Урок окружающего мира в 1 классе по учебнику «Наш мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «Пришла зима со снежными загадками» Цель: Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать пр

Урок окружающего мира в 1 классе

по учебнику «Наш мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Пришла зима со снежными загадками»
Цель: Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы.
Задачи:
Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
Формирование представления о свойствах снега и льда;
Формирование элементарного представления у детей об образовании снежинок;
Установление на основании опыта, чем может быть загрязнен снег.
Предварительная работа:
Зимняя экскурсия. Во время экскурсии проводятся наблюдения за жизнью зимней природы. Учитель просит детей обратить внимание на признаки зимы, постараться их разыскать. Школьники должны обратить внимание на такие признаки зимы, как мороз, отсутствие листьев на деревьях (кроме хвойных), поверхность земли, покрытая снегом, лед на реке и лужах, зимняя одежда прохожих и ребят. Во время экскурсии проводятся наблюдения за снегопадом. Учитель раздает черные пластинки (картонные), на которые дети ловят снежинки, рассматривают их, устно описывают их форму. Устанавливается связь липкости снега с температурой на улице (при сравнительно высоких температурах снег липкий, а при низких – рассыпчатый).
Опережающие творческие задания-иллюстрации, рассказы о красоте зимней природы.
Оборудование:
Учебник «Наш мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
Выставка творческих работ учеников «Пришла зима».
«Волшебные линеечки» (Приложение 1).
Рисунки снежинок девяти основных форм.
Банка с водой , лед, снег.
На белой салфетке кусочек льда и снега (на каждую парту).
Стакан с водой, покрытой тонкой коркой льда и гирька.
Карточки с половинкой снежинки (каждому ученику).
Рабочая тетрадь «Наш мир» в вопросах и заданиях.
Карточка со свойствами льда и снега (каждому ученику).











Этап
Цель
Деятельность педагога
Деятельность учеников

Самоопределение деятельности
Включение
детей в учебную деятельность.

Формирование у детей положительных эмоций.















Подготовка к оценке.
Вид оценки: рефлексивная

До урока в классе организуется выставка творческих работ детей на тему «Пришла зима».













Определяется тема урока «Пришла зима со снежными загадками».








На каждом уроке окружающего мира используются «Волшебные линеечки», по ним ребята в конце занятия оценивают свою деятельность.
Стихотворение читают подготовленные ученики:
Первые снежинки.
Первые снежинки
в воздухе кружатся,
Упадут на землю,
но не залежатся.
Первые снежинки
на руке растают
Холодят, волнуют
и напоминают,
Что вот-вот настанут
зимние деньки,
Что пора готовить
лыжи и коньки,
Что пора готовить
санки детворе.
И каток и горку
делать во дворе
Первые снежинки-
от зимы привет,
Словно проверяет:
Ждете или нет!



У каждого ученика «Волшебная линеечка» с двигающейся отметкой (крестик) на шкале, чем ниже двигается отметка, тем сильнее закрывает облачко солнце.
Ученик оценивает себя сам. (Если освоил знания, умения полностью - ставь «крестик» «солнышко», если не уверен - ставь «крестик» на «солнышке с тучкой», иначе «крестик» на «тучке». Приложение 1.

Актуализация знаний
Провести обобщение всех знаний детей, полученных из жизненного опыта и предварительной экскурсии.
«Экскурсия в выставочный зал»





Работа организуется по развороту учебника «Наш мир» с.32-33 «Пришла зима».
На рисунке левой полосы - осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку, разноцветная окраска листьев деревьев, листопад. Центральный рисунок-это же место зимой. Выполняется сравнительный анализ рисунков.
-Что изменилось с приходом зимы в природе?
-Что изменяется в жизни человека с приходом зимы?


Дети демонстрируют свои рисунки, кратко рассказывают о красоте зимней природы своего родного края (итоги экскурсии).

Ученики учатся сравнивать, рассказывать по рисунку.
Детям по центральному рисунку предлагается определить день недели.
Ученики делают вывод: воскресный день, т.к. все дети со своими четвероногими друзьями на горке, кто на санках, кто на коньках.


Этап постановки учебной задачи
Выявление места и причины затруднения.
Учитель делает обобщение всему сказанному детьми, ставит проблемный вопрос.
-Природа оделась в зимний наряд, льдом скованы реки, озера, пруды, земля покрылась снежным ковром. Но есть еще и другие признаки зимы, мы о них можем узнать, если будем наблюдать за погодой: похолодание, осадки в виде снега.
- А как же образуется снег?
Какие ещё «снежные загадки» появляются с приходом зимы?
-Сегодня на уроке мы будем «отгадывать снежные загадки».







