План урока самопознания радостнее сделать жизнь! для 10 класса


План урока «Самопознание»
Школа______CШ№16_____________Дата__28.02________№21_____
Тема___Радовостнее сделать жизнь_______________________
Ценность_Покой___________________
Качества__позитивное мышление_____________________________
Педагог_________Макишева Алия Сапаровна________
Класс__10_____
Кол-во уч-ся_______
Цель: углубление представлений учащихся о радостном восприятии жизни через внутренний покой
Задачи:
Расширить представление учащихся о значимости радостного восприятия жизни;
Развивать умение быть оптимистом;
Воспитывать чувства позитивного мышления.
Ресурсы:(материалы, источники)
Бумага А-4
Цветные карандаши, фломастеры
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Прогулка в лес.
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Разминочное упражнение «Я проснулся в хорошем настроении, потому что ...»
Проверка домашнего задания. Глаз добрый. Николай Рерих.
Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется.Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умейте в каждой вещи найти не худшее, но лучшее".Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. Какое долгое время мы готовы проводить около того, что нам показалось отвратительным.Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. И быстры тогда наши речи, и сильны движения. И горят глаза наши.Но зато как медленно скучны бывают слова ласки и одобрения. Как страшимся мы найти и признать. Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. И потухают глаза.Удалось испытать одного любителя живописи. За ним ходил с часами и незаметно замечал время, проводимое им около картин. Оказалось, около картин осужденных было проведено времени слишком вдвое больше, нежели около вещей одобренных.Не было потребности смотреть на то, что, казалось, доставило радость; нужно было потратить время на осуждение."Теперь знаю, чем вас удержать. – Надо окружить вас вещами ненавистными".Мы, славяне, особенно повинны во многоглаголаний худшего. В Европе уже приходят к замалчиванию худого, конечно, кроме личных выступлений.Если что показалось плохим, – значит, оно не достойно обсуждения. Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. Слишком много радостного, много заслуживающего отметки внимания. Но надо знать бодрость и радость.Надо знать, что нашему "я" ничто не может вредить. Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости. Удерживаем себя вместо шага вперед.Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось.И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы.И у нас откроется глаз добрый.
Вопросы:
Кто прочитал рассказ?
Какие непонятные слова вы встретили в тексте?
Что говорил Станиславский своим ученикам, обучая их актерскому искусству?
2. Почему по словам автора надо знать бодрость и радость?
3. По мнению автора, что значит «откроется добрый глаз»?
4. Что является источником радости для вас?
Примечания
Музыкальная композиция
Николай Рерих – русский художник, писатель, философ
К.Станиславский – великий русский актер, режиссер
Ответы учащихся на вопросы
Позитивное высказывание (цитата).
Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни.
Мишель Монтень
Вопросы:
Как вы понимаете это утверждение?
Что приносит человеку радостное восприятие жизни? Запись в тетради понимания цитаты
Рассказывание истории (беседа). Бабочка - однодневка
Бабочка-однодневка опустилась на куст брусники и восторженнопосмотрела вокруг.Ей нравилось все: и яркое солнце, которое дарило тепло и ласку, и огромные деревья, которые давали тень и прохладу, и синее небо, и птичье пенье.Бабочка почувствовала себя в сказке:
— Как же вам повезло жить здесь, — обратилась она к кусту брусники, —  Такая красота вокруг, воздух свеж и сладок. Все радуется жизни. Солнце теплое, а ветерок ласков.
Брусника снисходительно трепенула листиками:
— Что же тут необычного, все как всегда. Так было вчера, так есть сегодня и так же будет и завтра.  Чему тут удивляться и чем тут наслаждаться? Обычный летний день. Это ты сегодня всему тут удивляешься, а завтра все приесться и будет скучно и обыденно. Вот была бы у меня возможность, я  бы отправилась вон за ту гору, там речка, вот там, наверное, кипит настоящая жизнь. А здесь что? Здесь только лес, я да солнце.
Бабочка непонимающе уставилась на бруснику:
— Но это же так много, и вы так красивы. Посмотрите вокруг, разве это не счастье?
Брусника фыркнула:
— Какое это счастье? Это обыденность. И завтра так же будет, и послезавтра.
Бабочка грустно взмахнула крылышками:
— Может быть, только я завтра этого не увижу. Поэтому для меня все вот это уже сегодня счастье.И она, взмахнув крылышками, поднялась выше, восхищаясь красотой этого мгновения.
 Вопросы:
Чему радовалась бабочка – однодневка?
Почему брусника не испытывала чувства радости от всего окружающего?
Почему для бабочки было все истинной радостью и счастьем?
А вы умеете наслаждаться настоящим моментом жизни?
Ответы учащихся
Творческая деятельность, групповая работа. Работа в малых группах из 4 учеников
Совместный рисунок «Радость»
Презентация работ
Групповое пение. Песня Стаса Намина
В мире, где кружится снег шальной,Где моря грозят крутой волной,Где подолгу добруюЖдём порой мы весть,Чтобы было легче в трудный час,Нужно верить каждому из нас,Нужно верить каждомуВ то, что счастье есть.Мы желаем счастья вам,Счастья в этом мире большом,Как солнце по утрам,Пусть оно заходит в дом.Мы желаем счастья вам,И оно должно быть таким,Когда ты счастлив сам,Счастьем поделись с другим.В мире, где ветрам покоя нет,Где бывает облачным рассвет,Где в дороге дальнейНам часто снится дом,Нужно и в грозу, и в снегопад,Чтобы чей-то очень добрый взгляд,Чей-то очень добрый взглядСогревал теплом.Мы желаем счастья вам,Счастья в этом мире большом,Как солнце по утрам,Пусть оно заходит в дом.Мы желаем счастья вам,И оно должно быть таким,Когда ты счастлив сам,Счастьем поделись с другим.Мы желаем счастья вам,Счастья в этом мире большом,Как солнце по утрам,Пусть оно заходит в дом.Мы желаем счастья вам,И оно должно быть таким,Когда ты счастлив сам,Счастьем поделись с другим.Мы желаем счастья вам,Мы желаем счастья вам,Мы желаем счастья вам!
Текст песни «Мы желаем счастья вам!»
Слова и музыка Стаса Намина
Домашнее задание.
Мини – сочинение «Обычный день моей радостной жизни»
Заключительная минута урока. Вспомните все то хорошее, что было на уроке, сохраните в своем сердце. Благодарю за урок и желаю вам радостного дня.
Звучит тихая музыка