Брошюра Что такое Тимбилдинг?





















Что такое Tимбилдинг?



Tимбилдинг (team building) – построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между сотрудниками, повышение сплочённости коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Тимбилдинг представляет собой проведение среди сотрудников компании различных конкурсов, игр и заданий, выполняемых как командой, так и индивидуально. Задания подбираются таким образом, чтобы они были по силам каждому.










Зачем нужен Tимбилдинг?
Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.
Если команда профессионалов по-настоящему дружна и сплочена – она сможет решать самые сложные задачи намного лучше, чем несколько отдельно взятых гениев. Тимбилдинг помогает ускорить процесс «притирки» людей друг к другу.

Кому нужен Tимбилдинг?
Руководители организации, начальники отделов смогут по-новому взглянуть на своих подчинённых, а подчинённые на своих руководителей. В свободной неформальной обстановке легче показать те качества, которые редко или никогда не проявляются на рабочем месте. Обратить на себя внимание или узнать человека с новой стороны.

Цели проведения Tимбилдинга
С его помощью тимбилдинга можно:
- создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;
- наладить гармоничное взаимодействие между отделами, офисами, отдельными сотрудниками;
- познакомиться сотрудникам различных отделов друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых сотрудников в коллективе;
- помочь формированию корпоративной культуры;
- снять психологическое напряжение, снять конфликт;
- повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;
- сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
- повысить уровень личной ответственности за результат;
- перевести мышление сотрудников из состояния конкуренции к сотрудничеству;
- повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения.

Задачи проведения Tимбилдинга
Задачами тимбилдинга являются:
- знакомство сотрудников между собой, создание условий для неформального общения;
- повышение эффективности командной работы;
- повышение уровня взаимодействия между сотрудниками;
- сплочение коллектива;
- оценка роли каждого «игрока» в команде, выявление лидеров и аутсайдеров;
- расширение навыков решения нестандартных ситуаций;
- повышение мотивации на достижение коллективных целей;
- снятие стресса, усталости;
- возможность для сотрудников почувствовать себя в новой роли;
- моделирование бизнес-процессов;
- повышение эффективности бизнес-коммуникаций;
- проработка внутрикомандных отношений.

Результаты, достигаемые с помощью тимбилдинга
Результатом качественно проведённого тимбилдига становится:
- нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
- получение сотрудниками навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
- верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
- повышение уровня мотивации и лояльности к компании;
- уменьшение текучки кадров;
- повышение желания сотрудников делиться опытом, открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
- повышение уровня инициативности сотрудников;
- повышение уровня доверия в коллективе.

Классификация видов Tимбилдинга
По характеру взаимодействия сценарии тимбилдингов можно разделить на 3 группы.
1. Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников).
Спортивный тимбилдинг подходит для коллектива, состоящего преимущественно из молодежи. Проводится на воздухе или в спортзале. Представляет собой популярные командные игры (пейнтбол, волейбол, баскетбол и другие игры). Подходят экстремальные виды спорта и конкурсы на «выживание».
2. Логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников).
Такие виды тимбилдингов проводят на базе как готовых интеллектуальных настольных игр, так и придумывая собственные сценарии, ставящие участникам сложные логические задачи. Хорошим вариантом может быть тимбилдинг-приключение (квест в городе, квест на природе).
Тимбилдинг по сюжету телевизионных реалити-шоу (За Стеклом, Последний герой), телепередач (Форт Боярд,, Поле Чудес, Что?Где?Когда?) и по мотивам книг (Тимур и его команда).
3. Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников).
Творческий тимбилдинг представляет собой ролевые игры по мотивам сказок, литературных произведений, исторических событий. Театральная постановка, музыкальный конкурс, танцевальный конкурс, сценарий для съёмки фильма и съёмка фильма под руководством профессионального режиссёра и оператора, конкурс чтецов и т.п. Сюда же можно отнести сценарии воссоздания атмосферы жизни первобытного племени или средневекового города, или какой-то страны или культуры.
Тимбилдинг «своими руками» (Hand Made) – замечательный вариант творческого тимбилдинга. Под руководством опытного инструктора проведите для сотрудников мастре-класс декупажа, скрапбукинга, икебаны, оригами, ковки, лепки, рисования, кулинарии (суши, пицца, чиз-кейк, коктейль-бар).

