Методическое сообщение: Работа над созданием музыкальных образов при обучении игре на фортепиано


Методическое сообщение на тему:
«Работа над созданием музыкальных образов при обучении игре на фортепиано»
Подготовила педагог дополнительного образования
Шатурная Светлана Ивановна
Серпуховской муниципальный район Московской области
МОУ ДО «Центр внешкольной работы»
Эстетический отдел посёлок Оболенск
2016 год
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями воображения» - говорил Ушинский К.Д., призывая в обучении опираться на эти особенности детского мышления. Воображение – важная часть всякого творчества!»
Работа над созданием музыкального образа – одно из самых кропотливых и сложных моментов в работе над произведением. Это связано со многими факторами: эмоциональным восприятием, комплексом музыкальных способностей (вдохновение, внимание, творческая воля, интеллектуальная культура, умением слушать, фантазировать, владеть музыкальным инструментом). Выразительное художественное исполнение требует прочного владения музыкально - техническими навыками.
Уделять внимание фортепианной подготовке ребёнка нужно с первых занятий. Большое значение имеет раздел упражнений и песенок, в который включаются фортепианные, вокальные, слуховые, музыкально - ритмические упражнения (сб. И. Корольковой «Крохе-музыканту»). Здесь прорабатываются новые навыки, необходимые в исполнении задуманного произведения.
Каждый начинающий музыкант проходит определённые стадии. На первом этапе это песенки, охотно исполняемые со словами, так как их мышление полностью подчинено словесному образу. Затем переход к конкретным более обобщённым музыкальным образам – танец, песня, марш. Позже, после изучения достаточно доступных по содержанию пьес осуществляется переход к крупной форме.
Связь образного мышления с навыками выразительного исполнения – наиболее ценный подход в педагогическом процессе, целью которого становится развитие творческого, активного отношения учащегося к прочтению, изучению нотного текста, к воплощению образа в звучании. Вся работа приобретает живой, творческий характер. Этот процесс увлекает и позволяет резко улучшить качество приобретаемых навыков. А на более высоком уровне, умение воплотить образ в звучании инструмента, совершенствовать исполнительскую фантазию, индивидуальное мышление, что должно стать основой для формирования его интерпретаторского мастерства.
Состояние эмоциональной сферы ребенка, обучающегося игре на фортепиано – одна из важнейших задач не только для овладения фортепианной техникой, но и способствует созданию художественного образа произведения. Обучение игре на фортепиано включают в себя и вокал. Играя песенки, мы поём их вслух или про себя. Эмоции радости – это средство активизации резонансных механизмов пения, а также дикции, дыхания, внимания. Таким образом, «перед педагогом встает задача психологической переориентации ученика от пассивно-равнодушного к активно-оптимистическому состоянию его души и тела: при радости, недаром говорится, и «душа поет».
Непременным условием для успешности работы с детьми является такой репертуар, который вызывает у них интерес. Это те пьесы и песни, в которых отражается окружающая их жизнь, их повседневные проблемы. По своему эмоциональному содержанию детям младшего возраста больше нравятся песни и мелодии весёлые и шуточные, в сочетании с элементами движений, отражающие идеи добра, любви и сострадания к людям, природе и всему живому. А также те мелодии, которые обучающиеся могут сами сыграть на фортепиано и спеть для друзей, родителей, знакомых. Старшеклассников больше интересуют в музыке образы героической тематики, сложный внутренний мир человека, любви, а также им близка сатира. Учителю не стоит постоянно идти «на поводу» у вкусов учащихся и необходимо параллельно вводить в репертуар более ценное в художественном отношении произведения.
Очень любят обучающиеся работать с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, где включены яркие иллюстрации Веры Павловой и стихи Виктора Лунина на каждое музыкальное произведение. А также переложение Л. Жульевой на стихи Л.Дацюк в четыре руки этого же сборника.
В репертуар обязательно включается классическая музыка, которая должна занять прочное первое место. Работа над классическим произведением требует от преподавателя серьёзной дополнительной работы.
Этапы работы:
Показ произведения: выразительное исполнение самим преподавателем либо прослушивание записи.
После прослушивания беседа о характере произведения, наиболее яркие выразительные средства, которыми пользуется композитор для создания музыкального образа. Например: Какой характер музыки?
О чём? Есть ли повторения? Придумай своё название!
Рассказ об интересных фактах в творчестве композитора. Композитор А.Бородин был одновременно и известным учёным-химиком, В.Моцарт, в три года уже сочинил свои первые произведения, Л.Бетховен пережил большую трагедию: композитор потерял слух, однако любовь к музыке вселяла в него силы, благодаря которым он продолжал сочинять свои гениальные произведения и т.д.
А также узнать в какое время, под воздействием каких событий было написано это музыкальное произведение.
Для усиления познавательного эффекта и для активизации музыкальной деятельности можно использовать различные наглядные средства: плакаты, пособия, рисунки, фотографии, карточки. Ещё один вариант работы - инсценирование, оформление песни шумовыми музыкальными инструментами, которые будут подчёркивать выразительность музыкального образа. Например, к песне «Почему медведь зимой спит» музыка Л.Книппера, слова А.Коваленкова ребёнок сам подбирает шумовые инструменты, соответствующие сюжету и персонажам песни. ( В первом куплете медведь идёт домой, можно добавить маракасы, в моменты, когда медведь наступил лисе на хвост и залез на сосну - металлофон, стук дятла - ложки и т.д.) Или на фортепиано используются все регистры (нижний, средний, высокий), соответствующие образу героям песни.
Зрительные, живописные ассоциации может породить в человеке музыка. Характер музыки, её настроение, её эмоционально-смысловое содержание могут рождать в нас свои ассоциации, мысли, воспоминания, иногда зрительные образы. При этом восприятии музыка не отрывается от реальной жизни, главное, что стремится передать композитор - это состояние человеческой души.
Для того чтобы активизировать творческую деятельность детей, их ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик.
Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении обучающихся. Многие педагоги используют в своей практике именно этот метод обучения пению и музыке. Они подбираются соответственно возрасту детей. В процессе музыкального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких музыкальных ощущений он желает добиться от ребенка, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто». Пример: «Как будто вы шагаете на параде», «Как будто вдыхаете аромат цветов», «Как будто вы играете на большой сцене для слушателя в дальнем ряду», «Как будто вы аккомпанируете на концерте для детей, которые исполняют танец » и т.д.
В основе «волшебного» метода «как будто» лежит психофизиологический закон идеомоторного акта. Человек, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, танец, марш - непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и ощущение музыканта...».
Во время разучивания музыкального произведения происходит разнообразная, творческая, многоплановая работа, связанная и с освоением нотного текста, и с развитием различных (общих, вокальных, музыкальных) способностей детей, эмоциональной сферы маленьких музыкантов, их артистических качеств. Происходит работа над преодолением задач целостного художественного исполнения, создания определённого образа.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!» В.А.Сухомлинский.
Список литературы:
Жданова Т. Д. Организация учебного процесса в детском хоре – Москва: Издательство МХШ радость, 2011год.
Абдуллин Э. Б, Бейдер Т. А, Вендрова Т. Е. Музыка в начальных классах - Москва: Издательство Просвещение, 1985год.
Дмитриева Д. Г, Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе – Москва: Издательство Просвещение, 1989год.
Стулова Г. П. Хоровое пение Методика работы с детским хором – Москва: Издательство Планета музыки, 2014год.
Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.1946год.
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7. Составитель Руденко В. 1986год.
А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Российское Музыкальное Издательство, Москва 1996год.