий Генрихович – закончил военную академию в Москве, служил в Туркестанском военном округе в звании подполковника, является воином – интернационалистом, награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан. (29, 30, 31)
Мне не пришлось лично знать многих своих предков, но связь с ними незримой нитью проходит через тех родственников, которые окружают меня сейчас. От них я узнаю по крупицам историю моей семьи, которая этим не заканчивается, я буду дальше вести изыскания, чтобы восстановить все веточки моего родословного древа и то, что невозможно узнать от родных я, надеюсь смогу найти в архивных документах. Сейчас я жду известий из архива Брянской области – родины моего деда.
По мере того, как росло мое родословное древо, я все больше и больше убеждалась в том, что знание истории своей семьи очень важно для осознания того, кто ты есть и что жизнь нужно прожить так, чтобы твои потомки гордились тобою.

































































































































5. Пащенко Людмила Генриховна 6. Пащенко Владимир Петрович 7. Ефремов Генрих
Родионович








8. Ефремова Марта Николаевна 9. Ефремова Александра 10. Ефремова Александра
Федоровна Федоровна


11. Ефремов Родион 12. Ефремов Родион 13. Елена Федоровна Ефремова (Скатова)
Яковлевич Яковлевич Ефремов Генрих Родионович, Вилкова
Ульяна Андреевна и маленькая Люда
Ефремова






















































































































































































21. Соболева Анна 22. Ефремова Марта 24. Семичев Николай
Артемьевна Николаевна Георгиевич


25. Семичев Николай
26. Могила Семичева
Николаевич Николая Николаевич
27. Соболев Владимир
Петрович







28. Награды Соболева Василия Артемовича



29. Ефремов Аркадий Генрихович


30. Ефремов Аркадий Генрихович







ИСТОЧНИКИ
Воспоминания родственников.
Газета «Красный Сормович» № 243 от 17.12.1976 года.
Государственный Нижегородский Архив.









13PAGE 15


13PAGE 14715




Рисунок 11Описание: C:\Users\Julianna\Desktop\Родословная\25.jpgРисунок 18Описание: C:\Users\Julianna\Desktop\Родословная\8.jpgРисунок 19Описание: C:\Users\Julianna\Desktop\Родословная\13.jpgРисунок 21Описание: C:\Users\Julianna\Desktop\Родословная\3.jpgРисунок 27Описание: C:\Users\Julianna\Desktop\Родословная\14.jpg15