По эффекту воздействия тимбилдинги бывают:
- мотивационными, сюда входят все состязательные виды конкурсов и конкурсы бросающие вызов участникам;
- фановыми, задания направлены на выброс адреналина, эмоций, поднятие командного духа и хорошего настроения;
- тестировочными, выявляющими скрытые возможности участников.

По способу проведения тимбилдинги могут быть:
- в помещении (в офисе, в специально снятом зале, в развлекательном центре),
- на воздухе (в загородном лагере, у водоёма, в лесу, в городе).
- с заранее подготовленным реквизитом и без.

Структура Тимбилдинга
Подобно любому массовому мероприятию, тимбилдинг имеет структуру:
- подготовительный этап, оповещение будущих участников, выполнение предварительных заданий, сбор материалов и реквизита;
- открытие мероприятия с приветственными речами и введением участников в курс дела;
- проведения конкурсов, выполнение заданий, выявление победителей;
- награждение отличившихся, анализ результатов, подведение итогов.

Техника организации и проведения Tимбилдинга
Тимбилдинг, как мероприятие, эффективней всего проводить от 2 часов до 3 дней. Его можно совмещать с проведением: корпоративных программ, корпоративных праздников, корпоративного волонтёрства и благотворительностью.
Организацию несложных сценариев тимбилдинга можно доверить самим сотрудникам. Для массовых и особенно длительных по времени тимбилдингов лучше пригласить организацию, специализирующуюся на проведении такого рода мероприятий.

Готовые сценарии проведения Тимбилдинга

Вестерн
Легенда: Оказавшись на Диком Западе, участникам предстоит преодолеть систему сложных заданий, что бы добраться до границы с Мексикой. Конечно, шериф и его помощники помогут, но прежде надо овладеть всеми необходимыми для настоящего ковбоя навыками: оседлать строптивых мустангов, научиться перебираться через контрольно-следовую полосу на границе, выбраться из индейской западни. И, конечно же, участникам необходимо проявить качества настоящих ковбоев: хорошее настроение, сплоченность, находчивость и взаимовыручку.
Логистика: Ведущий собирает участников на поляне в общий круг и проводит разминку. Команды делятся на мини-группы (возможно по заранее составленным спискам) и начинают выполнять задания; каждое задание длится 15-20 минут. Каждую группу сопровождает инструктор. В итоге выполнения заданий, все команды собираются вместе и делают итоговое общее задание, благодаря которому происходит символическое объединение всех команд.

Веревочный курс
В качестве снаряжения для проведения веревочного курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. Также используется как один из элементов тренингов личностного роста.
Основная суть упражнений: перед командной ставятся задачи, решении которых возможно только лишь при слаженной командной работе. Таким образом, каждый участник активно включен в процесс и влияет на общий командный результат. В процессе обсуждения стратегии решения поставленной задачи участники налаживают коммуникативные связи, проявляют лидерские качества, творческий подход, учатся работать в условиях ограниченного времени. Оптимальное количество участников в группе: 12 человек. Каждую группу сопровождает инструктор. Задача инструктора соблюдение техники безопасности, контроль соблюдения условий задач, психологическая поддержка.
При проведении веревочного курса мы в нашей компании стремимся придать программе психологический акцент, т.е., что бы упражнения были не просто набором спортивных заданий, а рабочей моделью по отработке навыков коммуникации.
«Низкий» веревочный курс – это 12 лучших упражнений веревочного курса, которые не требуют специальной подготовки и могут быть выполнены людьми любого пола, возраста и физических данных.
Полный Веревочный курс включает себя задания нескольких типов, Кроме»низких веревок», выполняющихся на земле, присутствуют также «средние веревки» выполняются на высоте 1.5-2 метра, не требуют специального снаряжения. И, наконец, «верхние веревки» задания выполняются на большой высоте (5-7 метров), требуют наличие дополнительного спортивного снаряжения, обязательно присутствует профессиональный инструктор-альпинист. Веревочный курс может стать веселым развлечением, а может быть серьезным тренингом на развитие навыков командной работы. В первую очередь, на Веревочной Курсе отрабатывается тема командного взаимодействия, поддержки, доверия и личного вызова. Также на ВК отрабатывается технология командного принятия решений в необычных ситуациях, умение распределять роли, использовать командные ресурсы.

