Конспект урока по русскому языку Обобщение и закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном


Конспект урока по русскому языку
4 класс
Тема: «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном»
Тип урока: урок рефлексии
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, выявить сходство и различие данных частей речи, развивать умение правильно употреблять их в речи.
УУД:
Личностные:
1.Формировать положительный эмоциональный настрой по отношению к школе и учебной деятельности;
2.Формировать общее представление о моральных нормах поведения;
3. Освоить статус ученика;
4. Формировать мотивацию к учению.
Регулятивные:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализовывать план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Отличать верно выполненное задание от неверного.
6.Использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.
7.Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
3.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
4.Формировать умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формировать умение слушать и понимать других.
2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки для оценивания, карта на ватмане.
Литература: учебник «Русский язык» 2 часть Т.Г. Рамзаева, рабочая тетрадь 2 часть Т.Г. Рамзаева.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность обучаемого1. Мотивация к познавательной деятельности
-Здравствуйте ребята!
-Предлагаю начать наш урок с правил вежливости:
1. На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
    Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
    Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
    Надо руку … поднимать.
-Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок-путешествие по стране существительных и прилагательных. Цель нашего путешествия – дворец, в котором живут Его Величество Существительное и Его Величество Прилагательное. Во дворец можно попасть, только имея компас. Компасом послужит вот эта таблица (таблица на доске). Вы видите, что сейчас эта таблица не заполнена, но это поправимо. Путешествуя по стране, мы будем вспоминать все, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном и заполнять таблицу. Наша задача – выявить их сходства и различия.
-Дорога нелегкая, но я верю, что вы преодолеете все препятствия, которые встретятся у вас на пути.
(Эмоциональный настрой на познавательную деятельность)
Внимательным
Не перебивая
Понятно
Поднимать
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-В волшебную страну пускают не всех, а только тех, кто знает, что такое имя существительное и имя прилагательное.
-Что такое имя существительное? Для чего существительные нужны в речи?
-Что такое имя прилагательное? Для чего прилагательные нужны в речи? (открываются строчки в таблице)
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет
1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета
- А теперь, давайте проверим домашнее задание.
Определить род, падеж существительных и прилагательных, выделить у них окончание:
от среднего уха – ср.р., Р.п.
в чистом белье – ср.р., П.п.
по опасному месту – ср.р., Д.п.
о нижнем болоте – ср.р., П.п.
в раннем детстве – ср.р., П.п.
с диким зверем – м.р., Т.п.
о важном петухе – м.р., П.п.
дующему ветру – м.р., Д.п.
до южного загара – м.р., Р.п.
в зимнем парке – м.р. П.п.
(Ребята разбирают по одному словосочетанию, осуществляется самопроверка и исправление допущенных ошибок.)
Ребята, а теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску.
- Почему в слове десятое я подчеркнула букву е?
- Запишите в тетрадях:
Десятое марта. (орфограммы обозначены)
                                   Классная работа.   (орфограммы обозначены)
-Итак, в страну мы попали. -Имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
-Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека.
 
-Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?
-Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без прилагательных. А поэзии не было бы вообще.
- Это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
3. Выявление места и причины затруднения
(Изменение имен существительных и прилагательных по числам.)
- Первое препятствие, которое возникает у нас на пути – река. Чтобы через нее переправиться, надо вспомнить, изменяются ли по числам имена существительные и прилагательные.
Итак, имена существительные и прилагательные изменяются по числам.
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет.
2.Изменяется по числам.
1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета.
2.Изменяются по числам.
-Из стихотворения, которое я сейчас прочитаю, вам нужно выписать только словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.
У моей России
Очи голубые,
Очи голубые,
Русая коса.
На лесных озерах,
На степных просторах
Поднялась Россия –
Дивная краса.
- Определите число существительных и прилагательных.
-Изменяются.
-Высокий дом – высокие дома.
-Очи голубые, русая коса, лесных озерах, степных просторах, дивная краса.
-Очи голубые (мн. ч. ), русая коса (ед. ч. ), лесных озерах (мн. ч. ), степных просторах (мн. ч. ), дивная краса (ед. ч. )
4. Построение проекта выхода из затруднения.
(Повторение о роде существительных и прилагательных.)
-Следующее препятствие, которое нам встретилось - это лес.
