Научная работа по теме: Разработка форм и методов работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения


Научная работа
по теме:
Разработка форм и методов работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения.
ФИО. Крылова Л.Н.
План работы:
Что такое здоровье.
Концепция здоровья.
Проблема подростков со здоровьем
Состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, отсутствие болезни, способность противостоять стрессам).
Здоровье – это составляющая социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, сделать карьеру)
Здоровье как условие личностного роста и самореализации (возможность быть полезным людям, возможность многому научиться)
Поиск личностной идентичности подростка и забота о здоровье
Цель работы: создание модели образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности, сохранение и укрепление здоровья.
Основные задачи:
Проведение оценки работоспособности и степени утомления детей, диагностики их физического и эмоционального состояния;
Анализ причин функциональных расстройств и заболеваемости;
Разработка, внедрение в практику опыта использования, совершенствования здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей;
Систематическое пополнение знаний педагогов по проблемам: здорового образа жизни, возрастной физиологии, гигиены, профилактики соматических заболеваний, доврачебной помощи;
Оказание помощи педагогам в овладении различными здоровьесохраняющими методиками и их внедрение в процесс обучения и воспитания детей;
Содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
Содействие формирования у педагогов и детей установок на здоровый образ жизни и умении следовать им в повседневности;
Формы работы: Лекции, консультации, практикум, круглые столы, индивидуальные беседы, проведение мониторингов.
О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ
В Практику различных образовательных учреждений внедряется большое число программ, направленных на формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков. К сожалению, далеко не всегда эти программы оказываются эффективными. Причин тому много. Наиболее существенными среди нтгх. на наги взгляд, являются следующие: узко прагматическое, упрощенное понимание здоровья как социокультурного феномена, лежащее в основе программы или педагогической методики, несоответствие содержания программы особенностям установок и представлений, связанных со здоровьем подростков: неадекватность предлагаемых форм и методов педагогического воздействия их возрастным особенностям. Обсуждению вышеназванных проблем и посвящена данная статья.
Что такое здоровье?
Вопрос, вынесенный в заголовок, на первый взгляд может показаться странным. Действительно, ну кто же не знает, что здоровье — это... И вот тут возникает проблема — как же все-таки его определить? Хорошее самочувствие? Да. Красивая фигура и привлекательная внешность'7 Да. Высокая работоспособность? Безусловно. Способность развиваться и совершенствоваться? Без сомнения. А кто более здоров — инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной сфере, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни, не стремящийся к совершенствованию и развитию?
У всякого времени свои эталоны — с утверждением М.Морати трудно не согласиться. Оно в полной мере относится и к понятию «эталона здоровья». Каждая культурно-историческая эпоха порождает свое представление о здоровье, его роли в жизни человека. Так, античный человек рассматривал заботу о собственном здоровье, развитие физических свойств и качеств как одно из условий духовного совершенствования — «В здоровом теле — здоровый дух».
Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья:
Если врачей не хватает, теть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Здесь здоровый человек— тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся.
Схожее понимание сути здоровья мы находим и в документах, относящихся к XVIIIв.: «все.разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь».
Сегодня для характеристики здоровья, по самым приблизительным подсчетам, существует около 300 различных определений, в которых используются многообразные критерии. При этом сами определения можно разделить на три большие группы. Первая группа носит нормоцентрическийхарактер и описывает здоровье как «совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида». Примерами «нормоцентрического» определения здоровья могут служить формулировки, приведенные в словаре Даля: здоровье «...состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке: отсутствие недуга, болезни», в словаре Ушакова: «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма». Отсутствие тех или иных нарушений в работе организма («когда ничего не болит»), В Толковом словаре русского языка здоровье- - «..правильная, нормальная деятельность организма». Надо сказать, что нормоцентрический подход оказывается сегодня весьма распространенным. «Ничего не болит, температура нормальная- значит, здоров». именно так часто рассуждают многие из нас.
Между тем сущность здоровья не может быть сведена лишь к некоем)1 набору среднестатистических физических и физиологических норм и параметров. Здоровье - сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействие с окружающим миром. Сложная, комплексная сущность здоровья отражена во второй группе определений. Эти определения описывают здоровье не только в границах индивида и личности, но выходят за эти границы, охватывают социальные связи человека. Вторая группа определений носит адаптационный характер.
Самым популярным среди них является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». И в этом случае здоровым оказывается не тот, у кого «ничего не болит», а тот, кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешный. Рхли при нормоцентрическом подходе инвалид — это тот, кто имеет какое-либо физическое отклонение от нормы, то в адаптационной модели здоровья характеристика «инвалид» отражает не только (и даже не столько) физическую, но и социальную ущербность человека, неспособного эффективно взаимодействовать и жить в обществе. С этой точки зрения человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как «неполноценный», «больной» (не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как можно назвать «неполноценными» участников паролимпийских игр, которые, несмотря на серьезные физические отклонения, побеждают в сложных спортивных соревнованиях.
