«Систематизация учебного материала с помощью информационных технологий для подготовки к единому государственному экзамену»

«Систематизация учебного материала с помощью информационных технологий для подготовки к единому государственному экзамену»

Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Хорошо поставленная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Причины внимания к проблемам обобщения и систематизации в физике вытекают из тех трудностей, с которыми учителя и учащиеся сталкиваются при подготовке и сдаче ЕГЭ. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме систематизации и обобщения знаний учащихся.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему систематизации и обобщения знаний учащихся с помощью информационных технологий.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: Систематизация знаний учащихся по физике с помощью компьютерных технологий.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если изучать материал, проводя его структурирование и систематизацию, используя на уроках компьютер, то следует ожидать, что качество усвоения учебного материала будет лучше, подготовка выпускников к итоговой аттестации качественнее.»
Задачами данной работы являются:
1)                Изучение литературы по проблеме систематизации знаний учащихся.
2)                Систематизирование накопленных сведений по проблеме систематизации знаний учащихся.
3) Разработка и применение тестовых заданий различной сложности для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Кинематика».

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – это деятельность, посредством которой знания усваиваются в системе.
Систематизация выполняет следующие функции:
1. Контролирующую.
2. Обучающую (образовательную).
3. Диагностическую.
4. Прогностическую.
5. Развивающую.
6. Ориентирующую.
7. Воспитывающую.
Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной.
Типы систематизации:
В зависимости от того, кто осуществляет систематизацию за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа систематизации:
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)
Самосистематизация (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
Внешняя систематизация

На практике выделяют 3 формы систематизации: индивидуальная, групповая , фронтальная,взаимная и самосистематизация.
Средства и методы осуществления систематизации и обобщения на уроках физики
Среди методов систематизации выделяют: устную форму, форму письменно-графических работ и форму практических работ.


Средства осуществления систематизации
В настоящее время создаются и распространяются такие средства, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют машинные и безмашинные средства формы.
Безмашинные средства
Среди безмашинных средств формы наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся у доски, физический диктант, самостоятельная и систематизационная работы.
Машинные средства формы
Для систематизации знаний учащихся используют персональный компьютер.

Существующие в практике формы контроля: самостоятельные и контрольные работы, зачеты, экзамены - несут, главным образом, функции регистрации конечного состояния знания после прохождения определенного этапа обучения. Образующееся, при таком подходе, неизбежное отставание во времени между событием передачи информации от педагога к обучаемому и оценкой степени ее восприятия придает контролирующим функциям односторонний характер, поскольку практически не обеспечивает эффективность обратной связи.
Между тем, оперативная обратная связь нужна не только педагогу, но остро необходима и учащемуся для самостоятельного анализа и своевременной корректировки и систематизации результатов его деятельности по усвоению учебного материала.
Тестирование, как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее распространение.
Одним из главных его достоинств то, что мало времени затрачивается на получение результатов контроля.
При тестировании используют как бумажный вариант, так и электронный.
Кроме того, а может быть самое главное, что тестирование стало основной формой итоговой государственной аттестации в Российской Федерации.
Наибольше распространение на практике получили четыре формы тестовых заданий: закрытая, открытая, задание на соответствие, на установление правильной последовательности.
Жизнь такова, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью необходимо оценивать уровень усвоения полученных знаний, степень их системности ,а так же формировать у учащихся навыки пользования тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдачи ЕГЭ реально повысить балл. А так же во время таких тренировок развиваются психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.
Поэтому тестирование, как средство измерения и контроля и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ становится основой обучающего процесса в наших школах.
Электронное тестирование конечно привлекательнее, т.к. дает возможность узнать результат сразу по окончании теста.
Мне кажется, тестирование более справедливый метод, оно ставит учащихся в равные условия и в процессе контроля и в процессе оценивания, защищает ученика от субъективизма, личного предвзятого отношения педагога к учащемуся. Сложившийся имидж ученика не оказывает влияния на результат тестирования, так как единственным критерием оценки является соответствие ответа заранее четко предписанному варианту. Кроме того, снимается проблема спорной оценки, поскольку «цена» каждого отдельного тестового задания изначально определена.
Использование MY TEST при повторении, систематизации и контроле знаний.
Поработав с несколькими программами тестов, я остановилась на программе, которая называется MyTest .
MyTest это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Учитель и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов. Учитель-предметник, может сам составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
С помощью программ MyTest можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование.
Программа MyTest работает с восемью типами заданий:
Одиночный выбор
Множественный выбор
Указание порядка следования
Сопоставление вариантов
Указание истинности или ложности утверждений (MCQ)
Ручной ввод числа
Ручной ввод текста
Место на изображении
В этой программе учитываются пожелания пользователя- легкость, простота использования, возможность выбора типа задания, возможность изменения критерия оценивания, возможность ограничения по времени, по количеству вопросов, порядок следования вопросов или вариантов ответов может быть либо как в исходном файле, либо задаваться случайным образом. Есть возможность вставить рисунки, графики, диаграммы..Можно установить ограничение по времени на прохождение всего теста или обдумывания каждого вопроса. В программе предусмотрен "обучающий режим": после каждого ответа при ошибке будет указываться правильный вариант.
Для удобства учащихся можно изменять шрифт и цвет шрифта вопроса и вариантов ответа.
Результаты тестирования учеников отправляются учителю на сервер по компьютерной сети. Модуль сервера находится в самой программе.
Результаты фиксируются отдельным файлом с указанием даты, времени, затраченным на весь тест и на каждый вопрос, количество верных и неверных ответов, с указанием вариантов ответов данных учеником. Имея интерактивную доску, ответы можно проецировать на нее, анализируя каждый вопрос теста, что позволяет обучающимся видеть, на какую тему сделана ошибка и тут же ликвидировать пробел в знаниях. После окончания выполнения задания компьютер проверяет ответ и выставляет оценку. В случае удовлетворительной (или неудовлетворительной) оценки ученик имеет возможность изучить правильное решение, запросив на компьютере соответствующую опцию, просмотреть правильное решение и выявить допущенные ошибки. Полученные оценки выставляются учителем в журнал.

Одним из важнейших элементов данного метода - это право учащихся пересдавать материал, предварительно повторив его дома или непосредственно в классе, в начале тестирования. Для этого перед каждым тестом в компьютере можно получить консультацию по теоретическому материалу. Таким образом, представленная методика с одной стороны позволяет каждому ученику многократно проработать каждый вопрос изучаемой темы, а с другой стороны позволяет учителю провести объективную оценку знаний учащихся.
При разработке тестов большое внимание было уделено домашним заданиям. Практика работы школы показывает, что домашние задания носят стереотипно-шаблонный характер - перечень параграфов и упражнений или задач. Домашняя работа является одним из компонентов методической структуры урока и частью учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения становится существенно более эффективным, когда учитель обдумывает не только объем, но и характер домашнего задания. Часто существенным недостатком домашних заданий является негативное восприятие их учащимися. Кроме того, появилась возможность приобретения решебников с уже решенными заданиями. Поэтому я предлагаю обучающимся в том числе и в составлении тестов по изученной или повторяемой теме.

Вывод
На мой взгляд, педагогический эксперимент удался. Было опробовано обобщение и систематизация изученного материала с помощью компьютерного тестирования. Полученные результаты говорят о том, что эта методика органично вплетается в педагогический процесс и ее можно использовать при подготовке выпускников к ЕГЭ. Цель, преследуемая в ходе работы, достигнута, что подтверждается 100% сдачей выпускниками ЕГЭ.
Заключение
В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.




Заголовок 215