ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Каким должно быть поведение ученика, чтобы он сдал единый государственный экзамен максимально успешно?
Какие психологические качества ему для этого требуются?
необходимо определить для себя, какой результат является желаемым и реально достижимым;
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
сформированность внутреннего плана действий.
Направления деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ
Психолог занимается выявлением детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе.
Диагностическая работа
Проведение методик, опросников, анкет.
Коррекционно-развивающая работа
Исходя из результатов диагностики учащихся  школы, развивающая работа ведется по трём основным направлениям:
развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
развития произвольности, навыков  самоорганизации и самоконтроля;
обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
повышение сопротивляемости стрессу.
Форма: Проводятся тренинги.
Индивидуальная и групповая  консультативная работа.
Её задачи:
Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей  и возможностей для успешного обучения и развития.
Оказание психологической помощи и поддержки  учащимся.
Психопрофилактическая работа
Задачу  психопрофилактической работы: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
обучение психической саморегуляции;
формирование уверенности в своих силах;
выработка навыков мобилизации в стрессе;
развитие творческого потенциала.
Психологическое просвещение
Задачи:
создание условий для получения  необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в  работе с учащимися, имеющими трудности обучения;
вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями  эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;
информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ
Упражнение «Эксперимент»
Инструкция: Сейчас мы с вами попробуем побыть на месте выпускников. Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его ниже. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание – модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено.
О стрессе
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.
Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего!!!
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему.
Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он – самый любимый, и что все у него в жизни получится!
Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Питание
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ 
Крахмальные продукты - макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать.
Стакан молока - теплого или холодного - тоже поможет вам уснуть.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗАВТРАК 
Утром перед экзаменом ешьте что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки: яйца, фасоль или грибы на тосте, тост с медом или овсянку, мюсли, пару бананов, изюм или фруктовый молочный коктейль.
Режим дня
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40 - 50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10 – 15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим!