Доклад: «Формирование музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2
050148. Педагогика дополнительного образования
Трибунский Дмитрий Юрьевич Доклад:
«Формирование музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями»
а Ульяновск 2015

Содержание
Ведение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями…………………………………………6
1.1.Сущность музыкальных способностей……………………………………6
1.2.Особенности развития детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями……………………………………………12
1.3.Особенности работы голосового аппарата у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………17
Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями…………………………………………………………………..19
2.1. Развитие музыкальных способностей детей …………………………….19
2.2. Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями………….28
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………35
Приложения
Введение
Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте с нравственным и эстетическим развитием личности. Его совершенствование стало важным направлением проводимой в наши дни реформы школы.
Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребенка.Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.
Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.
Актуальность темы – дипломной работы обусловлена прогрессирующими тенденциями разрушения духовно-нравственных устоев семьи и другими негативными явлениями в стране и в мире р
Объект исследования – формирование музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. П
Предмет исследования – музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями. Р
Цель дипломной работы – Выявить сущность понятия музыкальные способности и разработать музыкально – дидактические игры для развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями.
Гипотеза - можно предположить, что использование музыкально-дидактических игр в разнообразных видах музыкальной деятельности будет способствовать музыкальному развитию школьников, имеющих особые образовательные потребности.
В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Задача:
Изучить научно-художественную, психолого-педагогическую, вокальную литературу по заявленной теме.
Раскрыть сущность ключевого понятия «музыкальные способности».
Провести диагностику музыкальных способностей.
Выявить особенности работы голосового аппарата у детей младшего школьного возраста.
Внедритьь и апробировать комплекс музыкально-дидактических игр по развитию музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями.
Методологической основой исследования являются диалектические положения: об определяющей роли общественного бытия в развитии общественного и индивидуального сознания; о диалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности; о взаимообусловленности характера деятельности и развитии личности.
Теоретическая основа исследования сложилась из теории формирования личности и её способности, разработанной педагогами-музыкантами Поповом, Л.Г. Дмитриевым, Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, М.Г. Давлетдиновым, В.И. Киреенко, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Назайкинского, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и других.
Основные методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Систематизация полученного фактического материала, количественный и качественный его анализ.
Метод наблюдения.
Метод анализа и обработки результатов.
Практическое значение: данная работа может использоваться педагогическими работниками общеобразовательных школ и студентами, которые занимаются исследованиями в данной области.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29. По составу: учащиеся. Выборка составила: 8 чел.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы формирования музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
1.1. Сущность музыкальных способностей.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (так считали Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.). Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровьесберегающий фактор. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.
В настоящее время в научной среде существует убеждение, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Но часто взрослые, не обращают внимания на организацию развития певческих навыков детей, что в дальнейшем сказывается на здоровье и состоянии их нервной системы. Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность школьников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Процесс формирования способностей происходит на основе задатков.
Энциклопедия психологических знаний определяет понятие способность как «совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические индивида возможности в различных деятельности» [19]. Каждый вид деятельности предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям. Тогда как способности человека - мера свойств соответствия личности требованиям деятельности.
Понятие “способности”, как утверждал Б.М. Теплов, содержат три основных мысли. “Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие “способности” не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека” [20].
Рассмотрим понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой - к поискам общей ее структуры [18].
Музыкальная способность - это индивидуально психологические особенности личности, которые включают:
естественную слуховую чувствительность, которая обусловливает анализ естественных, языковых или музыкальных звуков;
развитое в труде и социальном общении субъективное отношение к языковым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции.
В своем развитии они образуют систему со сложными динамическими связками между отдельными способностями. В структуре музыкальных способностей выделяются основные, общие и специальные способности. Рассмотрим основные музыкальные способности, необходимым для всех видов музыкальной деятельности.
Ладовое чувство - способность переживать отношение между звуками как выразительные и содержательные. Важным составляющим в восприятии музыки является ладовое чувство – способность различать устойчивость и неустойчивость отдельных звуков мелодии, степени этих качеств, тяготение звуков друг к другу.
