Рабочая программа модуля «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 Г.Г.» ( 9 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 ГГ.» 9 класс
структура программы
Рабочая программа включает разделы:
пояснительная записка;
основное содержание темы;
технологическая карта темы;
список источников;Пояснительная записка
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
Примерная программа по истории.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Учебно-методический комплект:
Учебник:  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант;
Дополнительная литература:
«Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» Волгоград, 2005г
История России. XX — начало XXI века. Рабочая тетрадь. 9 класс Часть 1,2. А. А. Данилов Л. Г. Косулина
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Поурочные разработки к учебнику История России. XX век. 9 класс. Книга для учителя»
Рабочая программа данного курса создана на основе ФГОС. Она позволяет посредством блочно-модульного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
Структура модуля дает возможность выявить главное содержание событий Великой Отечественной войны. Программа позволяет учителю выстраивать учебный процесс с учетом способностей учащихся, особенностей средней школы;
Цель программы - сформировать представления о Великой Отечественной войне, способствовать пониманию исторического значения Победы над фашизмом. Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, картами, Интернет-ресурсами, анализировать их, делать выводы.
Задачи:
Образовательные: познакомить с главными событиями Великой Отечественной войны; подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне; определить итоги, последствия и значение войны для СССР; обобщить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;Развивающие: развивать умение работать с интерактивной доской (ИКТ), исторической картой; выполнять разноуровневые задания; анализировать исторические документы, Интернет-ресурсы, выделять главное; составлять схемы; умение определять основные признаки понятий; умение определять причинно-следственные связи; развитие умений исследовательской деятельности у учащихся;Воспитательные: воспитывать чувство гордости, патриотизм на примере мужества, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны; показать, что в годы войны на защиту страны поднялся весь многонациональный народ. Понимать античеловеческую сущность фашизма.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД - на примере мужества и героизма советских людей в годы войны способствовать формирование нравственных качеств личности гражданина России, патриота своей Родины
Коммуникативные УУД - развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи, умение работать в группе
Регулятивные УУД – умение ставить цель урока, планировать работу на уроке, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников
Познавательные УУД – общеучебные и логические: поиск и выделение необходимой информации, в том числе в сети Интернет, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, умение анализировать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение рефлексировать.
Планируемые результаты
Предметные:
должны знать: содержание советско-германского договора о ненападении; суть секретных протоколов; мероприятия по укреплению обороноспособности страны; суть планов «Барбаросса»,«Ост» «Тайфун»; «Цитадель»; «Уран», периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа № 270 ,ход оборонительных сражений под Москвой, причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом; содержание приказа наркома обороны № 227; ход боевых действий на Сталинградском направлении летом 1942, сущность оккупационного режима; перестройка экономики на военный лад; вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага; методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков, разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы, изгнание немецких захватчиков из пределов СССР; освободительная миссия Красной Армии в Европе; особенности и значение Берлинской операции; разгром японских войск в Маньчжурии; причины победы советского народа в войне, ее итоги и цена.
должны сформировать представление о сущности периодов Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой, раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага, уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.; освободительный характер европейского похода Красной Армии; роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии; значение Крымской и Потсдамской конференций; историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Метапредметные:  
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, работать с картами и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Личностные
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству.
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Основные понятия темы:
Антигитлеровская коалиция, антифашистское подполье, генеральный план «Ост», план «Барбаросса», блицкриг, ГКО, блокада, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, Брестская крепость, оккупация, партизанские отряды, освободительная миссия Красной Армии, перелом в войне, приказ № 227 («Ни шагу назад!»), депортация, эвакуация, коллаборационизм, «власовцы», концлагеря, Холокост, ленд-лиз, народное ополчение, насильственное переселение, репатриация, второй фронт, капитуляция, Организация Объединенных Наций (ООН), репарации, «Кукрыниксы» Межпредметные связи: география, литература, МХК, краеведение, обществознание
Ресурсы: основные и дополнительные: учебник, презентация, историческая карта, исторические источники, интернет-ресурсы
Содержание
Великая Отечественная война (1941-1945) как важнейшая часть Второй мировой войны (1939-1945 гг.).
Первый период войны (июнь 1941– осень 1942 гг.) Вторжение. План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны» Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.) Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окружённых под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом-осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в 1943-1946 гг.
Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 – сентябрь 1945 гг.) Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944-1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и токийский судебные процессы. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Технологическая карта темы «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»
№ урока Тема урока Цель  урока Актуальность использования средств ИКТ Вид используемых средств ИКТ Обучающая функция ИКТ Необходимое аппаратное программное обеспечение Ресурсы: Интернет
 1-2 Великая Отечественная война 1941-1945
.Вводный урок 1)знать  историю  ВОВ,   рассмотреть ход  ВОВ,  знакомство  с  новыми  понятиями
2)развивать  навыки  самостоятельной  деятельности, 
 познавательных  способностей  учащихся, привить  интерес  к  предмету
3)на  примере  героического  подвига   советского  народа на  фронтах  ВОВ  воспитать  чувство  патриотизма
Использование различных средств ИКТ для повышения интереса к предмету. Фильм, мультимедийные материалы., интерактивная карта,
разноуровневые задания
  Применение знаний в знакомой и изменённой ситуации.
  Мультимедийный компьютер, доступ в Интернет, интерактивная доска
 
