«Использование игр музейного содержания в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Картотека игр»


МБДОУ БАКАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование игр музейного содержания в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Картотека игр»
Выполнила: Яушева А.Н.
2016 год.
Добрый день уважаемые коллеги!
Слайд №1
Тема моего выступления: «Использование игр музейного содержания в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Картотека игр».
Слайд № 2
«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский.
Слайд № 3, 4
У нас в группе организован мини-музей «Матрешки», мини-музей «Народные промыслы», мини-музей «Резиновые игрушки», мини-музей «Подарки Деда мороза».
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Для каждого воспитателя всегда актуален вопрос о том, как найти такие формы работы с детьми – дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, эстетический вкус. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках организации мини-музея.
Мини-музей - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современный музей в детском саду представляет ценность не только музейными экспозициями, но и прежде всего, содержанием проводимой исследовательской работы с детьми, а так же сотрудничеством педагога с семьями, при котором родители становятся активными участниками педагогического процесса.
Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Поэтому возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, которая обеспечивает повышение уровня развития познавательной активности у детей, а так же рост личностного потенциала воспитанников. Так мини-музей стал неотъемлемой частью образовательного процесса и развивающей среды нашей группы.
Мини-музей способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. 
Мини-музей «Народные промыслы»
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.
Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке,  тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Мини-музей, помимо декоративной функции, несет в себе и познавательную функцию: я организовываю экскурсии, использую экспонаты музея в различных мероприятиях, а также провожу игры. Дети особенно любят играть с домино «Дымка» и настольную игру «Народные промыслы», в свободное время рассматривают книжки про различные ремесла, а также используют столы и деревянную посуду в играх. Во время индивидуальной работы ребята любят пользоваться трафаретами элементов росписей, подбирать цвета, раскрашивать их. На занятии художественным творчеством также использую некоторые экспонаты в качестве образца для демонстрации.
Мини-музей «Русская матрешка»
Актуальность:
Матрёшка – символ русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.
Мини-музей «Резиновые игрушки»
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Мини-музей «Подарки Деда мороза»
Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в изготовлении подарков, открыток. Дети - они верят в сказку, в чудеса, и в мини-музей мы тоже хотели придать сказочность, веру детей в Деда Мороза.
Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.  
Картотека игр. Слайд № 5
В работе с детьми дошкольного возраста огромное значение имеет использование игр музейного содержания. В работе я применяю такие игры и детям это очень интересно и увлекательно. Кроме того, это способствует художественно-эстетическому развитию, изучению своей истории, культуры.
Слайд № 6
Эта обучающая и развивающая игра направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме малыши познакомятся с традиционными видами народного искусства, а также потренируют произвольное внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, станут умнее и рассудительнее. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.
Слайд № 7
Задача ребенка – найти сходство и правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
Слайд № 8
Также с карточками набора можно играть в обычное детское лото. В этом случае участниками поровну раздаются карточки-серединки, а ведущий открывает по одной присоединяемые к ним карточки. Победит тот, кто первым полностью правильно соберет свои блоки.
Игра предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Заниматься можно, как с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек.
Слайд № 9
Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке блока изображены изделия одного из народных промыслов, а на угловых карточках еще 4 изделия, выполненных в том же стиле.
Слайд №10
Домино «Башкирские узоры»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, умение находить нужную картинку и обосновать свой выбор. Закрепить знание о башкирских узорах. Воспитывать любовь к прекрасному.
Слайд № 11
Ход игры: поиск нужных карточек, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто соберет больше нужных карточек и выложит их правильном порядке.
Слайд № 12
Домино «Хохломская роспись»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, умение находить нужную картинку и обосновать свой выбор. Закрепить знание о башкирских узорах. Воспитывать любовь к прекрасному.
Слайд № 13
Ход игры: поиск нужных карточек, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто соберет больше нужных карточек и выложит их правильном порядке.
Слайд № 14
Домино «Дымковская роспись»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, умение находить нужную картинку и обосновать свой выбор. Закрепить знание о дымковской росписи. Воспитывать любовь к прекрасному.
Слайд № 15
Ход игры: поиск нужных карточек, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто соберет больше нужных карточек и выложит их правильном порядке.
Слайд № 16
Лото «Городецкая роспись»
Цели: формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. Развивать внимание и запоминание изделий народного промысла "Городецкая роспись".
Слайд № 17
Ход игры: ребенок рассматривает карточки, по слову находит заданный предмет и накладывает его на предмет, который нарисован на картинке.
Усложнение: выбор предметов по цвету.
Слайд № 18
Дидактическая игра
«Узнай элементы узора»
Цель: обобщение и закрепление знаний о народных промыслах.
Задачи:
- уточнять и закреплять представление об основных элементах гжельской росписи;
- упражнять в вычленении отдельных элементов узора;
- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
- вызывать интерес к росписи.
Слайд и 19
Ход игры: дети находят среди карточек с элементами узоров, те карточки, которые совпадают с их изображениями и прикладывают на пустые клеточки. Выигрывает тот, кто быстрее нашел все элементы узора.
Слайд № 20