Мастер-класс Смысловое чтение (полуфинал муниципального тура конкурса Учитель года 2017


Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»
Мастер-класс
«Смысловое чтение»
Автор: Арабажи Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ№ 9»

Лиски
2017 год
Мастер-класс «Смысловое чтение»
Арабажи Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Разрешите мне представить вам моих помощников – фокус-группу ...
- Мой мастер класс посвящен чтению. (слайд 1) Казалось бы, в наш ХХ1 век никого не удивишь умением читать, но так ли это? Давайте попытаемся разобраться в этом. Представьте, что вы получили телеграмму. Прошу фокус-группу высказать свои мысли по содержанию телеграммы. (слайд 2)
- Спасибо фокус-группе за предположения, а в книге Э. Успенского «Школа клоунов» смысл данной телеграммы таков (ответ на слайде 2 в виде иллюстрации)
Позволю себе утверждение, что чтение – это основа образовательной деятельности. Федеральный государственный стандарт ставит перед учителем начальной школы главную задачу – научить читать, а затем научить смысловому чтению.
- Что такое смысловое чтение? Прошу фокус-группу ответить на данный вопрос. (высказывания педагогов)
- Спасибо за высказанные мысли. ФГОС дает подробную расшифровку понятию «смысловое чтение» (слайд 3 с кластером). Смысловое чтение – это метапредметныхй результат, это основа умения учиться. У каждого выпускника начальной школы должны быть сформированы навыки смыслового чтения другими словами навыки идеального читателя.
- Прошу участников фокус-группу дополнить кластер «ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ».
(на слайде 4 опорные слова
*РАЗМЫШЛЯЕТ … до чтения
*АНАЛИЗИРУЕТ … заголовок
*НЕ ПРОПУСКАЕТ … непонятные слова
*ЗАДУМЫВАЕТСЯ … над развитием событий
*СВЕРЯЕТ … свои размышления с текстом
* ВКЛЮЧАЕТ … воображение)
- Спасибо. Итак, мы с вами вышли на образ идеального читателя, который является результатом государственного стандарта.
Идеальный читатель – это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Идеальный читатель проходит три фазы прочтения текста и осуществляет три вида деятельности: предтекстовую, текстовую и послетекстовую.
- Познакомимся со стратегиями смыслового чтения.
Стратегии предтекстовой деятельности (слайд 5)
Цель - постановка задач чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создание мотивации к чтению.
Урок литературного чтения, 2 класс. Знакомство со сказкой про Илью Муромца. Применяя прием антиципации, (слайд 6) учитель может до чтения вызвать интерес и мотивацию к учебной деятельности, если организует беседу по иллюстрации и названию сказки.
- Прошу участников фокус-группы сыграть роль учеников 2-го класса.
- Что вы видите? Кто это? Это современная семья? Где она живет? Какое настроение у родителей? У мальчика? (появление названия на слайде 6)
- Что мы будем читать? Если это сказка, то какие события могут происходить? Как вы думаете, кого из героев зовут Илья Муромец? Кто автор? и т.д.
Прием мозгового штурма можно использовать во 2 классе на уроке окружающего мира при открытии темы урока «Формы земной поверхности», предложив ребятам игру «Отгадай, что это такое» (слайд 7)
- Прошу фокус-группу поучаствовать в игре.
- Какие слова помогли вам выйти на верный ответ?
Стратегии текстовой деятельности (слайд 9)
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Я уверена, что вы знакомы с многими стратегиями, но хотела бы рассказать о некоторых из них.
«Дневник двойных записей» (слайд 9) данную стратегию можно применять как на уроке, так и при работе дома.
ментальная карта (слайд 10) - удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.
чтение с остановками (технология развития критического мышления через чтение и письмо) (слайд 11). Данная стратегия может быть применена и при чтении и анализе задач по математике, физики, химии, не говоря уже об уроках истории, географии, обществоведении.
- Хочу предложить фокус-группе практически реализовать данную стратегию на примере рассказа Татьяны Тесс «Голубая ель». У каждого участника есть набор текста на цветных листах, прошу вас читать именно в таком порядке, как идут эти листы.
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
– Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды…
– Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.
– Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
– Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
- Что будет дальше и почему?
4) Чтение с вопросами (слайд 12)Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы. Вопросы могут быть как «тонкие» (с опорой на текст), так и «толстые», требующие неоднозначных ответов.
- Уважаемые участники фокус группы, попробуйте составить несколько «тонких» и «толстых» вопросов по рассказу «Голубая ель».
Стратегии послетекстовой деятельности (слайд 13)
Цель - усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Осмысление прочитанного может быть через:
Синквейн – стратегия подведения итогов через осмысление (слайд 14)
- Хочу вам напомнить правила написания синквейна, а фокус-группу попрошу написать синквейн по рассказу Т. Тесс «Голубая ель»
1. Тема (одно существительное)
2. Описание темы (два прилагательных или
причастия) 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий
смысл темы. 
- Пока работает фокус-группа, я хочу познакомить вас с приемом
2) «Отношение между вопросом и ответом» или «Где ответ?» (слайд 15)
Ответ на вопрос может быть в тексте в одном предложении или в нескольких его частях. В первом случае, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Во втором случае ответ надо формулировать, соединяя части текста.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста, и читатель ищет его в своих знаниях.
- Давайте послушаем, какие синквейны получились у моих помощников. (слайд 16)
-Спасибо коллеги. В завершении своего мастер-класс я расскажу о двух стратегиях послетекстовой деятельности, которые связаны с именем американского психолога и педагога Бенджамина Блюма. Блюм разработал таксономию (порядок) вопросов для организации познавательной деятельности в стратегии «Ромашка»
3) Ромашка Блюма – это стратегия на развитие умения задавать вопросы по прочитанному тексту. (слайд 17)

«Кубик Блума». (слайд 18)
На гранях кубика написаны начало вопросов и заданий: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик подбрасывает кубик и выполняет задание той грани кубика, которая оказывается сверху. Допустим, выпала грань «ПРИДУМАЙ». Я прошу сейчас участников фокус-группы придумать свой вариант окончания рассказа Т. Тесс «Голубая ель».
- ХХ1 век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, что до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»! (слайд 19)
- Благодарю всех коллег за сотрудничество и помощь в проведении мастер-класса!
Синквейн к рассказу Т.Тесс «Голубая ель»
1. _____________________________ 2. __________________ , ___________________
3. __________________, ________________, ________________ 4. ________________________________________________________ 5. __________________ .. 

Синквейн к рассказу Т.Тесс «Голубая ель»
1. _____________________________ 2. __________________ , ___________________
3. __________________, ________________, ________________ 4. ________________________________________________________ 5. __________________ .. 
Синквейн к рассказу Т.Тесс «Голубая ель»
1. _____________________________ 2. __________________ , ___________________
3. __________________, ________________, ________________ 4. ________________________________________________________ 5. __________________ ..