Сегодня все чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот.кто не просто «благополучен», но стремится к совершенствованию, раскрытию и преумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром. Здоровье рассматривается в системе культурных, нравственных координат. Именно такая — антропоцентрическая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку рассматривать ее не как деятельность, «замкнутую на себя», а на правляет ее вовне, расширяя сферу возможностей и способностей человека. Антропоцентрическая модель меняет содержание мотивов здоровье-сберегающей деятельности, ее прагматический характер (я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и т.д.), постепенно замещается альтруистическим (заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг).
Антропоцентрическая модель здоровья в наибольшей степени соответствует парадигме глобальных философских концепций XX в., гуманистическому мировоззрению, развивающемуся в культуре Нового времени. Она может стать основой формирования и культуры здоровья современного человека.
Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Для определения путей ее решения прежде всего необходимо проанализировать представления и установки, уже сложившиеся в подростковой и молодежной субкультуре и определяющие поведение молодых людей в отношении своего здоровья.
Как подростки относятся к проблеме здоровья
Для того чтобы определить, как подростки воспринимают понятие здоровье и есть ли какие-либо особенности в отношении современных тинейджеров к проблеме здоровья и здорового образа жизни, мы провели опрос среди школьников 14—16 лет, а также среди их педагогов. Такое построение исследования не случайно. Педагоги сегодня — основные «реализаторы» важной воспитательной задачи — формирования культуры здоровья у подрастающего поколения. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько совпадают ценностные ориентации и нормативы у участников воспитательного процесса — взрослых и подростков.
Мы предложили нашим респондентам проран-жировать список из 9 социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека: карьера; семейное благополучие; здоровье; материальный достаток: образование; работа, которая приносит радость; свобода, независимость; наличие близких друзей; интересное общение.Оказалось, здоровье входит в круг социальных приоритетов и подростков, и взрослых. У школьников оно занимает второе место (после «семейного благополучия»), а у педагогов — первое. Получается, что юноши и девушки прекрасно осознают, что «быть здоровым — это здорово», и тут их позиция полностью совпадает с позицией взрослых.
Но, как уже было сказано выше, понятие здоровы является интегральным и может быть охарактеризовано с разных позиций. Поэтому важно было определить, какой смысл вкладывают респонденты в это понятие. Им было предложено выбрать в списке определений здоровья три.наиболее важных для них. Сами определения могли быть разделены на несколько групп. Первая группа характеризует здоровье как состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, отсутствие болезни; привлекательная внешность, хорошая фигура; ровное хорошее настроение, способность противостоять стрессам). Вторая группа определений описывает здоровье как составляющую социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру). Третью группу составляют определения, описывающие здоровье как условие личностного роста и самореализации (возможность реализовать свои способности и идеи; возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многом\ научиться).
Оказалось, что и здесь представления подростков и взрослых совпадают. Чаще всего респонденты характеризуют сущность здоровья как состояние физического и психического благополучия. Реже используются характеристики, связанные с описанием здоровья как слои социального благополучия. Наименее значимыми оказались характеристики здоровья как условия личностного роста и самореализации.
Большинство подростков и взрослых высказали мнение о том.что здоровье человека «полностью зависит от него самого» или зависит «в большой степени». Однако для того чтобы конкретизировать эти ответы, мы предложили респондентам назвать три наиболее существенных, с их точки зрения, фактора, так или иначе оказывающие влияние на состояние здоровья человека.
И вот здесь оказалось, что большая часть ответов подростков и взрослых связаны с выбором «независимых» факторов, тех, которые человек не в состоянии или почти не в состоянии изменить (государственная политика, экология, наследственность и т.д.). Получается, что.формально признавая связь здоровья и поведения человека, и подростки, и взрослые недооценивают роль конкретных поведенческих факторов в сохранении и укреплении здоровья, они фактически снимают с себя ответственность за свое здоровье.
Особую тревогу вызывает то.что в группе подростков весьма небольшое (с учетом его реальной важности) значение придается такому фактору, как отказ от употребления алкоголя и курения. Подростки не рассматривают наркотизацию как существенную угроз) здоровью.Несмотря на то что и подростки, и взрослые отнесли здоровье к числу приоритетных жизненных ценностей, их образ жизни сложно назвать здоровым. Так.только треть подростков и лишь 15% взрослых регулярно занимаются спортом. 25% школьников и 20% педагогов спят не менее 7 ч. 13% юношей и девушек и 15% взрослых соблюдают режим питания и т.д.
При этом сами респонденты не считают сложившуюся ситуацию опасной. Больше половины из них оценивают свой образ жизни как «вполне способствующий сохранению и укреплению здоровья».
Обосновывая причины несоблюдения тех или иных правил здорового образа жизни, и подростки, ивзрослые чаще всего сетуют на «нехватку времени», «загруженность домашними делами», «нехватку материальных средств» и гораздо реже упоминают о личностных факторах— дисциплинированности, организованности, наличии знаний о том, как заботиться о своем организме.
