Статья Система подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе (из опыта работы)


Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе
Учитель русского языка и литературы
Доржинова Гульсара КамильевнаВведение единого государственного экзамена по  русскому языку в 11 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по русскому языку. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Содержание заданий изобилует материалом, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В первые две части включаются задания, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени.
Изменение системы контроля является необходимым условием повышения качества обучения.
Я предлагаю систему контроля, которая:
во-первых: позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов; во-вторых: повысит мотивацию учащихся к учению, в-третьих: поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.
В начале каждого  учебного года я провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. 
Для того, чтобы достичь хороших результатов, нужно:
включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным; 
итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене; 
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Данная система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволяет мне:
во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов;
во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе;
в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. 
В систему контроля уровня ЗУН предлагаю включить зачётный лист ученика (приложение №1). Зачётный лист составляю по каждой теме. Перечисляю все проверочные работы, которые планирую провести, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляю отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляю возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.Проверочные работы я составляю в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне. После каждой работы зачётный лист даю на подпись родителям, в котором указываю дату дополнительных занятий. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля я ввожу уже в 5 классе.
Общую информацию о знаниях учащихся я получаю из таблицы «Мониторинга знаний» (приложение №2), которая помогает выявить пробелы и работать над ними.
Данная система подготовки помогает добиться хороших результатов как при выполнении диагностических контрольных работ, так и при сдаче экзаменов.
Приложение № 1
ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА учащегося по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языкуученика (цы) класса 2016/17 уч. г. 
1. Выполнение диагностических работ
Номер диагностической работы Номер задания Баллы Оценка Подпись
родителей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1                          
2                          
3                          
Оценка № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
"5"            
"4"            
"3"            
"2"            
 
2. Выполнение индивидуальных домашних работ
Баллы № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
11            
10            
9            
8            
7            
6            
5            
4            
3            
2            
1            
0            
3.. Посещение индивидуальных дополнительных занятий
Дата Тема Отметка о посещении Подпись учителя Подпись родителей
         
         
4.. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
№ задания Тема Работа над ошибками
     
     
Мониторинговая карта Приложение №2
№ ФИ учащегося Провер.без.гл. Непров.без.гл. Черед.гл.