Ладовое чувство выражается, прежде всего, в том, что одни звуки мелодии воспринимаются как устойчивые, т.е. как дающие впечатление законченности при завершении на них мелодии, не требующие перехода к другим звукам, не тяготеющие к другим звукам, а другие звуки воспринимаются как неустойчивые, дающие при окончании на них мелодии впечатление незавершенности и поэтому требующие перехода к устойчивым звукам, тяготеющие к ним. Ладовое чувство основано на ощущении музыкальной высоты.
Ощущение музыкальной высоты возникает в процессе восприятия мелодии, а последнее невозможно без ладового чувства.Ладовое чувство – эмоциональное переживание определенных отношений между звуками, ладовое чувство – эмоциональное качество. Так, единство собственно слухового и эмоционального моментов в музыкальном слухе и выражается с наибольшей яркостью в ладовом чувстве.
Музыкально слуховое представление - способность прослушивать "в уме" раньше воспринятую музыку, которая составляет основу для музыкального воображения, формирование музыкального воображения и развитие музыкального мышления. «Самый акт пения по нотам есть по существу пение по представлению» [17].
Правильный ответ ребенка на вопрос о том, сколько звуков в прозвучавшем аккорде, и верное различение им консонанса и диссонанса, принимаемые обычно за признак наличия у него гармонического слуха, в действительности характеризуют лишь верное тембровое ощущение. Подлинным критерием гармонического восприятия созвучий (во всяком случае, для людей, не обладающих абсолютным слухом) может служить выделение отдельных звуковысотных линий. Отдельных голосов из многоголосного музыкального движения, ибо гармонический слух — это,   прежде всего слух звуковысотный, имеющий те же основы, что и слух мелодический, т. е. ладовое чувство и музыкальные слуховые представления, и развивающийся при условии достаточно развитого эмоционального, или ладового, компонента мелодического слуха.
Музыкальные слуховые представления непосредственно проявляются в воспроизведении мелодии, в первую очередь — в пении.
Однако важно то, что указанные проявления ладового чувства и музыкальных слуховых представлений присущи и мелодическому, и гармоническому слуху, а проявления собственно музыкальных слуховых представлений присущи внутреннему слуху, иначе говоря, проявления основных музыкальных способностей — это в то же время и проявления способностей производных.
Но если проявления мелодического слуха полностью совпадают с проявлениями ладового чувства и музыкальных слуховых представлений (так как ладовое чувство и составляет «ладовый» компонент мелодического слуха, а музыкальные слуховые представления — его «слуховой» компонент), то гармоническому и внутреннему слуху присущи и дополнительные проявления. Гармонический слух дополнительно проявляется в ощущении ладовых функций аккордов, в реакции на изменения в одном из голосов многоголосия (т. е. в собственно гармоническом восприятии). Внутренний слух дополнительно проявляется в осознанном оперировании музыкальными слуховыми представлениями, в частности в подборе по слуху на инструменте. Дополнительные проявления гармонического слуха могут служить характеристикой ладового чувства, а дополнительные проявления внутреннего слуха — характеристикой музыкальных слуховых представлений.
Музыкально ритмичное чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмичные соединения.
Ритм – важнейшее понятие, которое не остается без нашего внимания. Ритмом называется последовательность звуков одинаковой или различной длительности. Через восприятие ритмического рисунка, его прохлопывание, ребята знакомятся с короткими и длинными звуками; отмечают характер ритма (его остроту или мягкость), который влияет в свою очередь на музыкальный образ.
По многочисленным наблюдениям, в процессе восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, которые соответствуют ритму, акцентам.
Музыкально-ритмическое восприятие основано не только на моторных, но и эмоциональных компонентах. Содержание музыки эмоционально. Ритм считается одним из компонентов выразительных средств музыки, помогающим в восприятии содержания музыки. Таким образом, музыкально-ритмическое восприятие или, как его называют, чувство ритма, наравне с  ладовым чувством, является основой эмоционального восприятия музыки.
