Открытый,интегрированный урок.Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, воспитывать бережное отношение к природе.


"Золотая осень"
Форма проведения: Открытый, интегрированный урок.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
2. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3.Развивать связную речь, фонематический слух и грамматический строй речи.
3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
4. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
5. Корректировать зрительное восприятие на основе упражнения в узнавании и различении.
Оборудование: образцы листьев разных деревьев, календарь природы, осколочные картинки об осени, кроссворд, иллюстрации деревьев, презентация к уроку.
Предварительная работа.
– Экскурсия. Наблюдения за живой и неживой природой.
– Заучивание стихов об осени.
– Рассматривание пейзажных картин художников.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
-Рисование рисунков об осени.
Оснащение: мультимидийный проектор, осенние листья, букет составленный руками детей, магнитная доска, дыхательный тренажёр, сухой бассейн.
Понятийный аппарат: листопад, золотая.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени.
Релаксация (настрой учащихся на работу в классе). (сл.№1)
Какой у нас сейчас будет урок?
Чем мы с вами занимаемся на уроках развития речи?
А сейчас давайте вспомним какое у нас время года?
Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас какой осенний месяц.( Октябрь)
Правильно – октябрь. Назовите сегодняшнее число и день недели.
А теперь посмотрите в окошко и определите какая у нас погода?
(Заполнение календаря погоды).
2. Введение в тему:
- А сейчас посмотрите на картинку, послушайте загадку и скажите мне отгадку. Загадка про осень.
 Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью). (сл.№2)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года-осенью зовётся! (рассказывает стих.ребёнок).
– О каком времени года говорится в стихотворении?
3.Сообщение знаний по теме:
-А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, золотая, поздняя).
- Догадайтесь, какая будет сегодня тема урока? Почему? А как можно по-другому назвать?
( Золотая осень).
- Почему так называют осень? Она же не из золота сделана. Осенью все вокруг становится желтым, оранжевым, красным. Деревья, кусты трава – вся природа словно покрывается золотом. Что еще называют золотым?
Золотые руки. Золотая осень. (сл.№ ).
- Объясните значение этих словосочетаний. Если человек многое умеет делать, что-то мастерит своими руками, то их называют золотыми.
- Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться.
- Да, осень бывает прекрасна. (Стук в дверь, заходит Осень)
- Здравствуйте, мои друзья!!
-Здравствуй, Осень золотая!
Осень: Веселья вам и радости!
Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!
Осень: Ребята, а вы знаете игру: «Осень спросим».
Давайте поиграем.
Дети: - Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.
- У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла?
Осень: - Принесла, я вам муки
Дети: - Значит будут пирожки.
Осень: - Принесла, я гречки.
Дети: - Каша будет в печке.
Осень: - Принесла вам овощей.
Дети: - И для каши и для щей.
Осень: Яблоки и мёд.
Дети: - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.
- А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень: - Дождику вы рады?
Дети: Не хотим - не надо.
-Не хотите? Так давайте разгоним тучки!
Упражнения на дыхание .(Дети дуют на тучки).
Вот мы и разогнали хмурые тучки! И словно золотом одета природа! ( сл.№ )Физкультминутка.
Мы бежали по дорожке, (дети бегут на месте)Промочили наши ножки, (трясут ногами)Потом сели – посидели, (приседают)Смотри – птицы полетели. (машут руками)Ветер сильный вдруг подул, (дуют)Мы испугались: караул! (прячут лицо в ладони)Листья в воздухе кружатся – (кружатся)И на землю все ложатся. (садятся за парты)
- В какое время года мы бежали по дорожке? Какие признаки осени вы услышали? Давайте попробуем проследить глазами полет осенних листьев.
Подбор слов-действий.
Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.
Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.
Работа над словообразованием.
Измените по образцу:
Лист клена – кленовый лист
Лист березы –
Лист дуба –
Лист осины –
Лист рябины –
Лист калины –
Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев - дети говорят название дерева).
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем, как новый!
Весь румяный - золотой!
Ты куда листок? Постой! (рассказывает стих.ребёнок).
- Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Назовите это явление природы, одним словом. (Ответы детей)
- Правильно! Это явление природы называется листопад. Посмотрите, пожалуйста, как образовалось данное слово.
- Так как же образовалось это слово? (Ответы детей)
- Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Убирают листву. (задание-собрать осколочную картинку с изображением костра).
-Правильно ли поступают люди, когда сжигают листву? И почему?
Игра «Отгадай загадку и назови предмет».
1.Загадки о овощах и фруктах.
2.Предлагается ребенку просунуть руки в вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.

Просмотр видеоролика на тему: «Как ведут себя животные,птицы осенью».
Составление рассказа по вопросам к фильму).4.Закрепление:
Игра "Погода осенью"
- Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветренаяХолодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Игра “Живые звуки”
- Послушайте запись. Что вы слышите? Соотнесите с иллюстрациями (шум дождя, шелест листьев, сильный ветер, щебет птиц). Какую из картинок вы могли бы подобрать к этим звукам? Почему?
Фонематическая зарядка.( Озвучьте как дует ветер)..
Беседа по вопросам:
– Назовите осенние месяцы.
– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя.)
– Как можно назвать осень в октябре? (Золотая.)
– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
– Что стало с листьями на деревьях?
– Что делают на полях?
– Как осенью греет солнце? – Какой дует ветер?
– Что появляется на небе?
– Какой осенью моросит дождь?
– Какими становятся деревья и кусты?
– Куда улетают птицы?
5.Заключительная часть:
Осень: Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.
У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!- Спасибо! До свидания Осень.
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось больше всего?
Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год.
Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года», рисовать картины.