Таким образом, анализ актуальных представлений подростков и педагогов о здоровье позволяет сделать следующие выводы. Для большинства респондентов очевидна социальная значимость здоровья. Несмотря на то что она носит «знаемый» характер и далеко не всегда включена в систему личностных регуляторов поведения, признанный статус является фундаментом для дальнейшего формирования «здоровьеохранптельного» стиля поведения. Следует отметить, что.по данным Института социологии РЛН. еще несколько лет назад при проведении опросов среди разл1гчных групп населения здоровье являлось одним из «аутсайдеров» в списке жизненных ценностей, и рейтинг его был невысок. Сегодня его роль заметно выросла, и такие позитивные изменения могут свидетельствовать о «валеологшации» общественного сознания.
Как взрослые, так и подростки признают высокую степень зависимости здоровья человека отвозможных негативных последствиях «взрослой» жизни, так и о способах демонстрации взрослости,направленных на укрепление собственного здоровья (занятие «модными» видами спорта, умение ухаживатьза своим телом и т.д.).
В подростковом возрасте происходит активный процесс осознания самого себя - поиск личной идентичности, формирование Ясонцетцш, включающей представления о себе, оценку своих свойств икачеств, являющуюся регулятором взаимоотношений с окружающим миром. Я-концепциявключает в себядве формы — реальную и идеальную. Реальная Я-концепция — это представление о себе самом «здесь исейчас». Идеальная Я-концепция— представление о себе «желаемом», «таком, каким бы я хотел быть». Приэтом подросток при построении собственного идеального образа в основном ориентируется на внешниефакторы. Среди них важное значение занимает внешность, которая должна отвечать определенным моднымстандартам (фигура, как у Анжелины Джоли или Бреда Пита, волосы, как у Бритни Спирс.и т.д.).
Расхождение между Я-идеалъный и Я-реальный оказывается порой весьма значительным, что являетсяпричиной многочисленных переживаний для молодого человека.
Ориентация подростка на внешние «идеальные» факторы может быть использована как эффективное подкрепление различных форм деятельности, связанной с заботой о здоровье. И нужно продемонстрировать их связь с внешностью, показать, как эти формы деятельности помогут подростку добиться позитивных результатов.
Важная педагогическая задача при формировании культуры здоровья— помощь подростку в принятии собственной индивидуальности, в том числе и телесной, сближения Я-идеалъногои Я-реиль-гюго. Надо, чтобы подросток осознал, что человек привлекателен не тем.чем он похож на кого-то, а тем, что он отличается от других. Поэтому поведение, связанное с заботой о здоровье, направлено не на переделку самого себя, а на совершенствование своих индивидуальных свойств и качеств.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте — общение. Поведение подростков в этот период оказывается коллективно-групповым. Взаимодействие со сверстниками важнейшее условие социализации. Благодаря ему подростки осваивают разнообразные социальные роли, учатся управлять своими чувствами, понимать чувства и переживания других и т.д. Оценки группы, ее нормы, традиции выполняют функцию регулятора и ориентира в выборе схемы поведения.
Поэтому для определения содержания валеоло-гического воспитания большое значение приобретает анализ актуальной подростковой субкультуры и выделение в ней атрибутов, норм, идей, которые могут выступать в качестве подкрепления идеологии здорового образа жизни. Подросток будет принимать ее не потому, что это «правильно», «объективно полезно» с точки зрения взрослого, а потому, что сможет увидеть «подтверждение» ей в системе важных для него идей и нормативов.
В подростковом возрасте многие фундаментальные личностные потребности приобретают противоречивый характер. Так.потребность подростка в безопасности находит свое удовлетворение главным образом в принятии группой, чувстве принадлежности к ней. Осведомленность о негативных последствиях для здоровья той или иной формы поведения не играет роль защитного барьера в ситуациях, когда эта форма поведения обеспечивает подростку возможность вхождения в группу. Поэтому информирование подростков о негативных последствиях несоблюдения тех или иных правил здорового образа жизни для физического здоровья часто оказывается малоэффективным.
Таким образом, анализ ситуации возрастного развития подростков оказывается важным условием при разработке эффективной стратегии воспитания культуры здоровья. Этот анализ позволяет выделить некоторые характеристики подросткового возраста. Одни из них могут стать основой для формирования культуры здоровья, другие характеристики следует учитывать при определении специфики содержания воспитания.
Разработка форм и методов работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Сохранение здоровья ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной педагогики, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
Существуют несколько принципиальных способов обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является человек, не носящий в себе болезнь, не требующий медицинского вмешательства, обратный - путем излечения уже существующей болезни. Однако, необходимо выделить и третий способ - формирование и сбережение здоровья.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школавносит вклад в ухудшение здоровья детей. Это влияние усугубляется в наше время под воздействием разных факторов, один из которых -всевозрастающая информатизация образования, идущая как вглубь, так и вширь и, влекущая за собой перегрузку учащихся. С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в четыре - пять раз. Из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.
Здоровье на протяжении жизни человека формируется зависимости от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой, от специфики социально -обусловленной деятельности человека. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге - за формирование целостной личности и её адаптации в обществе и формировании активной позиции.