Олимпийское многоборье
Спортивная программа, проходящая в режиме олимпийских соревнований. Перед участниками каждой команды ставится набор спортивных задач, которые они должны выполнить максимально качественно и в кратчайшие сроки. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем. Задания включают в себя: арбалетный тир, армрестлинг, пневматический тир, бег на лыжах, командные задания. Изюминкой соревнований является полоса препятствий, преодолеть которую необходимо на квадроциклах!

Водное путешествие
Программа путешествия по одной из подмосковных рек, подразумевает сплав на байдарках длительностью от 4 часов до 2 дней (с ночевкой). В процессе сплава, участникам предстоит выработать навыки командной работы, научиться слажено и эффективно взаимодействовать в коллективе. Путешествие проходит среди живописных мест, сопровождается походной едой и песнями у костра.

Спортивное ориентирование
Разбившись на мини-группы, участники перемещаются от одно чек-поинта до другого, имея в наличии лишь компас. Прибыв на заданную точку, участники получают координаты следующей. В зависимости от конкретного сценария мероприятия, на каждой точке участники могут выполнять различные задания (логические, спортивные, творческие).

Ключ к успеху
Легенда: Участники собрались, что бы найти ключ к успеху. Если каждая команда сможет найти такой ключ, успех будет для каждого.
Логистика: Участники, разбившись на малые группы, решают поставленные перед ними задачи. С каждой группой работает профессиональный психолог. Результатом работы является понимание важности ценностей командной работы и ценностей компании. На завершающем этапе каждая команда находит свой собственный ключ к успеху. Только собрав все ключи (ценности), участники достигают единого общего результата.
Особенность: Программа подразумевает гармоничное сочетание динамики и возможности анализа полученного опыта.

Пионерская Зорька
Общий сбор пионеров. Приветственное слово ведущего, который, конечно же, выглядит как настоящий комсомолец! Каждому участнику выдается галстук и пилотка. Построение всех команд по шеренге. «Равнение на знамя!» Торжественный проход барабанщиков и знаменосца. После общей шеренги, ведущий объявляет, что участникам необходимо сдать нормативы ГТО (Готов к труду и обороне). Каждая команда придумывает пионерское название и девиз, после чего, отправляется на сдачу нормативов ГТО.
Среди заданий обязательно присутствуют командное исполнение пионерских песен, игра в «крокодил» и перетягивание каната. Команды также в обязательном порядке ждут пионербол и бег в мешках. Упражнения, направленные на групповую работу, гармонично дополняются эстафетными развлекательными заданиями.
Данный тимбилдинг от TeamPoint, безусловно, привлекателен свой легкостью, динамичностью, юмором и позитивным настроем, и будет интересен людям разного возраста.
Особенность программы:
Позитивный, юмористичный настрой
Сочетание эстафетных заданий и заданий на командную работу

Веселые старты
При минимальном бюджете такая программа легко трансформируется в «Веселые старты» с такими классическими упражнениями как бег в мешках и перетягивание каната.
При наличии существенного бюджета, программа дополняется различными аттракционами: лучный и пневматический тир, полоса препятствий, надувные горки, батуты, сумо-бол, гигантские ботинки, надувные лыжи и многое другое. Безусловно, такие необычные и зрелищные задания придают яркости и позитивных эмоций и надолго остаются в памяти участников приятным воспоминанием.
За выполнение каждого задания команда получает игровую валюту, за которую, впоследствии, команда сможет купить на аукционе различные подарки

Стройка
Распределившись на команды, участники выполняют различные задания. За каждое выполненное задание участники получают игровые деньги, на которые, впоследствии, они смогут купить строительные и антуражные материалы. Чем больше заданий выполнила команда тем большее количество материала она сможет приобрести для общего дома.
В программе используется большое количество антуража каски, рабочие жилете, рукавицы и т.д. Все это создает позитивный настрой и помогает глубже погрузиться в игровую легенду.
Данный тимбилдинг развивает важные качества командной работы: творческий подход к решению задач, распределение ролей, ориентация на результат. Важно также, что участники не соревнуются друг с другом, а работают на одну единую цель, на единый результат. Только сложив результаты каждого участника и каждой команды можно достичь конечной цели построить единый общий дом.

Игры

Крокодил
Тип: кабинетка.
Состав: 2 команды по 3+ игрока.
Реквизит: конверт с листом бумаги, ручка.
Правила:
Команды загадывают по 1 слову и пишут его на листе бумаги, который кладут в конверт. Загаданное слово передаётся одному из игроков команды соперников, который должен без слов показать загаданное слово своей команде, чтобы она его угадала. Побеждает команда первой угадавшая слово в конверте.
Особый фан заключается в том, чтобы загаданное слово или явление было максимально необычным.
Примеры хороших загадок:
- массажное кресло для салона-красоты,
- лагерь беженцев.