Ученики пытаются ответить на поставленный вопрос, но так как знаний у первоклассников еще недостаточно, то перед ними возникает проблемная ситуация, которую они будут разрешать в течение всего урока.

Ответы детей.

Открытие детьми нового знания

Формирование у детей положительных эмоций.
Развитие речи в процессе рассказа по иллюстрации.














Формирование элементарного представления у детей об образовании, форме снежинок;

Развитие умения работать в группе, делать общие выводы.











- Ребята, помогать нам, будут Маша и Миша, в их поселке Мирном тоже зима.
Работа по развороту учебника с.34-35
-Снежная ли зима в этом году в поселке Мироном?
-Что делают Маша и Жучка?
-Зачем Маша сняла варежку?
-Чему так рада Жучка?
-Что собирается делать Маша?
-Почему так весело Мише?
Обсуждение жизненных наблюдений и ощущений самих детей.
-Что дети чувствуют, когда смотрят на падающий снег?
-Когда идут по первому чистому снегу?
-Когда снежинки падают на лицо?
- Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?
-На экскурсии вы рассматривали снежинки?
-Обратите внимание на рисунки разных снежинок (левый разворот учебника).
-Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Сейчас вы, работая в группе, попробуете дать всем девяти основным формам снежинок название, а затем объясните, почему вы так решили.



-Рассмотрите рисунки снежинок в учебнике, ученые тоже дали им названия: запонка, столбик, еж, игла, звезда, пластинка и еще звезда.
-А отчего же зависит форма снежинок?
-Японскому профессору Накайя, который всю жизнь посвятил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые

.
Ученики отвечают на вопросы учителя, делятся своими ощущениями.

























Групповая форма работы.
Ученики делятся на 4 группы, каждой группе дается по два рисунка снежинок, через 3-4мин обсуждения, дети должны дать название снежинки и объяснить, почему они так решили назвать снежинку.
Выступление детей.

Дети находят снежинки, соответствующие названиям.


Варианты детей.





























































Формирование представлений о свойствах снега, льда, снежинок.


Развитие навыка правильного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию текста.



Выявление свойств снега и льда в сравнении.
























снежные кристаллы- звезды -появляются только при небольшом морозе (-14,-15,-16,-17 градусов).
-А какая сегодня температура воздуха?

-Ребята, а можно ли сказать, что снежинка очень красивое изделие?
-А как тогда, рождаются снежинки, если их не делал человек?
Работа с текстом хрестоматии «Как рождаются снежинки»
Ребята, почему скрипит снег под ногами? Когда можно лепить из снега снеговика, объясните. Свяжите это с формой снежинок и погодными условиями.
-Это происходит потому, что под тяжестью человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их много, то слышится треск. Бывает это только в мороз. Лепить снеговика можно в теплую погоду.

-Ученый из Японии профессор Накайя проводил свои опыты со снегом и снежинками всю жизнь, мы тоже проведем опыт со снегом и льдом, по результатам которого, выявим их свойства.
На доске план:
1.Цвет.
2.Прозрачность.
3.Твердость.
Обсуждение по плану, высказывания учеников, обобщение.
Учитель демонстрирует опыт -помещает в банку с водой лед и снег.
-Под действием чего снег превратился в воду?
-А можно ли заморозив воду, снова превратить её в снег? Во что же тогда превращается замерзающая вода?
-Обратите внимание на снег, который растаял, мы набирали его на экскурсии в чистом месте








Дети выясняют по «Дневнику наблюдений», какова температура , и могут ли сегодня появиться снежинки-звезды.

Сказать, так нельзя, изделия - это предметы, сделанные человеком, а снежинка - объект природы.

Чтение текста, ответ на вопрос: «Как рождаются снежинки?»
Варианты детей.











Ученики в парах работают с раздаточным
материалом: снег и лёд.(2мин)

Снег Лёд
белый бесцветный
непрозрачныйпрозрачный
рыхлый твердый
сыпучий хрупкий



Ученики делают вывод о том, что снег и лед легче воды.
Пока дети беседовали по свойствам снега и льда, снег превратился в воду.
Дети видят на белых салфетках растаявший снег и лед, кроме них, грязь - песчинки, соломинки, волоски.
здоровью.







Формирование основ безопасности на водоемах в зимнее время.