Основная задача здоровьесберегающей педагогики - организация режима труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности учащихся, замедлить утомление и исключить переутомление.
Основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально- педагогических условий.
-гЦель работы: создание модели образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности, сохранение и укрепление её здоровья.
Основные задачи:
проведение оценки работоспособности и степени утомления детей,диагностики их физического и эмоционального состояния;
анализ причин функциональных расстройств и заболеваемости;
разработка, внедрение в практику опыта использования,совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения ивоспитания, адекватных возможностям детей;
систематическое пополнение знаний педагогов по проблемам:здорового образа жизни, возрастной физиологии, гигиены,профилактики соматических заболеваний, доврачебной помощи;
оказание помощи педагогам в овладении различнымиздоровьесохраняющими методиками и их внедрении в процессобучения и воспитания детей-
содействие гармоничному развитию детей путём профилактики икоррекции возможных отклонений физического состояния издоровья на каждом возрастном этапе;
содействие формированию у педагогов и детей установок наздоровый образ жизни и умений следовать им в повседневности.
Формы работы: лекции, консультации, практикум, круглые столы, индивидуальные беседы, проведение мониторингов.содержание работы сроки
1. Разработка здоровьесберегающих программ образовательного процесса сентябрь
2. Проведение диагностики физического и психического развития учащихся: мониторинг состояния здоровья учащихся; наблюдение за влиянием образовательного процесса на здоровье детей, их развитие и образование по четвертям
3. Обработка результатов диагностики в течение учебного года
4. Проведение лекционно-семинарских занятий с педагогами по темам: конкретизация понятия ЗОЖ рациональная организация учебно-воспитательного процесса; оптимизация физического воспитания учащихся; гигиеническое и половое воспитание учащихся; способы организации социально - психологической поддержки учащихся; в течение учебного года
5. Проведение практикума с педагогами по освоению выбранных технологий и форм обучения в течение учебного года
6.Пропаганда основ здорового образа жизни среди учащихся: индивидуальные консультации, беседы, круглые столы в течение учебного года
7. Организация медикопрофилактической деятельности: соблюдение санитарно гигиенических норм укрепление резистентности детского организма профилактика нарушений здоровья в течение учебногогода
8. Анализ эффективности проведенных профилактических мероприятий по четвертям
Ожидаемые результаты:
Будет сохранено физическое и психическое здоровье учащихся; выпускники школы будут владеть знаниями о здоровом образе жизни, и осознавать ответственность за своё здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем; учителя школы смогут строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через применение здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.
Проведение диагностики физического и психического развития учащихся включает систематическое наблюдение за влиянием образовательного процесса на здоровье детей и обработку результатов, на основе которых разрабатывается материал для лекционно- семинарских занятий с педагогами.
На лекциях внимание учителей обращается, в первую очередь, на необходимость учета: 1. региональных особенностей, 2. специфики конкретной школы.
1. К особенностям Московского региона следует отнести
неблагоприятную экологическую обстановку в городе: загазованность,повышенный уровень шума, обилие вредных веществ в окружающейсреде, нарушение климата.
большую удаленность различных объектов друг от друга, что ведет кнеобходимости длительного пребывания в транспорте,
наличие большого числа научных и культурно - развлекательных учреждений, предоставляющих большие возможности для развития, образования и отдыха. Однако, их обилие затрудняет процесс выбора, а несистематизированное и бесконтрольное со стороны взрослыхпосещение подобных учреждений может приводить к переутомлению детей, получению неадаптированной и вредной для них информации.
2. Специфика нашей школы включает в себя следующие особенности:
Усугубление экологической обстановки в связи с нахождением внепосредственной близости от школы ТЭЦ -22,
многие ученики живут в удалении от школы и затрачивают многовремени на дорогу. При сложной обстановке на магистралях городаможно предположить, что дети приезжают в школу уже утомленные,
нагрузка школы с углубленным изучением английского языка значительно превышает таковую в других учебных учреждениях.
В связи свышеизложенным учителям школы рекомендуется в целях снижения утомляемости школьников и восстановления их работоспособности:
оптимизировать физическое воспитание учащихся - систематическипроводить на уроках физкульт- минутки, при этом необходимоучитывать: сложность темы урока для восприятия, состояние учащихсяна уроке, погодные аномалии. Признаками утомленности являются -рассеянность учеников, их посадка за партой, повышенная возбудимость или заторможенность. Для этого педагогам необходимо освоить комплекс гимнастических упражнений для тела с целью снятия утомления с мышц и методику гимнастики для глаз для снятия утомления. Обеспечить для детей достаточную двигательную активность на переменах.
использовать гибкий план урока, позволяющий учитывать конкретноесостояние учащихся,
использовать во время перемен метод аудио релаксации , транслируяпо школьному радио спокойную музыку,
использование на уроках и переменах различных психотехническихупражнений для релаксации.
Игры - релаксации: примеры (могут быть использованы как при работе с детьми так и с педагогами.)