Таким образом, музыкально-ритмическое чувство проявляется в наличии двигательных реакций, в ощущении акцентов, в способности воспроизводить временной ход музыкального движения.
К общим музыкальным способностям относят:
Музыкальная память (усвоение знаний, умений и навыков) - способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, что существенно влияют на формирование музыкальных способностей, а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает средство музыкального мышления (вокальный или конкретно инструментальный);
Психомоторные способности - оказываются в возможности музыканта при выполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и виртуозности.
Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания – интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы – от живого созерцания, наблюдения, практики – к осознанию и теоретическому обобщению [8].
Таким образом, под музыкальными способностями мы понимаем комплекс индивидуально-психологических способностей ребенка, таких как музыкальный слух, ладовое чутье, чувство ритма.

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал» [22].
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Дети с особенностями психофизического развития имеют, как и все другие дети, определенные права, среди которых и право на получение качественного образования.
Младший школьный возраст— наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. В руках у воспитателя  начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями
Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах "за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте" [21].
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.
Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия [21].
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.
Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными. B В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением.
Такими условиями являются:
1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива;
2) введение ограничительной цели;
3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
1.3 Особенности работы голосового аппарата у детей младшего школьного возраста
Голосообразование. В голосообразовании принимает участие вся дыхательная система. Так, в гортани образуются звуки, а верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, глотка, полость рта) являются резонаторами звука. Процесс выдыхания воздуха создает главное условие образования голоса. Звуки членораздельной речи, свойственные человеку, образуются благодаря изменению положения языка, челюстей, губ.
Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо выступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. К 11—12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся длиннее, чем у девочек (у мальчиков — 1,3 см, у девочек — 1,2 см). К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек — 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается довольно поздно — в 20, а иногда и в 30 лет.
Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания голосовых связок, силы выдоха и особенностей резонаторов — усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.
В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. В, это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков. В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не следует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения, выступлений на концертах и громкого чтения.
Гигиена голосового аппарата на уроках пения. Первое гигиеническое требование к обучению пению заключается в том, чтобы научить ребенка правильному вдыханию воздуха через нос.
Большое значение в гигиене и охране голоса занимает вопрос о подборе песенного репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Ни в коем случае не следует позволять детям форсировать звук, так как это вредно отражается на голосовом аппарате.
Правильные вокальные навыки, систематическая тренировка голоса в пении развивают и совершенствуют дыхательную систему и голосовой аппарат ребенка.
Уроки пения надо проводить в помещениях, которые полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам — в хорошо проветренных классах с температурой воздуха + 18... +20° С, с достаточной его влажностью. Пение в холодных, сырых, плохо проветриваемых помещениях, на сквозняке отрицательно сказывается на голосовом аппарате, приводит к заболеваниям дыхательных путей. Вредно также пение при резкой смене температур, например, после перехода с мороза в теплое помещение.
Предупреждение голосовых расстройств. Бывают случаи, когда голос у ребенка садится, становится хриплым, тусклым, теряет звучность. Это происходит в результате значительной нагрузки на голосовые связки при чрезмерно громкой речи, крике, при попытках говорить долго и громко. Резкое перенапряжение голосовых связок может привести к кровоизлиянию в них и к образованию «певческих узелков», которые затрудняют смыкание голосовых связок и могут привести к исчезновению голоса.
Следует избегать слишком быстрой ходьбы на сильном морозе, так как дыхание в таких условиях учащается, становится более глубоким и массы холодного воздуха проходят через гортань, охлаждая голосовые связки. По той же причине на холоде ребенку нельзя разрешать долго говорить. При любых нарушениях деятельности голосового аппарата у ребенка необходимо обращаться к врачу [14].
Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями
2.1. Развитие музыкальных способностей детей
В музыкальной педагогике накоплен большой отечественный и зарубежный опыт развития музыкальных способностей младших школьников.