Поездка в путешествие
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для 2+ игроков.
Реквизит: карточки с изображением различных предметов.
Правила:
Ведущий предлагает всем выехать на пикник (в турпоездку, в путешествие и т.п.), но для этого каждому необходимо взять с собой как можно больше полезных вещей. Побеждает игрок набравший больше всех предметов. Правила игры – угадать правила игры. Субправила:
Для 1го предмета – игроку разрешается взять предмет, начинающийся с той же буквы, с которой начинается его имя.
Для 2го предмета – игроку разрешается взять предмет, начинающийся с буквы его фамилии.
Для 3го предмета – игроку разрешается взять предмет,

Ромашка ассоциаций
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для 3+ игроков.
Реквизит: карточки с описанием портретов игроков/известных личностей.
Правила:
Ведущий зачитывает 1й словесный портрет, игроки стараются угадать о ком идёт речь. Первым угадавший получает 1 очко. Побеждает игрок набравший больше всех очков.

Мафия
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для 7+ игроков.
Реквизит: карточки с ролями (мафия, приспешник, честные, комиссар, адвокат, маньяк, скорая, проститутка).
Правила:
Для 7 игроков: 2 мафии, 4 честных, 1 комиссар.
Для 8 игроков 2 мафии, 1 приспешник, 4 честных, 1 комиссар.
Для 9 игроков: 1 мафия, 1 адвокат, 1 приспешник, 4 честных, 1 комиссар, скорая.
Для 10 игроков: 1 мафия, 1 адвокат, 1 приспешник, 4 честных, 1 комиссар, скорая, маньяк.
Для 11 игроков: 2 мафии, 1 адвокат, 1 приспешник, 4 честных, 1 комиссар, скорая, маньяк.
Для 12 игроков: 2 мафии, 1 адвокат, 1 приспешник, 4 честных, 1 комиссар, скорая, путана, маньяк.

1 день: общим голосованием жители города приговаривают к казни 1 игрока.
1 ночь:
- мафия знакомится (если одну мафию убили и есть приспешник, то мафия знакомится с приспешником).
- путана выключает из игры 1 игрока,
- комиссар спрашивает ведущего кто мафия,
- адвокат спрашивает ведущего кто комиссар,
- скорая лечит 1 игрока,
- маньяк убивает 1 игрока,
2 день: общим голосованием жители города приговаривают к казни 1 игрока.
2 ночь:
- путана выключает из игры 1 игрока,
- мафия приговаривает к убийству 1 игрока,
остальные действуют в том же порядке.
Цель мафии – убить всех честных, цель честных – вычистить всю мафию, цель маньяка – убить всех.
Выбывшие игроки становятся неупокоенными душами (придумать что им можно делать во время доигрыша).

Остров людоеда
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для команды 5+ игроков.
Реквизит: список предметов в пещере у людоеда.
Правила:
1й этап «Ужасы острова».
Игроки попадают на остров, для выживания на котором им потребуется торговля собой в обмен на воду, пищу и предметы. Каждые 5 минут команда будет решать, кого отдаст людоеду на съедение. Ведущий-людоед будет давать 1 дополнительную минуту на диалог с людоедом, в котором команда может завязать торг за дополнительные блага, которые могут оказаться у людоеда (предметы оставшиеся от предыдущих незадачливых приключенцев в том состоянии, в котором они достались людоеду).
Вариант 1: людоед бессмертен – т.к. если вы его решите убить или взять в плен, просто приедет следующий.
Вариант 2: людоед не бессмертен, его смерть на конце иглы.
С людоедом нельзя прекратить диалог, вас все равно будут съедать, если не сам людоед, то жажда и голод.
«Погибшие»/«съеденные» игроки переходят в «Царство мертвых», которое изолировано от основной группы, однако группа имеет право на спиритический сеанс (в обмен на человека, которого возьмёт людоед), но кто знает, может быть из «Царства мертвых» лучше виден выход из столь затруднительного положения, в котором будете находиться вы эти несколько часов. Итак, моя задача – съесть как можно больше вас, ваша – выжить в максимально большем количестве.
2й этап «Пресс-конференция».
Ведущий (если участники разгадали как выбраться с острова или если игра зашла в тупик) объявляет второй этап игры: «Выжившие на острове – интервьюируемые на импровизированной пресс-конференции, а «Царство мертвых» становится журналистами на ней. Вам разрешается задавать любые вопросы, какие вы посчитаете нужным задать выжившим. Ведущий становится ведущим Ток-шоу «Как выжить в условиях кризиса».
Комментарии:
На этом этапе важно, чтобы произошло сплочение группы «выживших» и группы «журналистов», что позволит им позиционировать себя относительно друг друга. Время пресс-конференции занимает от 15 до 40 минут.