В современных условиях жизни, изобилующих стрессовыми ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья выступает умение человека вовремя «сбрасывать» напряжение, снижать внутренние «зажимы», расслабляться. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, человек может снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.
Упражнение № 1. «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально. Для его выполнения необходимо принять удобную позу сидя или стоя. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части , возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч и. т. д.тёплым , ровным светом. По мере его движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, Ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Упражнение рекомендуется осуществить несколько раз подряд.
Упражнение № 2. « Пресс»
Упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется применять перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния.
Суть упражнения в следующем. Человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанною с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
Результаты мониторинга здоровья учащихся 6-9 классов
Помимо структурированного анамнестического интервью, т. е сбор данных о социальном и материальном благополучии семьи и ситуации в семье, проводимых каждым классным руководителем, нами были проведены анонимные анкетирования по следующим направлениям: «Режим дня школьника», «предрасположенность к гиподинамии» и «определение вредных пристрастий». Они позволили провести проверку работоспособности, степени утомления и физического состояния детей.
Анализ данного анкетирования позволил получить следующие данные:
Анкета №1 - «Режим дня школьника:
Несмотря на то, что большинство детей, участвующих в опросе, признает необходимость соблюдения режима дня, как условия сохранения здоровья, но придерживаются его далеко не все. Особенные проблемы наблюдаются в средней школе. Как видно из результатов опроса в 6 классах 45%, а в 7 классах 71% учащихся в выходные дни очень поздно, ложатся спать и не высыпаются перед рабочим днем. В течение недели также у многих учащихся наблюдается нарушение режима дня и отход ко сну, не соответствующий физиологическим требованиям. При этом в воскресные дни многие предпочитают очень поздно вставать, что также не является физиологичным.
Также было выявлено очень длительное ежедневное пребывание учащихся, особенно средней школы у компьютера и телевизора. Более 30% детей 6-7 классов затрачивают на данное занятие 4 и более часов в день, что, безусловно, сказывается на их здоровье и учебе. Учащиеся 8-9 классов ежедневно работают с компьютером значительно меньше времени, больше времени уделяя выполнению домашних заданий (по результатам анкеты №2)
Анкета №2 «Предрасположенность к гиподинамии»
Вопросы данной анкеты составлены таким образом, что дают нам возможность лучше представить себе рабочий день учащегося, основные направления его деятельности. Сравнивая результаты анкет 1 и 2, можно сделать следующие выводы:
Учащиеся 6-7 классов проводят на улице в будние дни значительно больше времени, чем учащиеся 8-9 классов - от 2 до 4 часов в день. При этом время прогулок проводят более активно. В воскресные дни наблюдается более длительное пребывание на свежем воздухе учащихся всех параллелей. Однако в течение недели более 70% опрошенных учеников выходят на улицу только для того, чтобы дойти до школы и обратно. Как же они проводят остальное свободное время?
По результатам анкетирования мы можем установить, что примерно 70% в каждой параллели (в 9х классах - 50%) занимаются в спортивных различных секциях, что компенсирует для них нехватку двигательной активности, активно развиваются все группы мышц, происходит общее укрепление здоровья. В ходе занятий у ребят сбрасывается негативная энергия и уменьшается психологическая усталость. При этом многие ученики посещают секции от 3 до 7 раз в неделю и более чем у половины учащихся эти занятия продолжаются 2 и более часа.
Между тем более 30% учащихся в каждой параллели не посещают спортивных занятий. Половина из них отдаёт предпочтение другим кружкам и секциям. Эти учащиеся ведут малоактивный образ жизни, их опорно-двигательная система плохо развивается, у них чаще наблюдаются различные заболевания.
Результаты анкетирования позволили получить более объективные сведения о загруженности учащихся домашним заданием. Те из них, кто занимается в секциях и кружках, не просиживает у компьютера по несколько часов в сутки, затрачивают на выполнение домашнего задания в среднем от 2 до 4 часов. Большая труппа школьников разный параллелей (от 15 до 25 % в различных классах) выполняет домашнее задание не менее чем за пять и более часов. Это показывает, что данные учащиеся не всегда могут самоорганизоваться, у них высокий уровень утомляемости. При этом они большую часть дня проводят за партой, что приводит к ухудшению их психического и физического здоровья. Также ухудшение здоровья наблюдается у тех ребят, которые после школы вместо прогулки, по несколько часов проводят у компьютера или телевизора.
3) Анкета №3 «Определение вредных пристрастий».
Ярким показателем психического и физического здоровья школьника является отсутствие вредных пристрастий, в связи с этим результаты опроса по данной анкете представляются для нас очень важными.
Так как анкетирование было анонимным, и ученики отвечали с помощью символов, а не слов, результаты опроса можно считать достаточно объективными. Анализируя их, мы выяснили, что хотя некоторые учащиеся (а их кол-во увеличивается с каждой параллелью, что вполне объяснимо для подросткового возраста) и пробовали курить, однако лишь единицы имеют это вредное пристрастие как постоянное. Обычно такое наблюдается в неблагополучных семьях или в семьях, где родители курят при ребенке. Отрадно заметить, что это пристрастие не стало массовым в нашей школе, даже в старших классах. Этому способствуют систематические беседы о вреде курения, проводимые классными руководителями и учителем биологии на уроках.