Обратимся в своем исследовании к опыту развития музыкальных способностей таких видных педагогов-музыкантов как Карл Орф, В.С. Попов, Л.Г. Дмитриева и др.
Особое внимание заслуживает система развития музыкальности ребенка, разработанная Карлом Орфом – «Шульверк».
Пробы создания "Шульверка" начались еще в середине 20-х годов в период расцвета немецкой музыкально-педагогической мысли. В обстановке реформ и спросов в 1931 году был создан первый вариант "Шульверка", но вскоре, как говорил К. Орф, "политическая волна смыла развиваемые в "Шульверке" идей как нежелательные. Спустя почти два десятилетия появилась вторая версия "Шульверка". И если смысл первой концепции можно охарактеризовать словами: "Из движения - музыка, из музыки - танец", то в "Шульверке" 50-х годов Карл Орф также исходя из ритма, опирается не только на основу движения и игры на музыкальных инструментах, но, прежде всего, на речь, музыкальную декламацию и пение. Слову - элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается пение; его метрической структуре, его звучанию - светлому или гулкому, прозрачному или грустному, легкому или вязкому, - уделяет теперь особое внимание. И, конечно, не только отдельному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам и т.
Кеетман и Орф совместно с опытным педагогом Рудольфом Кирмайером начали работу над первыми передачами для Баварского радио. Так из работы для детей и с детьми возник новый «Шульверк». В мелодии отправным пунктом стал зов кукушки – нисходящая терция, попевка на двух ступенях, которая шаг за шагом расширялась и превращалась в звукоряд без полутонов, в мажорную пентатонику. Речевой основой стали имена, считалочки и простейшие детские песни. Это был мир, доступный всем детям. Карл Орф не думал о воспитании особо одаренных детей, а имел в виду воспитание на более широкой основе, которое позволило бы охватить и малоодаренных детей. Опыт убедил, что редко можно встретить совсем не музыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик и. таким образом, содействовать развитию скрытных способностей. Беспомощный педагог часто по невежеству засыпает живые родники, препятствующие развитию талантов.
Таким образом, методика музыкального воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы учащихся.
«Шульверк» - пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инструментов, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок. «Шульверк», таким образом, содержит материал для практического музицирования. Эта своего рода общая начальная школа музыкальности, предшествующая специальному обучению музыке, обязательна для всех детей, если они не собираются в дальнейшем избрать своей профессией музыку.
Музыкальное воспитание детей, по мнению К. Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на инструментах. Задача музыкального воспитания – стимулировать и направлять творческую фантазию, умению импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования [16].
В этой работе следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой. Дети – участники творческого процесса. Принципы народного варьирования и орнаментации способствует проявлению детьми творческой изобретательности.
В отечественной практике развития музыкальных способностей у младших школьников обращает на себя внимание опыт видных педагогов-музыкантов – В.С. Попов, Л.Г. Дмитриевой и др.
Воспитание и развитие чувства ритма – серьезная и ответственная задача в работе с детьми. Так считает видный отечественный педагог-музыкант В.С. Попов. В воспитании и развитии чувства ритма значительных успехов достигают те, кто в своей работе опираются на теорию швейцарского музыканта Жака Далькроза, который первым понял активную двигательную природу музыкально-ритмического чувства. Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе своей музыки. Вот почему первейшая задача педагога – постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Ребенок обязан всем своим телом почувствовать ритмическую сферу, т.е. инкорпорировать моторно-двигательное начало музыки. В этом ему помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. Дети должны научиться двигаться в такт хороводной песне, передавать её ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д. Особенно хорошо в этом плане воспользоваться песнями с ярким драматургическим содержанием или играми, сопровождаемыми простейшими мелодиями речитативного характера, например: «Дин-дон», «Сорока», «Заинька», «Лиса» и т.д. в этих песнях-играх «впитывание ритма» телом происходит естественно, без напряжений и весьма активно. Игра и движение помогают достижению ритмической устойчивости. Подобные сценки можно разыграть почти на каждую песню, а это создаст творческую атмосферу. Свободное проявление способностей каждого ребенка обеспечит успех и в его ритмическом воспитании.