Круг
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для команды 5+ игроков.
Реквизит: нет.
Правила:
Игроки образуют круг спинами внутрь. Круг есть единое целое до тех пор, пока он сохраняется. Задача каждого игрока – попасть в центр круга. Никаких переговоров после команды «старт» быть не должно. Итак, цель стоящих в кругу – сохранить круг, задача образующих круг – попасть в центр круга.

Танцевальный конкурс 1
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для команды 5+ игроков.
Реквизит: шляпа, музыкальная аппаратура, сборник танцевальной музыки.
Правила:
Объявляется общий танец, во время которого все участники разбиваются на пары, а ведущий в шляпе стоит в центре. Пока музыка играет все танцуют, но как только диджей выключает композицию, танцоры должны сменить партнеров, а ведущий перекинуть шляпу на танцора без пары, а сам найти себе пару.
После того, как образуются новые пары, танцор в шляпе будет новым ведущим, который должен повторить перекидывание шляпы, когда диджей снова выключит музыку.
Комментарии:
Такая игра-танец проходит очень весело, под общий визг и смех, и в общей кутерьме не особо различаешь, с кем именно приходится встать в пару.

Танцевальный конкурс 2
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для команды 5+ игроков.
Реквизит: шляпа, музыкальная аппаратура, сборник танцевальной музыки.
Правила:
Участники встают в пары. Звучит музыка, в момент когда она прекращается ведущий громко объявляет, что нужно коснуться, например, красного цвета или деревянной поверхности, или какой-то части тела человека, или предмета. Кто последним выполнил задание – становится ведущим и получает шляпу.

Танцевальный конкурс 3
Тип: кабинетка.
Состав: 1 ведущий для команды 5+ игроков.
Реквизит: музыкальная аппаратура, подборка музыкальных фрагментов.
Правила:
Пригласите в центр танцпола участника (или нескольких участников). Задача станцевать лезгинку, кадриль, рэп, диско или ламбаду. Поставьте музыкальный фрагмент, чтобы участники вспомнили «характерные» движения выбранного танца.
В момент начала конкурса замените музыку на другую (подходящую по размеру).
Комментарии:
Танцевать лезгинку под музыку из фильма «Джентльмены удачи» весьма забавно.
Приёмы и конкурсы для Тимбилдинга

Конкурс «Молекулы»
Будущие члены команд имитируют хаотичное движение атомов: беспорядочно ходят по залу в произвольном направлении. По сигналу «мутация!» участники соединяются друг с другом:
- головами, если надо создать команды из 3х человек,
- правыми коленями, если из 4х,
- левыми пятками, если из 5ти-6ти.

Связанные одной цепью
Командам привязывается цепь, замкнутая на замок. Замкнутым в кольцо цепью участникам команды на спины крепятся буквы, указывающие на следующее место, где они смогут найти ключ и разомкнуть цепь. В скованном виде они доходят до ключа. Ключ расположен на высоте выше вытянутой руки. Игрокам нужно составить из букв на своих спинах слово, узнать, что это за место и вместе отправится туда. И только прибыв к месту, ухитрится достать ключ и снять с себя цепь.

Смешарики
Надутые шарики внутри которых записки игроки должны попарно обвязать вокруг себя и лопнуть их друг об друга. В результате из шариков выпадут записки. Задача участников – понять, что объединяет слова на этих записках.
Это могут быть
- фамилии актеров легендарных советских комедий,
- названия телепередач,
- олимпийские виды спорта,
- марки продуктов питания и т.п.

Пресса
Каждая команда получает газетную статью. Необходимо найти в ней только латинские буквы, из которых сложить нужно слово, указывающее на следующий этап конкурса.

Африканский кроссворд
Команды отыскивают так называемый «африканский кроссворд», решить который можно вычеркнув из него парные буквы, а из оставшихся букв последовательно составить нужное слово.