К сожалению, широкая реклама спиртных напитков в средствах массовой информации привела к тому, что более 70% учащиеся даже 10-11 лет уже пробовали различные спиртные напитки. В результате индивидуальных бесед было выяснено, что спиртные напитки некоторым из них предлагали сами родители на семейных торжествах. Многие из школьников 6-7 классов из всех спиртных напитков пробовали только пиво. Учащиеся более старших классов хотя и пробовали многие спиртные напитки, но, как показывает опрос, 90% учащихся относятся к данным продуктам нейтрально или отрицательно. Учащихся, злоупотребляющих спиртными напитками, не выявлено.
По результатам анкетирования, наркотические вещества не употреблял ни один из опрощенных учащихся.
Результаты анкетирования показали, что у опрошенных учащихся не наблюдается серьезных отклонений в режиме дня. Хотя двигательная активность у группы учащихся ниже нормы, у большинства детей гиподинамии не наблюдается. Повышенная утомляемость выявлена у ограниченной группы детей. На основе этих данных нами разработаны рекомендации педагогам для работы с учащимися на уроках по здоровьесберегающим технологиям.
Конкретные рекомендации педагогам по рациональной организации учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий.
На состояние здоровья школьников негативно влияют не только несоблюдение режима дня, гигиенических норм и вредные привычки. Сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей: всевозрастающая информатизация образования, идущая как вглубь, так и вширь, влечет за собой перегрузку учащихся. Задача педагогов свести это отрицательное воздействие к минимуму. На начальном этапе данной работы мы предлагаем следующие рекомендации:
1) Каждому учителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями и быть в курсе отклонений в здоровье каждого учащегося, особенно если ребенок страдает хроническим заболеванием.
При необходимости в известность об этом должны бытьпоставлены все учителя, работающие с данными учащимися. Этопозволяет индивидуально и бережно подходить к каждомуребенку, в критической ситуации оказать ему необходимуюпомощь. Если для этого необходимы специфические знания, укаждого больного ребенка должен быть контактный телефон скомпетентными специалистами или инструкция по оказанию емупервой помощи. Бездействие педагогов в таких случаях можетпривести к тяжелым последствиям.
Зная, что в классе есть хоть один плохослышащий ребенок,учитель должен посадить его ближе и'по первому требованиюповторять материал для ребенка.
Не всех учащихся с нарушением зрения врачи рекомендуютсажать на первые парты, поэтому размещение учащихся поиз них предлагали сами родители на семейных торжествах. Многие из школьников 6-7 классов из всех спиртных напитков пробовали только пиво. Учащиеся более старших классов хотя и пробовали многие спиртные напитки, но, как показывает опрос, 90% учащихся относятся к данным продуктам нейтрально или отрицательно. Учащихся, злоупотребляющих спиртными напитками, не выявлено.
По результатам анкетирования, наркотические вещества не употреблял ни один из опрощенных учащихся.
Результаты анкетирования показали, что у опрошенных учащихся не наблюдается серьезных отклонений в режиме дня. Хотя двигательная активность у группы учащихся ниже нормы, у большинства детей гиподинамии не наблюдается. Повышенная утомляемость выявлена у ограниченной группы детей. На основе этих данных нами разработаны рекомендации педагогам для работы с учащимися на уроках по здоровьесберегающим технологиям.
Конкретные рекомендации педагогам по рациональной
организации учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий.
На состояние здоровья школьников негативно влияют не только несоблюдение режима дня, гигиенических норм и вредные привычки. Сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей: всевозрастающая информатизация образования, идущая как вглубь, так и вширь, влечет за собой перегрузку учащихся. Задача педагогов свести это отрицательное воздействие к минимуму. На начальном этапе данной работы мы предлагаем следующие рекомендации:
1) Каждому учителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями и быть в курсе отклонений в здоровье каждого учащегося, особенно если ребенок страдает хроническим заболеванием.
При необходимости в известность об этом должны быть поставлены все учителя, работающие с данными учащимися. Это позволяет индивидуально и бережно подходить к каждому ребенку, в критической ситуации оказать ему необходимую помощь. Если для этого необходимы специфические знания, у каждого больного ребенка должен быть контактный телефон с компетентными специалистами или инструкция по оказанию ему первой помощи. Бездействие педагогов в таких случаях может привести к тяжелым последствиям.
Зная, что в классе есть хоть один плохослышащий ребенок, учитель должен посадить его ближе и по первому требованиюповторять материал для ребенка.
Не всех учащихся с нарушением зрения врачи рекомендуют сажать на первые парты, поэтому размещение учащихся по классу должно происходить на основе рекомендаций врача, а не желаний учащихся.