вдалеке от дорог, в парке.
-И что же получилось, когда он растаял?

Работа с разворотом учебника с.32-33
-Какие из зимних игр, изображенных на иллюстрации, безопасны и почему?

Беседа с детьми, анализ каждой изображенной ситуации.
-Почему же нельзя кататься по тонкому (первому) льду.
Проведение опыта – в стакан с тонким льдом опускается гирька, лед ломается под её тяжестью.
Детьми самостоятельно делается вывод о том, что есть снег и лед нельзя, т.к. это может навредить


Беседа по иллюстрации.
Дети лепят снеговика.
Ребята едут с горы (в дерево)
Мальчики играют в снежки
Дети встали на лед, хотя есть надпись «Осторожно ! Тонкий лед!»
Ученики делают вывод.


Первичное закрепление
.
Развитие пространственного представления, внимания, мелкой моторики рук.
Отработка правил по техники безопасности в зимний период.


Работа с индивидуальными карточками.







Работа в рабочей тетради с.25
-Предложите условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор.





















Ученики дорисовывают снежинку, по её готовой половинке.






Дети придумывают условное обозначение и отмечают им опасные ситуации. Проверка идет при обмене тетрадями с соседом по парте.





Самостоятельная работа
Проверка усвоения материала
В каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда, укажите стрелками.

Бесцветный Белый
Лед
Прозрачный Непрозрачный
Снег
Хрупкий Рыхлый

Самостоятельная работа с последующей проверкой с доски по образцу, проверка проходит в паре.










Рефлексия деятельности































Самооцен-
ка результа-
тов.














-Какие органы чувств помогли нам сегодня на уроке добыть новые знания?
-Какие «снежные загадки» открылись вам сегодня?

Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит.
Как перину распороли-
И оттуда пух летит
Пух летит - в глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
В. Мусатов

-Кто ждал еще снег, кроме людей?
- Снег ждут не только люди, но и растения: снег укрывает землю, на полях перестают зябнуть растения. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале, тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке, но обо всем этом мы будем говорить на следующих уроках. А помогут нам в этом знания, которые вы получили сегодня на уроке.

Работа с «Волшебными линеечками»




Ответы детей .


Беседа по пройденному материалу.


Читает подготовленный ученик.








Ответы детей.













Самооценка детей, оценка учителя в устной форме.





Приложение 1



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Исследовательская работа:
Опыт № 1.

-Рассмотрим капельку воды под микроскопом. Какого она цвета? (бесцветная)
-Капнем сюда немного акварельной краскию Что произошло? (изменился цвет)
-Если капелька воды будет принимать каждый раз новый цвет, то она своего цвета не имеет. Сделайте вывод (вода бесцветная)
Учитель фиксирует изображение с помощью микроскопа.

Опыт № 2

-Я поставлю в стакан с водой карандаш. Мы его видим? О чем это говорит? (вода прозрачная )

Опыт № 3

-У меня в руках соль. Насыплю ее в стакан с водой. Размешаю. Куда делась соль? (растворилась)
-Давайте проверим это - увидим ли кристаллики соли в воде или нет.
Учитель капает немного воды на предметный столик и при среднем увеличении заметно, что соли в воде не видно.
-Какой вывод можем сделать? (вода может растворять соль)
-А как вы думаете- все ли вещества может растворить вода?
Учитель в стакан водой бросит ластик.
-Растворился ли он? Сделайте вывод (не все вещества может растворять).
По ходу проведения опытов заполняется таблица о свойствах воды, где отмечаются знаком + свойства, которые удалось пронаблюдать.
Свойства воды

Твердая
Жидкая
Газообразная
Прозрачная
Бесцветная
Растворяет соль и сахар


4) Первичное закрепление знаний
-Какие же свойства воды мы сегодня открыли? (фронтальная работа: учащиеся пользуются таблицей и перечисляют все свойства)
- А какие из этих свойств мы используем при решении жизненных ситуаций и задач?
(солим воду, пьем чай с сахаром, добавляем в воду краску при рисовании)
На данном этапе урока можно выполнить задания в рабочей тетради, предложенные к данной теме.

5) Итоги урока
-Что нового мы узнали на уроке?

-Ответили ли на главный вопрос урока?

-Чему мы научились? Что помогло нам открыть новые знания?


**Полученные фото опытов учитель может использовать во внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся: составление диафильма, составление слайд-шоу или альбома “Чудесный мир веществ”, “Удивительные превращения воды” и т.п.




















15