 
 
3 Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой 1941-летом 1942гг. Планы «Барбаросса» и «Ост»; мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Использование различных средств ИКТ для расширения кругозора. Интерактивная карта, мультимедийные материалы.
   Умение работать с картами, электронными энциклопедиями. Мультимедийный компьютер.  
 4 «Всё для фронта, всё для победы!»
Увидеть подвиг (нравственный подвиг) рядовых тружеников тыла и деятелей искусства и науки.  Использование различных средств ИКТ для расширения кругозора. Кинохроника,
музыка военных лет.  Умение обращаться с программным обеспечением. Мультимедийный компьютер.  
 5 Битва под Москвой.
 
 
 
  Вскрыть причины временных неудач Красной Армии; значение битвы за Москву.   Интерактивная карта, кинохроника, электронные энциклопедии.
    Мультимедийный компьютер, доступ в Интернет.  
 6 Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом; в чём заключался коренной перелом в ходе войны.   Возможность представлять в мультимедийной форме уникальный информационный материал.
  мультимедийные материалы.
  освоение современных технологий в области образования - РКМЧП Мультимедийный компьютер  
 7
  СССР на завершающем
Этапе Великой Отечественной войны
Осветить значение основных операций Красной Армии в 1944 – 1945гг.; освободительный характер европейского похода Красной Армии.
Подвести итог исторического значения победы советского народа в ВОВ Использование различных средств ИКТ для расширения кругозора и повышения интереса к предмету. Интерактивная карта, кинохроника, электронные энциклопедии.
 
   
  Мультимедийный компьютер.
   
 
 8 Разгром милитаристической Японии.
Подсдамская конференция; роль СССР в разгроме Японии.          
 9-10 Великая Отечественная война: итоги и уроки Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза Использование различных средств ИКТ для расширения кругозора и повышения интереса к предмету. Тесты, конкурсы.  Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. Мультимедийный компьютер.  
Список источников информации по теме.
1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. «Дрофа». 2009 (§22-26)
2. История России.1900-1945. 11 класс. Под. ред. А.А.Данилова, А.В.Филиппова. Просвещение. 2009 (§21-26)
3. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. Просвещение. 2009 (§28-34)
4. Электронное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. История России. Ч.2». 2006.
5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999
6. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.
7. Интернет-ресурсы: http://www.megabook.ru http://www.wikiznanie.ru http://www.wikipedia.org http://www.window.edu.ru http://www.school-collection.edu.ru и другие.