• Врачи - специалисты установили, что почти у всех московских школьников имеется нарушение осанки. Не составляют исключение ученики и нашей школы. Слабый мышечный корсет приводит к тому, что ученик за партой принимает не удобную для него, а вынужденную позу. Также на посадку ребенка за партой оказывает его общее утомление, нехватка двигательной активности в течение учебного дня. Педагогу рекомендуется в корректной форме рекомендовать ребенку изменить позу. Однако лучшим средством для снятия утомления являются различные релаксирующие упражнения.
2) Вашему вниманию предлагается различные упражнения для общей релаксации, для активизации внимания учащегося, для снятия утомления с глаз, с опорно-двигательной системы.
Они могут применяться на любом уроке конкретным учителем, и направлена на поддержание комфортного состояния и высокой мотивации к учебе в течение всего учебного дня, дня снятия психического и физического напряжения, для повышения работоспособности. Данные упражнения применимы как для работы со всем классом, так и для групповых и индивидуальных занятий. Если ребенку они оказали помощь, он сможет применять их самостоятельно или в игровой форме с друзьями на переменах и дома.
Игры - релаксации: примеры (могут быть использованы как при работе с детьми разных возрастных групп, так и с педагогами.)
В современных условиях жизни, изобилующих стрессовыми ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья выступает умение человека вовремя « сбрасывать» напряжение, снижать внутренние « зажимы», расслабляться. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, человек может снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе. Их применение демонстрирует хорошие результаты во всех возрастных группах. Однако их применение в 5-7 классах требует предварительного инструктажа, направленного на осознание учащимися серьезности выполняемых действий.
Упражнение № 1. «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально.- Для его выполнения необходимо принять удобную позу сидя или стоя. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч и. т. д. тёплым, ровным светом, По мере его движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, Ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.
Упражнение рекомендуется осуществить несколько раз подряд.
Упражнение № 2. « Пресс»
Упражнениевыполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется применять перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния.
Суть упражнения в следующем. Человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанною с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
Упражнения, направленные на повышение общей работоспособности учащихся, рекомендуется проводить в начале учебного дня, имеют хорошие результаты при работе с метеозависимыми детьми, могут быть использованы во всех возрастных группах.
Упражнение №1 «Массаж пальцев рук»
Учащийся принимает удобную позу за партой. Массаж производится большим, средним и указательным пальцами противоположной руки начиная от основания пальца. Массаж каждого пальца должен заканчиваться нажатием на него сверху указательным пальцем противоположной руки. Направление массажа - от большого пальца к мизинцу.
Упражнение №2 «Массаж ушных раковин»
Учащийся принимает удобную позу за партой. Массаж производится большим, средним пальцами рук и начинается с верхней части ушной раковины. Мягкими движениями необходимо помассировать всю ушную раковину.
Данные упражнения активизируют работу всех органов организма.
Упражнение для снятия утомления с глаз.
Применяются для учащихся всех возрастных групп, как в ходе урока, так и в конце урока. Время их провидения - 1 -3 минуты.
Упражнение №1 «Восьмерка»
Ученик, приняв удобную позу, осуществляет движения, рисуя глазами горизонтально расположенную цифру 8, Упражнение проводится 2-3 раза.
Упражнение №2 «Большой круг»
Движение глаз как по циферблату часов -с 12 до 12. при этом положение головы сначала прямо, потом лицом вверх. Данное упражнение проводится 4 раза, 2 раза с открытыми глазами, 2 с закрытыми.Упражнение №3 «На развитие осей зрения»
Указательные пальцы рук - на кончике носа, на них концентрируется взгляд. Следующим движением ученик разводит пальцы в разные стороны. Не изменяя направления взгляда, ребенок видит разведенные пальцы боковым зрением. Упражнение проводится 3-4 раза.
Упражнение №5
Проводится между упражнениями 1,2,3 . Ребенок закрывает открытые глаза ладонями таким образом, чтобы их не касались ресницы. Остается в таком положении 10-15 секунд.
Упражнения для снятия напряжения с опорно-двигательной системы.
Данные упражнения различны для детей разных возрастных групп и проводятся с учетом психических и физических особенностей учащихся конкретных классов. Они могут проводиться с учащимися, как в сидячем положении, так и в положении стоя. Могут быть использованы любые физические упражнения, которые позволяют проводить пространство класса: дыхательные упражнения, приседания, наклоны, прыжки на месте. Продолжительность данных упражнений должен определять учитель, исходя из специфики класса.
Применение данных упражнений на уроках в нашей школе значительно снизило уровень утомляемости учащихся на уроках, повысило их работоспособность. Наблюдается улучшение качества знаний по некоторым предметам, повышение мотивации к учебе, улучшение психологической атмосферы в классах. Снизилось количество жалоб учащихся на общее недомогание и метеозависимость.
На переменах систематически используется метод аудио-релаксации, что также положительно влияет на психическое и физическое здоровье учащихся.