-В лесу заблудились существительные и прилагательные. Чтобы помочь отыскать им друг друга, давайте вспомним, имеют ли род имена существительные. Что можем сказать о прилагательном?
(Открываются строчки в таблице)
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет.
2.Изменяется по числам.
3.Имеют род.
1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета.
2.Изменяются по числам.
3.Изменяются по родам (в ед. ч.).
- К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
Книги, утро, мед, вещи, солнце, лента, дом.
-Определите род имен прилагательных. Обоснуйте ответ. В каких случаях вы не определили род прилагательных? Почему?
Имена существительные имеют род, но по родам не изменяются.
Имена прилагательные изменяются по родам в ед. ч.
-Интересные книги, доброе утро, вкусный мед, старые вещи, яркое солнце, клейкая лента, огромный дом.
- Не определили род - интересные книги, старые вещи, т.к. эти слова во мн. ч.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
(Изменение имен существительных и прилагательных по падежам.)
Следующее препятствие - полянка.
-Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке? Изменяются ли имена существительные по падежам? А имена прилагательные? (Открываются строчки в таблице)
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет
2.Изменяется по числам.
3.Имеют род.
4.Изменяются по падежам. 1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета
2.Изменяются по числам.
3.Изменяются по родам (в ед. ч.)
4.Изменяютсяпо падежам.
Работа по учебнику.
С. 46 упр. 368 (по вариантам) -6 падежей
-Имена существительные изменяются по падежам.
-Имена прилагательные изменяются по падежам.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(Склонение имен существительных и прилагательных)
-Следующее препятствие - гора.
-Что вы можете сказать о склонении имен существительных? О склонении имен прилагательных?
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет.
2.Изменяется по числам.
3.Имеют род.
4.Изменяются по падежам.
5.Имеют 3 типа склонения 1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета.
2.Изменяются по числам.
3.Изменяются по родам (в ед. ч.)
4.Изменяютсяпо падежам.
5.-------------------
Игра «Четвертый лишний». (устно)
-Найдите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее.
Цветок, класс, волна, море
Метель, вьюга, морковь, честь.
Остров, загадка, яблоко, век.
Юноша, звено, тополь, завод.
-Имена сущ. имеют 3 типа склонения.
-Имена прилагательные не склоняются.
-Волна- 1-е скл., а у остальных слов 2-е скл.
-Вьюга- 1-е скл., а у остальных слов 3-е скл.
-Загадка- 1-е скл., а у остальных слов 2- е скл.
-Юноша- 1-е скл., а у остальных слов 2-е скл.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(Роль существительных и прилагательных в предложении.)
-Вот и подошли мы с вами к замку. Но замок окружает глубокий ров, заполненный водой. Мост поднят. Чтобы мост опустился, нам надо вспомнить, какими членами предложения могут быть существительные и прилагательные
Самостоятельная работа. Запись предложения под диктовку с разбором по членам предложения и частям речи.
Весна – утро года. Под весенним солнцем пробуждается природа. На ветках березы показались душистые листочки.
Дети выполняют задание самостоятельно, затем сверяют с доской.
8. Включение в систему знаний и повторение
-Итак, каким членом предложения могут быть существительные? Прилагательные?
(Открываются строчки в таблице)
Имя существительное Имя прилагательное
1.Часть речи
Кто? Что?
Предмет.
2.Изменяется по числам.
3.Имеют род.
4.Изменяются по падежам.
5.Имеют 3 типа склонения.
6.Подлежащее, дополнение, 1.Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Признак предмета.
2.Изменяются по числам.
3.Изменяются по родам (в ед. ч.).
4.Изменяютсяпо падежам.
5.-------------------
6.Определение.
-Имена сущ.- подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.
-Имена прил.- определение.
9. Рефлексия
-Мост опустился, мы можем теперь подойти к замку.
-Но около замка стоит стража и не пропускает нас, ведь мы должны показать свои пропуски.
А пропусками у нас являются оценки, которые мы заработали за урок.
(раздаются пропуски)
-Молодцы!
-Откроем дневники и запишем домашнее задание.
Р.т. с. С. 30 упр. 95, повторить все правила.
-Итак, поднимем вверх свои пропуски.
-Молодцы! Вот мы и попали в гости к имени сущ. и имени прил.
-Понравилось вам путешествие?
-Что было интереснее всего?
-В чем вы испытывали затруднение?