Практически овладевая ритмическими длительностями, полнее возможно воспользоваться и слоговыми обозначениями относительной сольмизации. В этой системе за каждой ритмической единицей закрепляется определенное слоговое обозначение: четверть – та, половинная – та-а, восьмая – ти-ти. Шестнадцатая – ти-ри-ти-ри, четверть с точкой – таи-ти, восьмая с точкой и шестнадцатая – тии-ри и т.д.
Значительную помощь в воспитании ритмического чувства оказывают и применяемые в этой же системе ритмические фигуры, которые сопровождают исполнение песни. Это сопровождение представляет собой остинатные ритмические фигуры, которые в одновременном звучании создают интересный оркестровый фон. Так, песню «Во поле береза стояла» может сопровождать следующий аккомпанемент:
Первая группа отстукивает ритм в ладоши: 2/4 та, ти-ти, та, та.
Вторая группа стучит карандашом по столу: 2/4 та, ти-ти, ти-ти, та.
Третья группа отстукивает ритм ногами: 2/4 та, четвертая пауза (дети разводят руками), та, та.
Такое оркестровое сопровождение увлекает детей и, главное, развивает их ритмическое чувство.
В воспитании ритма можно использовать и систему австрийского композитора К. Орфа. Известный музыкант широко применяет движение, игру на элементарных музыкальных инструментах, речь, музыкальную декламацию, песню. Он сам создал специальный детский инструментарий, дающий возможность по-настоящему увлечь детей музыкальными занятиями.
Л.Г. Дмитриева посвящает свое исследование «Творческое развитие школьников на уроке музыки» также вопросами формирования музыкальных способностей младших школьников через творческое начало [14].
Выделяет следующие вопросы:
1) включение инструментов в урок и возможные трудности, связанные с этим;
2) дидактический материал, помогающий формированию у детей первоначальных инструментальных и творческих представлений;
3) развитие чувства формы при музицировании определенных творческих заданий.
Иногда, особенно на первых занятиях, использование инструментов и заданий по музицированию может внести может внести в урок неорганизованность, отвлечь учащихся от исполнения или восприятия музыки. Поэтому первое время вместо музыкальных инструментов можно предлагать ребятам обычные погремушки и палочки. Перед уроком их нужно распределять так, чтобы каждый ученик имел одно из этих «пособий». Необходимо постепенно устанавливать необходимую дисциплину и учить детей пользоваться музыкальными игрушками. Приблизительно с третьего-пятого урока можно эпизодически использовать на занятиях инструменты, которые получает небольшая группа ребят и на которое время. За игрой этих групп следит весь класс, оценивать качество исполнения.
Лишь после успешного выполнения заданий группами следует переходить к музицированию всем классом. Но и это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам: один ряд играет на деревянных инструментах, другой – на металлических, третий – на звуковысотных.
Чтобы устранить хаос звуков во время обдумывания в классе заданий, полезно использовать «немые клавиатуры», то есть графическое изображение металлофонов и других звуковысотных инструментов. Такие «клавиатуры» должен иметь каждый ученик. Этот пример эффективен и для активизации внутреннего слуха ребят. Если учитель с первого года обучения систематически пользуется на уроке инструментами, то все трудности преодолеваются достаточно легко. Инструменты помогут детям ярче передать характер того или иного произведения, например, мягким, нежным звучанием треугольника хорошо сопровождать пение колыбельной песни, а звуками коробочек – подчеркивать стук копыт в боевой песне всадников. В заключение урока следует предупредить детей, что с этого дня на партах часто будут лежать инструменты, но брать их и играть на них можно только с разрешения учителя.
