Методическая разработка над созданием декораций к сказке Снегурочка-5 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 363 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга









Методическая разработка



«Работа над созданием декораций к опере-сказке «Снегурочка» на уроках изобразительного искусства в 5 классе






Разработчик
Виноградова Людмила Николаевна,
Учитель изобразительного искусства ГБОУ гимназия № 363
Фрунзенского района



Санкт-Петербург,
2015-2016уч.г





Пояснительная записка

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе диктует новые подходы к организации учебного процесса. Большое значение следует уделять формированию у детей умения организовывать собственную деятельность, определять методы решения задач, осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Значительный акцент делается на использование современных педагогических технологий. Внедрение активных методов обучения способствует более полному и осмысленному усвоению учебного материала. Организация учеников в малые группы для выполнения задания позволяет воспитывать в них умение работать в команде.
Настоящая методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы с учащимися средней общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства по теме «Декорации к опере-сказке «Снегурочка».
Цель: представить систему работы с детьми по изготовлению макета декораций к опере-сказке «Снегурочка».
Представленные материалы могут быть использованы учителями изобразительного искусства, руководителями изостудий, организаторами воспитательной деятельности и другими специалистами для проведения занятий с детьми 5 классов.





















В гимназии № 363 Фрунзенского района уроки по предмету «Изобразительное искусство» ведутся по программе Т.Я.Шпикаловой с одноименным названием. Тема «Декорации к опере-сказке «Снегурочка» в соответствии с этой программой занимает два учебных часа. Однако, мы считаем, что для более успешного и глубокого усвоения этой темы можно объединить ее в один блок с другими рекомендованными автором темами.

На первых уроках (Заречная слободка «Берендеевка») большое внимание уделяется изучению разнообразия архитектурного решения зданий
Цель урока - выполнить эскизы деревянных построек различного назначения и разных типов конструкций, выделив их характерные особенности
В оформлении класса используются макет деревянного дома, репродукции и фотографии с изображением фасадов и интерьеров крестьянских домов, репродукции эскизов В.М.Васнецова к опере-сказке «Снегурочка». Рассказ учителя сопровождается демонстрацией компьютерной презентации, включающей авторские фотографии. В урок включается устное сообщение 2 -3 учеников об особенностях деревенской избы.
В ходе урока используются элементы современных образовательных технологий: педагогика сотрудничества с использованием электронных ресурсов. Обучение в сотрудничестве рассматривается в моровой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Он отражает личностно-ориентированный подход.
Основными принципами данной технологии являются следующие:
«награду» команда получает одну на всех
индивидуальная ответственность лежит на каждом члене команды
все члены команды имеют равные возможности
Детям предлагается нарисовать один из предложенных вариантов зданий. Работы учеников используются в представленном блоке на заключительном уроке как элементы декорации.

На следующих уроках дети знакомятся с особенностями бата русской деревни. Планировка помещения, расположение и устройство русской печи, оформление красного угла и другие особенности оформления интерьера дети изображают и виде объемной композиции.
Цель урока - выполнить эскизы внутреннего оформления деревенской избы, используя личный опыт и знания, полученные в ходе объяснения
В ходе объяснения используются иллюстрации из детских книг, авторские фотографии, выполненные в этнографических музеях в разных городах средней полосы России. На уроке используются рассказы учеников, в которых они делятся своими впечатлениями от посещения музейных экспозиций или от пребывания в деревенской избе. Обращение к личному опыту повышает мотивацию детей на занятии и способствует воспитанию в них интереса к национальной культуре.
В организации урока также используется технология обучение в сотрудничестве. Выполненные ребятами макеты также станут элементами декорации на заключительном уроке.

Затем дети рисуют народный костюм. На уроке они узнают о характерных особенностях элементов народного костюма, деталях его оформления. Новыми для учеников обычно бывают сведения о том. Что разные сословья одевались по-разному, и костюм позволял определить принадлежность человека к определенной социальной группе.
Цель урока - выполнить эскизы костюмов героев сказки «Снегурочка», используя знания, полученные в ходе объяснения.
В оформлении класса используются плакаты с изображением женских и мужских народных костюмов, элементы оформления костюмов: пояса, вышивки, кружева и т.д. в качестве раздаточного материала используются фотографии с изображением народных костюмов. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией эскизов костюмов В.М.Васнецова к опере-сказке «Снегурочка».
Это задание продолжает готовить детей к изображению героев сказки на последнем уроке

Блок завершается уроком «Декорации к опере-сказке «Снегурочка».
Цель урока: раскрыть синтез искусств на примере художественно-творческого объединения мастеров при создании оперы-сказки «Снегурочка».
На уроке используются наглядные материалы:
- репродукции эскизов В.М.Васнецова к опере-сказке «Снегурочка»
- зимние, весенние и летние пейзажи (репродукции и фотографии)
- изображения фасадов и интерьеров крестьянских домов
- макеты театральных декораций
- театральные атрибуты

В качестве музыкального сопровождения для подержания эмоционального настроя используются записи фрагментов из оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Ученикам предлагается:
Рассмотреть и проанализировать макеты театральных декораций. Обратить внимание учащихся на изображения пространства на плоскости и пространственных построений рисунка.
Рекомендации: показать в рисунке сцену, заднюю и боковые вертикальные плоскости, на которых помещены элементы декораций.
Рассмотреть зимние, репродукции и фотографии, на которых изображены весенние и летние пейзажи, изображения фасадов и интерьеров крестьянских домов.
Рекомендации: в ходе работы учитывать принципы построения пейзажа и интерьера палат во дворце Берендея. Создавая декорации, не надо увлекаться мелкими деталями, т.к. зрители видят их издали.
На уроке используется метод проектов, как один из элементов современных образовательных технологий. Этот метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
В соответствии с типологией, в представленном уроке используется творческий проект. Его характерные черты наличие договоренности участников, тщательно продуманное представление результата.

Учитель в ходе самостоятельной работы учащихся в процессе всех уроков представленного блока выполняет роль модератора, тьютора, консультанта. Учитель должен:
Помочь учащимся найти наиболее выразительное построение плоскости пола, задней и боковых плоскостей.
Дать советы по цветовому решению композиции.
Помочь отразить содержание выбранного эпизода, его сказочную атмосферу.
Рекомендовать учащимся применять известные и композиционные средства: выделение сюжетно-композиционного центра, передачу форм, пропорций, пространства.

При подведении итогов важно сформулировать критерии оценки детских работ. Основными критериями должны быть:
Оправданное сюжетом положение листа (вертикальное, горизонтальное)
Грамотная композиционная разработка сюжета
Соразмерность рисунка
Ясность, понятность для зрителя, выразительность
Законченность работы


Таким образом, на основе проведенной работы мы можем сделать вывод о том, что системный подход к изучению темы дает возможность комплексного оценивания и проживания материала и помогает получить высокие результаты. Применение современных образовательных технологий делает процесс обучения интересным, продуктивным и результативным.






15