Сокровище Флинта
На пляже капитаны команд плывут к одному из нескольких буйков и, нырнув, достают под одним из них ларец с кладом.

Граффити
Написать раскрашенной водой из пластиковых бутылок, название своей компании на снегу.

Коллаж
Команде выдаётся смешную фотографию, которую нужно воссоздать в реальности.

Олимпийские кольца
Тип: полёвка.
Состав: 2+ команды по 3+ игрока.
Реквизит: 3 штырька, наборы колец разного цвета по числу команд.
Правила:
Каждой команде выдается по 6 колец одного цвета. На расстоянии 8-ми метров от огневого рубежа выставляются три штырька. Задача команд – по очереди набрасывать свои кольца на штырьки. Один игрок от каждой команды становится рядом со штырьками, чтобы возвращать непопавшие кольца обратно на рубеж. Если кольцо попало, но соскочило – оно не засчитывается. Побеждает та команда, чьи кольца окажутся раньше на штырьках.

Перетягивание каната
Тип: полёвка.
Состав: 2 команды по 3+ игрока.
Реквизит: канат.
Правила:
Каждая команда становится у своего конца каната. Побеждают те, кто перетянут середину каната в свою сторону относительно инструктора на 3 метра.

Бег в мешках
Тип: полёвка.
Состав: индивидуально или 2+ команды по 3+ игрока.
Реквизит: мешки по числу команд.
Правила:

Гримпенские трясины
Тип: полёвка.
Состав: 2+ команды по 3+ игрока.
Реквизит: 2 доски на команду.
Правила:
Задача каждой команды – перебраться по кочкам через «трясину» при помощи 2-х досок. Если кто-то из участников касается земли – команда возвращается на старт. Побеждает та команда, которая раньше преодолеет болота и принесет бревна на финиш.

Лыжи
Каждая команда становится на лыжи, держа друг друга за талию, а впереди идущие берут в руки веревочки. Если кто-то из участников становится на землю – команда возвращается на старт. Побеждает та команда, которая раньше дойдет до финиша.

Игры на природе с реквизитом

1. Спецназ
Между двух деревьев на цепях подвешены два бревна длиной 6 метров. По краям брёвен на земле обозначены 2 площадки. Задача команды перебраться с одной площадки на другую по бревну, не касаясь земли, при условии, что каждый участник может также коснуться бревна только один раз.
2. Лабиринт
За оттяжки участники команды удерживают большой тяжёлый лабиринт. Задача команды – прокатить по лабиринту шар до центрального отверстия, так, чтобы он не попал в отверстия-ловушки и не перепрыгнул через границы дорожек.
3. Упрямый велосипед
К велосипеду с обратным рулём привязаны оттяжки. На велосипед садится один из участников команды. Задача команды за оттяжки провести велосипед с человеком по деревянным площадкам от старта до финиша.
4. Семья
На небольшой высоте над землёй натянута полоса препятствий (горизонтальная сеточная паутина, трос). На старте все участники команды должны выстроиться в цепочку и взяться за руки. Не размыкая рук, участники команды должны пройти по полосе препятствий, не соступая при этом на землю. За выполненное задание команда получает бонус.
5. Растяжка
На некоторой высоте над землёй натянуты два троса. На старте тросы находятся близко друг к другу, к финишу расстояние между ними увеличивается. Задача участников команды разбиться на пары, каждая пара должна пройти по натянутым тросам от старта до финиша, при этом люди в паре опираются друг на друга. За каждую пройденную пару команда получает бонус.
6. Взятие форта
Задача всей команды, включая последнего участника залезть на 4-х метровую стену, не используя при этом никаких вспомогательных средств.
7. «А»
На земле обозначен X-образный коридор. В начале коридора лежит гигантская буква «а», к которой прикреплены оттяжки. Задача команды, поставив букву в вертикальное положение, провести её по коридору до финиша. При этом буква не должна выходить за границы коридора, а участники заходить внутрь коридора.
8. Весы
На земле лежат огромные весы. Заходя по очереди из центра на весы, вся команда должна на них расположиться, при этом весы не должны касаться земли. Под весами находятся пищалки, звук которых является признаком касания земли. В случае касания вся команда начинает заново.
9. Вулкан
На определённом расстоянии друг от друга находятся две площадки. Задача команды перебраться с одной площадки на другую, не коснувшись земли, используя две доски, длинна которых меньше расстояния между площадками. Доски также не могут касаться земли.
10. Сталкер
Участники команды выстраиваются друг за другом, при этом каждый держится за впереди стоящего человека. Всем, кроме последнего участника, завязывают глаза. Задача команды пройти внутри сеточного лабиринта, не касаясь его. Упражнение выполняется в полной тишине.