Следующие 2-3 урока хорошо начинать с игры на инструментах (это обусловлено тем, что ребята направляют к ним большой интерес и им трудно преодолеть желание хотя бы подержать инструмент в руках или потихоньку извлечь из него звук во время пения или слушания музыки), например, можно предложить проаккомпанировать марш, под который ребята обычно входят в класс (учитель специально повторяет его) или по памяти передать «пульс» этой музыки. Можно также начать занятия ритмически-инструментального приветственного диалога (текст его оговаривается заранее): учитель здоровается с детьми и одновременно выразительно играет на инструменте ритмический мотив своего приветствия; один из детей отвечает на каком-либо инструменте, затем его ответ по знаку учителя повторяет весь класс. Полученный ритмический мотив диалога представляется зафиксировать при помощи имеющегося у детей ритмических карточек (нотное лото) или «расшифровать» условными слоговыми обозначениями длительностей и системой относительной сольмизации.
Развитие чувство ритма не может успешно протекать в отрыве от музыки, поэтому ко второму уроку ученики должны знать мелодию песни, которую они будут сопровождать звучанием своих инструментов, различать вступление и заключение, уметь легко продублировать ритмический мотив. Выбор песни должен быть обоснован самими ребятами. Обычно первоклассники с большим интересом и весьма успешно справляются с заданием. Дети в игре верно передают не только ритмический рисунок, но и динамику. Наблюдения свидетельствуют, что исполнение песен с привлечением инструментов протекает значительно эмоциональнее и выразительнее, нежели без них.
На начальном этапе художественно-творческого воспитания один и тот же музыкально-познавательный материал можно использовать весьма разностороннее: как упражнения для распевания, как инструментально-мелодический этюд, как основу для усвоения вычлененного, конкретного ритмического рисунка, и, наконец, как образец для самостоятельного творчества. В качестве такого материала рекомендуется использовать произведения, сходные между собой по ладовой структуре и ритмическим оборотам. Учащиеся сравнивают два в чем-то близких друг другу и вместе с тем контрастных по настроению произведения. На таких примерах ребятам легче почувствовать, что различные сочетания одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) могут создать разные музыкальные сочинения, что характер музыки зависит от применения композитором тех или иных средств художественной выразительности: ритма, темпа, динамики, штрихов и т.п.
Первые песни и пьесы для музицирования должны иметь весьма ограниченный диапазон, простые интонации, построены на чередовании и повторах главных ступенях мажора: V-III, V-IV, V-III, I-III; V-III, I-III, I-II; V-VIII, V-I, VIII-V, VI-V; VIII-VII, VIII-V.
Применение инструментов на уроке способствует формированию ладовых представлений учащихся. Как только школьники начинают узнавать мелодию по графической записи или по ручным знакам, они уже могут играть на звуковысотных инструментах.
Чтобы активизировать и направить внимание ребят на слуховое запоминание интонаций, построенных на главных ступенях лада, на анализ высотных соотношений, учитель может использовать пример игры на ограниченном числе пластин (на инструменте остаются лишь те пластины, которые необходимы для исполнения данной мелодии).
Такой пример помогает сконцентрировать внимание ребят на ощущение ладовых закономерностей и не тратить время на поиски нужных пластин среди полного звукоряда. Специальная конструкция инструментов (ксилофона, металлофона) позволяет менять набор пластин, что не только способствует более прочному и быстрому закреплению ладовых представление, но позволяет выйти за пределы до мажора (в наборе имеются дополнительные фа диез и си-бемоль). Благодаря этому школьники могут играть мелодии знакомых песен в удобной для пении тональности, как на ограниченном количестве ступеней, так и на полном звукоряде. В последнем случае ребята ориентируются на тонику, которая будет соответствовать самая нижняя пластина.
Игра на инструментах, в основе которой лежит звуковысотное движение мелодии, и использование ручных знаков с активным оперированием соотношениями ступеней в ладу сочетаются между собой: смена звуковысотного движения становится не только слышимой, но и видимой.
