Урок по ботанике Корень. Внешнее и внутреннее строение, значение и разнообразие. по программе Пономаревой И.Н.

6. Комбинированный урок. / 3-я неделя октября/
Корень. Внешнее и внутреннее строение, значение и разнообразие.
Лабораторная работа № 4. «Строение корня».

Цели урока:
*Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования
*Дать представление о функциях корня.
*Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства.
*Продолжить формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

План урока:
1. Тест по теме «Семя».
2. Определение понятия корень, его функции.
3. Виды корней: главный, боковые, придаточные.
4. Корневые системы.
5. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
6.Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.
7. Хемотропизм и геотропизм.
8. Способы увеличения массы корней у растения: пикировка, окучивание.
9. Видоизменения корней.

Задание № 12. Семя. Внешнее и внутреннее
Закончи предложение:

Орган полового размножения и расселения растения, называется_________________
Плотный наружный покров семени, называется_______________________.
След от места прикрепления семени к стенке плода называется______________.
Маленькое отверстие, через которое внутрь семени проникает вода – это________________.
Ткань, которая содержит запас питательных веществ – это___________________.
Под кожурой, внутри семени находится зародыш семени, он состоит из ___________________________________________________________.
При прорастании семени появляется молодое растеньице, которое называется____________________________.
Проросток любого семенного растения состоит из__________________________
и___________________________.
9. Совокупность всех корней растения называют_______________________________.
10. Для прорастания семени необходимо:
*_____________________; *_____________________;
*_____________________; *______________________________________.
11. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют_______________________.
12. Растения, прорастающие при низких температурах, называют________________________.
13. Глубина заделки семян зависит от:
*_________________________; *____________________________________.

Корень – осевой подземный орган, нарастающий в длину верхушечкой, защищённый чехликом, не образующий листьев ( у некоторых эпифитных орхидей имеются зелёные корни, содержащие хлорофилл и способные к фотосинтезу. Клетки корня имеют пластиды, поэтому могут зеленеть на свету).

Функции корня:
*Закрепляет растение в почве.
*Поглощает из почвы воду с минеральными солями (почвенное питание).
*Накопление питательных веществ.
*Проведение воды и минеральных веществ.
*Симбиотическая связь растения с микроорганизмами и грибами почвы.
*Иногда служит для вегетативного размножения ( на корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги – корневые отпрыски /осина, сирень, вьюнок, слива, малина, иван-чай.
*Пища живым организмам.
* Обеспечивает плодородие почвы.
ВИДЫ КОРНЕЙ

ГЛАВНЫЙ БОКОВЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ
( из зародыша семени) (от главного и придаточных ( от побега)
корней)

Совокупность всех корней растения (главного, боковых, придаточных) называется корневой системой.
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

СТЕРЖНЕВАЯ МОЧКОВАТАЯ
(есть главный корень + боковые корни) (нет главного корня, есть пучок придаточных корней)
характерна для двудольных растений: характерна для однодольных растений: пшеница, лук,
фасоль, горох, яблоня, дуб и т.д. кукуруза, лилия, тюльпан и т.д.

Лабораторная работа № 4. «Строение корня».

Задание № 13. Корень. Внешнее строение корня.
1). Рассмотрите и назовите типы
корневых систем:

1.__________________

2.__________________

2). Рассмотрите и назовите виды корней:

1.__________________
2.__________________
3.__________________



Корень нарастает верхушечкой. Если её удалить, рост корня прекратится, и начнут расти боковые корни.

СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ МАССЫ КОРНЕЙ

ПИКИРОВКА ОКУЧИВАНИЕ
Отщипывание корня и посадка рассады в ямки, При окучивании основания побегов засыпают
Сделанные пикой (палочкой). почвой, тогда от них отрастают придаточные
Пикировка прекращает рост главного корня корни. Первое окучивание проводят при
и увеличивает число боковых корней в высоте растения не ниже 15-20 см, а второе
верхнем плодородном слое почвы. Окучивание через 2 недели после первого.

Задание № 14. Внутреннее строение корня.
Определите зоны корня и напишите их названия.


ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ

Зона корня
Какой тканью представлена
Какую функцию выполняет

1-2. Зона деления
(с корневым чехликом)
Образовательной
Покровной
Рост корня
Защитная

3. Зона роста
Образовательной
Рост корня

4. Зона всасывания
Покровной
Всасывание воды

5. Зона проведения
Проводящей
Проведение воды и минеральных веществ в побег


ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

корнеплоды корневые шишки ходульные воздушные втягивающие столбовидные прицепки
морковь георгины панданус орхидеи крокусы фикус плющ
свёкла батат
редис
Задание на дом: §§ 13-15, стр. 52-61, тетрадь.


1.___1___________________________________

2.___2___________________________________

3.___3___________________________________

4.___4___________________________________

5.___5___________________________________



15