Стена
Команда должна поразить две мишени-охранников на гребне стены из стрелкового оружия (при ограниченном количестве выстрелов). Затем необходимо преодолеть стену всей командой. За непораженные мишени или обход стены – штрафные очки.

Бурелом
Необходимо преодолеть завал из бревен, веток, камней, освободить связанного горожанина за максимально короткое время.

Обстрел
Нужно преодолеть зону обстрела с минимальными потерями и поразить мишень (любым оружием) в конце участка. Разрешено на участке обстрела закрываться щитами, отвечать выстрелами по стреляющим (число выстрелов ограничено). Обстрел производят 4 лучника (арбалетчика)- по два с каждой стороны. Обстрел прекращается при «выбивании» 2 членов команды. При поражении рыцаря он не выбывает, но за это– крупный штраф. (Вассалы! Берегите сюзерена!). Выбывшие члены команды присоединяются к команде на заключительном этапе.

Сторожевая башня
Башня представляет собой небольшую площадку, укрепленную на высоте 2,5-3 м. на столбах или дереве. На площадке установлена мишень-охранник и флаг-вымпел. Команде необходимо поразить «охранника» из стрелкового оружия, затем завладеть флагом.
Переправа
Команде необходимо навести переправу через реку из подручных средств, затем преодолеть реку и выиграть бой с охраной переправы (1-2 человека).
Привал
Разведение огня (без использования современных средств), приготовление пищи (можно просто чайку попить).
Флагшток
Представляет собой столб (дерево) 3-4 метра высотой с укрепленным на конце штандартом. Столб свалить, штандарт забрать.
Тропа маятников
Система болванок (мешков с песком), подвешенных по одной линии над тропой, качающихся с различной амплитудой. Необходимо пройти сквозь маятники, не задев ни один из них (нечто подобное проделал Р.Гир в фильме «Первый рыцарь»).
Замок
Представляет собой переднюю стену замка с башней и воротами. Справа и слева от башни (на стене) мишени-охранники (2-4шт.). Поразить мишени, выбить ворота, либо перебраться через стену.
Падение на доверие падение на руки всех членов команды спиной вперёд.
Прыжок с высоты. Существуют варианты: прыжок вперёд на трапецию и падение спиной вперёд.
Растяжки парное упражнение, в котором участники проходят по подвешенным на небольшой высоте расходящимся тросам, упираясь друг на друга вытянутыми руками.
Болото команда переправляется из одного пункта в другой, используя несколько перевалочных пунктов (несколько брёвен малого размера) и две длинные узкие жерди для перехода.
Переправа команда переправляется из одного пункта в другой, используя один промежуточный перевалочный пункт (несколько узких коротких брёвен) и две широкие доски.
Зигзаги команда переправляется по нескольким узким доскам, сложенным зигзагообразно, из одного пункта в другой, не коснувшись земли. Иногда вводятся роли: однорукий (участник не может пользоваться одной рукой), слепой (участник проходит упражнение с закрытимы глазами при помощи других участников), немой (участник не может говорить во время упражнения)
Стена команда должна переправиться через высокую стену (обычно 4 метра 20 сантиметров это удвоенная высота человека среднего роста с вытянутыми вверх руками), не используя никаких подручных средств. В данном упражнении обычно снимается деление на команды.
Минное поле участники делятся на пары, одному из пары завязывают глаза и выпускают на поле с препятствиями, которое с помощью команд другого члена пары «слепому» участнику предстоит преодолеть.

Анализ проведённого тимбилдинга, подведение итогов
Хорошим и видимым результатом прошедшего тимбилднига будет являться повышение эффективности работы предприятия, улучшение микроклимата в коллективе. Также тренинг будет удачным, если сотрудники начнут добровольно «рекламировать» организацию, в которой они работают, будут часто и с положительными эмоциями вспоминать прошедшее мероприятие, с нетерпением ждать проведения нового подобного.
Руководителями начальникам стоит особо обратить внимание на выделившихся (как в хорошую, так и в плохую сторону) сотрудников. Подбодрить отстающих, похвалить передовиков.













15