Сотворчество ребенка в процессе восприятия усиливает его эмоциональный отклик на музыку, способствует развитию навыка самостоятельной постановки и решения творческих задач во время слушания знакомых и незнакомых произведений. Так, на последнем уроке первой четверти первоклассникам была предложена из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Дети должны были вспомнить название пьесы и её автора. Узнав «Старинную французскую песенку», дети стали сочинять инструментальное сопровождение к этой песне. Из нескольких импровизаций класс выбрал - лучшую. Автор выбранной импровизации с помощью треугольника фиксировал начало каждой фразы в крайних частях пьесы, в средней части – подчеркивал сильные доли такта звучанием напалечных тарелочек. Во второй четверти после прослушивания «Кавалерийской» Д.Б. Кабалевского школьники сами определили характер произведения, отметив, что в пьесе три части и в средней слышится песня. Затем ученики по собственной инициативе придумывали ритмическое сопровождение к названной пьесе, решали, каким должен быть аккомпанемент крайних частей: его нужно строить на пульсации музыки, для чего лучше использовать блоки (деревянные коробочки со щелью из одной узких сторон). Для передачи цоканья копыт дети правильно нашли точку звукоизвлечения на блоках; для аккомпанемента средней части предложили гребок, который издает прозрачный, нежный звук (но более собранный, чем треугольник). Ритмический рисунок сопровождения был построен на чередовании удара и паузы.
Л.Г. Дмитриева и её коллеги предлагают постепенно усложняющиеся специальные творческие задания:
1. В игре «Эхо» повторить за учителем голосом или на инструментах (ритмических или звуковысотных) двухтактный мотив. Затем без остановки ещё раз исполнить «зов» и «эхо», после чего изобразить структуру фразы при помощи одинаковых геометрических фигур. Так дети знакомятся с принципом повтора в музыке.
2. Дополнить двухтактный мотив, начатый учителем (ритмический или мелодический), до размера четырехтактной фразы. Структуру полученной мелодии подчеркнуть во время её исполнения на металлофоне ритмическим сопровождением: например, в мотиве А подчеркнуть пульсацию долей на деревянных инструментах, а в мотиве В – на металлических. «Записать» структуру фразы разными геометрическими фигурами.
3. Придумать «перевертыш» услышанного двухтактного мотива. В слитном исполнении исходного мотива и следующего за ним «перевертыша» сопровождать первую часть полученной фразы на инструментах одной группы, а «перевертыш» - на инструментах другой. Сопровождению «перевертышей» могут помогать несколько инструментов той группы, которая аккомпанировала исходному мотиву. В игре «Музыкальные перевертыши» школьники знакомятся с принципом вариационности, «записывая» структуру полученной фразы одинаковыми геометрическими фигурами разного цвета.
4. Объединить музыкальные фразы, полученные в игре «Эхо», в законченный период.
5. Сочинить к хорошо знакомой детям песенке ритмическое сопровождение, которое подчеркнуло бы структуру микроформы. Перед сочинением проанализировать и записать на доске эту форму. Предложить варианты сопровождения с обоснованием замысла. Образцом творческих действий в данном случае служат ранее знакомые партитуры к песням. Первые такие задания должны быть связаны с контрастной структурой микроформы.
6. Сочинить ритмическое сопровождение к простой двухчастной пьесе, подчеркивая главный признак этой формы. Для показа смены контрастных тем привлекаются инструменты с контрастным звучанием (на первых этапах развития), различные остинатные ритмические фигуры.
7. Придумать ритм марша, состоящего из двух одинаковых мотивов.
8. Сочинить и сыграть на металлофоне мелодию в характере польки из двух контрастных мотивов.
9. Сочинить ритмическое сопровождение к произведению, написанному в трехчастной форме, подчеркнув контрастность средней части.
10. Сочинить и сыграть на металлофоне мелодию пьесы с контрастной средней частью. Придумать к пьесе инструментально - ритмическое сопровождение, подчеркивающее её контрастность.
11. Придумать несколько вариантов инструментального сопровождения к знакомой песне.
12. Придумать инструментально-ритмическое сопровождение к вариациям на тему песни, хорошо знакомой детям.