Результаты анкетирования: Анкета №1. Режим дня школьника
№ Вопрос бкл7кл 8кл 9кл Юкл1. Зачем нужно соблюдать режим дня: а) потому что этого хотят взрослые Всего 43
уч-ся
4 Всего 38 уч-ся
4 Всего 38 уч-ся
2 Всего 45 уч-ся
1 Всего 40 уч-ся
3
б) чтобы быть здоровым 37 30 24 40 24
в) просто так 4 12 4 13
2. Время когда ты ложишься спать: а) 21 - 23 часа буд.
27 вых. 11 буд. 25 вых. 8 буд. 26 вых.
5 буд. 20 вых. 18 буд.
21 вых.
3
б) 23 - 24 часа 12 13 11 5 10 18 25 19 11 17
в) 24 - 2 часа 4 19 2 27 2 15 - 8 8 20
3. Какая обстановка в это время в квартире: а)спокойная 29 27 27 ■' - ~ 28 28
б) в зависимости от ситуации 1 1 11 15 7
в) шумная, напряжённая 3 10 2 5
4. Время утреннего подъёма: а) 6-7 буд. 13 вых. буд. 11 вых. буд. 24 вых. буд. 18 вых. буд.
35 вых.
1
6)7-9 30 8 27 4 14 9 27 11 5 5
в) 9 - 11 - 23 - 18 - 16 - 17 - 20
г) 11-13 - 14 - 16 - 13 - 17 - 14
5. Смотришь ли ты телевизор или работаешь с компьютером каждый день: а) да 27-63% 32 - 84% 33 - 87% 29 - 64% 34 - 85%
б) нет 16-37% 6-16% 5-13% 16-36% 6-15%
6. Сколько времени вы проводите у компьютера или телевизора каждый день: а) 1-3 часа будн29 вых24 будн25 вых20 будн38 вых23 будн41 вых27 будн18 вых21
б) 4 -6 часов 12 12 10 13 - 15 1 15 22 15
в) 7 и более часов 2 7 3 5 - - - 1 - 4
Результаты анкетирования: Анкета №2. Определение вредных пристрасти!
№ Вопрос бкл7кл 8кл 9кл ЮклПробовали ли вы курить: 1 А)да | 8 15 18 24 29
Б) нет 35 23 20 21 11
2. Курите ли вы сейчас: А) да 1 3 1 9
Б) нет 43 37 35 44 31
Пробовали ли вы спиртные напитки: 3. А) да 26 26 30 41 39
Б) нет 17 12 8 4 1
Ваше отношение к данным продуктам: А А) положительное 3 9 8 7 7
4. Б) нейтральное 14 12 12 17 3
В) отрицательное 26 17 11 21 30
5 Предлагают ли вам взрослые спиртные напитки: А) да 6 9 19 27 32
Б) нет 37 29 19 18 8
Пробовали ли вы наркотические вещества: 6. А) да - - - - 9
Б) нет 43 38 38 45 31
Результаты анкетирования:
Анкета №3. Предрасположенность к гиподинамии
№ Вопрос бкл7кл 8кл 9кл Юкл1. Сколько времени вы проводите на улице каждый день ВыхБуд. Вых. Буд. Вых. Буд. Вых. Буд. Вых.
А) 1 - 2 часа 125- 9~ 26 15 34 ^ 11 45 3 26 15
Б) 3 - 4 часа 15 2!
13 10
2 14 - 28 11 14
В)5 и более з9 - 14 3 11
о
1.. Как вы проводите время на улице: А) пассивно 12-28% 13-34% 28 - 74% 34 - 75% 32 - 80%
Б)активно 31 -72% 25 - 66% 10-26% 11 - 25% 8 - 20%
3. Занимаетесь ли вы в спортивных секциях: А) Да 29 - 67% 26 - 68% 19-50% 32-71% 17-42%
Б) Нет 14 - 33% 12-32% 19-50% 13-29% 23 - 58%
4. Если да, то сколько раз внеделю, продолжительность занятий врем врем врем врем врем
А) 1 - 2 раза 8 1ч-
12 2ч-12 Зч-5 10 1ч-8 2ч-13 Зч-2 9 1ч-7 2ч-6 Зч-б28 1ч-7 2ч-15 Зч-10 2 1ч-7 2ч-7 Зч-ЗБ) 3 - 4 раза 11 И 10 14 8 В) 5 - 7 раз 10 5 - - 7 5. Сколько времени вы проводите за подготовкой домашнего задания: Буд. Вых. Буд. Вых. Буд. Вых. Буд. Вых. Буд. Вых.
А) 1 - 3 часа 17 15 15 19 19 25 8 26 28 25
Б) 4 - 5 часов 21 19 16 11 9 5 30 18 12 9
В) 6 - более часов 5 9 7 6 9 4 7 - - -

Используемая литература
Березин С.В., Лисецкий К.С. «Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании». — Самара. 2001 г.
Васильева О.С, Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека». — М:
Академия. 2001. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах». — М., 2002. Кулагина И.Ю., Колтоцкий В.Н.
«Возрастная психология». — М., 2001. Майков И. А. «Ценностные ориентиры современных подростков». — М, 2004.
Вайнер Э. Н. «Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования. Валеология. 2004 г. №1»
Воротилова И. М. «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе в школе».