2.2. Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей с особыми образовательными потребностями
База исследования: МБОУ СОШ №29.
Участниками исследования стали 8 учащихся младших классов с особыми образовательными потребностями.
Во время прохождении практики в младших классах мы использовали различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки проходили интереснее. В дидактических играх перед детьми ставили разные задачи, решение которых требовало сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействовали развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей.
Для выявления музыкальных способностей детей с особыми потребностями (дети с особенностями психофизического развития) проведена диагностика музыкальных способностей детей (Приложение 1). Данная диагностика проходила по следующим показателям:
выявление чувства ритма
тембрового слуха
чувство звуковысотности
Критерии оценки:
низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
По итогам диагностики было выявлено, что у детей (Приложение 2).
В целях дальнейшего развития музыкальных способностей детей в содержание уроков был внедрен и апробирован комплекс музыкально- дидактических игр на развитие чувства ритма, тембрового слуха, чувство звуковысотности.
Комплекс музыкально- дидактических игр
1. Игры для развития звуковысотного слуха
«Музыкальное лото»
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские музыкальные инструменты (балалайки, металлофон, триола).
Ход игры: Ученик-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребята должны на карточке выложить ноты – кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.
«Повтори звуки»
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «Дон», желтый – «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.
Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.
Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
2. Игры для развития чувства ритма.
«Наше путешествие»
Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.
«Определи по ритму»
Игровой материал: Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
3. Игры для развития тембрового слуха
«На чем играют?»
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
«Музыкальные загадки»
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.
По итогам было проведено повторная диагностика.
Результаты показали улучшение чувства ритма 20%, тембровый слух 15%, звуковысотного слуха 15% (приложение 2), из чего можно сделать вывод, что игры являются одной из лучших форм продуктивных занятий с детьми младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Заключение
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания ребенка средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. За период младшего школьного возраста ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок как, в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:
В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
В области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
В области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.
В области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:
Уровень развития музыкальности (чувств: ритма, тембра, звуковысотности) у детей.
Развитие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.
В данной работе мною было:
Выделены компоненты музыкальных способностей (чувство метра, чувство ритма, звуковысотное чувство, чувство тембра, динамическое чувство, чувство музыкальной формы, музыкальная память), критерии оценки музыкальных способностей.
Разработана технология развития  и диагностики музыкальных способностей детей мл. школьного возраста.
На основания дипломной работы, можно сделать вывод, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Регулярные занятия детьми развивают у детей красивую и грамотную речь, а так же положительно влияют на эмоционально волевую сферу.
Список использованной литературы
1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. – 112 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие / О. А. Апраксина. - М. : Академия, 1983. - 265 с.
3. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. - М., 1984 – 216 с.
4. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей : Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев – Л., 1973 – 56 с.
5. Белобородова, В.К., Развитие музыкального восприятие младших школьников : Музыкальное воспитание в школе / В.К. Белобородова. – М. : 1978 – 132 с. – Выпуск 13.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М. : 1968 – 218с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготcкий. испр. и доп. – М. : 1968 – 375с. – 2- издание
8. . Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. – М.: Мой Мир, 2007.
9. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009.
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1983. 190 с.
11. Гродзенская, Н.Л. Школьнику слушают музыку / Н.Л. Гродзенская – М. : 1969 – 154 с.
12. Дробинская А.О Анатомия и возрастная физиология - М., 2012.
13. Дмитриева, Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания [Музыкальное воспитание в школе] / Л.Г. Дмитриева – М. : 1976 – 241 с. Выпуск 11.
14. Дмитриева, Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки [Музыкальное воспитание в школе] / Л.Г. Дмитриева - М. : 1982 – 206 с. – Выпуск 15.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2006.
16. Карла Орфа. Ред. Баренбойм Л. А. – Л. Система детского музыкального воспитания , Музыка, 1970
17. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2007.
18. Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей. – М.: АСТ, Харвест, 2005.
19. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004.
20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М., 2005.
21. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающие обучение – М., 1999.