Практикум по комментированию проблемы художественного текста, определению авторской позиции и выражению согласия с ней (по тексту Ф. Кривина Волк на ёлке)


Подготовка к сочинению-рассуждению ЕГЭ
Практикум по комментированию проблемы художественного текста,
определению авторской позиции и выражению согласия с ней
Прочитайте текст Ф. Кривина и выполните задания.Волк на ёлке
(1) В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2) Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.
(3) Да, ему никогда не везло. (4) Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. (5) Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
(6) Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7) У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало. (8) Да, в волчьем мире зайцы решают всё.
(9) Ёлки, ёлки. (10) «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11) Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»
(12) И вдруг. (13) Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14) Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
(16) «Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. (17) — Дай-ка и я погляжу». (18) И он поднял глаза на ёлку.
(19) Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20) Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
(21) — Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.
(22) Бывает же на свете такое чудо! (23) Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (24) И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.
(25) Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.
(26) И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…
(Ф. Кривин)*
* Кривин Феликс Давидович (1928-2016) – русский писатель, поэт, прозаик, автор интеллектуальных юмористических произведений, сценарист.
Укажите проблематику текста (можно использовать каскад проблемных вопросов или ряд назывных предложений).
Сформулируйте проблему исходного текста. Как эта проблема связана с современностью? Утратила ли она свою актуальность? Традиционна данная проблема или нова?
Как характеризует автора выбор данной проблемы?
Укажите жанр данного произведения? Назовите приём, который лежит в основе данного произведения.
На каком материале автор раскрывает проблему? Каковы основные события произведения? На какие факты, примеры, детали опирается автор, размышляя над проблемой?
Охарактеризуйте главного персонажа произведения. Каким изображён Волк?
Какова традиция изображения волка в сказках? В чём данную традицию нарушает автор?
Как автор раскрывает характер главного героя? Как речевая характеристика помогает понять его характер?
Трансформируйте исходный текст, «перескажите» его на современный лад. Попытайтесь аллегорический смысл произведения представить реальным, современным текстом, не в сказочной интерпретации.
В каком предложении заключён главный смысл текста? Чьи это слова – автора или героя?
Чему научил текст? О чём заставил задуматься?
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.
Как вы относитесь к поднятой автором проблеме? Как вы её понимаете?
Как представленные ниже высказывания соотносятся с позицией автора и поднятой им проблемой?
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
«.Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши» (Ф. Ницше)
«Красота есть гармония; в ней залог успокоения» (Ф. М. Достоевский)
«Тот, кто чувствует красоту, часто забывает о времени» (Дж. Голсуорси)
В чём заключена красота человеческая?
Как на этот вопрос отвечает в своих стихотворениях Н. Заболоцкий? (см. приложение)
Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
     И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
     И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
     И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
     И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
     Где на первой странице растения виден чертеж.
     И черна и мертва, протянулась от книги к природе
     То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.
     И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
     И как будто пытался чужую премудрость понять.
     Трепетало в листах непривычное мысли движенье,
     То усилие воли, которое не передать.
     И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
     И запела печальная тварь славословье уму,
     И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось     Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
      1936
Некрасивая девочка
     Среди других играющих детей
     Она напоминает лягушонка.
     Заправлена в трусы худая рубашонка,
     Колечки рыжеватые кудрей
     Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
     Черты лица остры и некрасивы.
     Двум мальчуганам, сверстникам ее,
     Отцы купили по велосипеду.
     Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
     Гоняют по двору, забывши про нее,
     Она ж за ними бегает по следу.
     Чужая радость так же, как своя,
     Томит ее и вон из сердца рвется,
     И девочка ликует и смеется,
     Охваченная счастьем бытия.
     Ни тени зависти, ни умысла худого
     Еще не знает это существо.
     Ей все на свете так безмерно ново,
     Так живо все, что для иных мертво!
     И не хочу я думать, наблюдая,
     Что будет день, когда она, рыдая,
     Увидит с ужасом, что посреди подруг
     Она всего лишь бедная дурнушка!
     Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
     Сломать его едва ли можно вдруг!
     Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
     Который в глубине ее горит,
     Всю боль свою один переболит
     И перетопит самый тяжкий камень!
     И пусть черты ее нехороши
     И нечем ей прельстить воображенье,-
     Младенческая грация души
     Уже сквозит в любом ее движенье.
     А если это так, то что есть красота
     И почему ее обожествляют люди?
     Сосуд она, в котором пустота,
     Или огонь, мерцающий в сосуде?
      1955
О красоте человеческих лиц
     Есть лица, подобные пышным порталам,
     Где всюду великое чудится в малом.
     Есть лица - подобия жалких лачуг,
     Где варится печень и мокнет сычуг.
     Иные холодные, мертвые лица
     Закрыты решетками, словно темница.
     Другие - как башни, в которых давно
     Никто не живет и не смотрит в окно.
     Но малую хижинку знал я когда-то,
     Была неказиста она, небогата,
     Зато из окошка ее на меня
     Струилось дыханье весеннего дня.
     Поистине мир и велик и чудесен!
     Есть лица - подобья ликующих песен.
     Из этих, как солнце, сияющих нот
     Составлена песня небесных высот.  
1955
Выполните ряд заданий в структуре ЕГЭ по тексту Ф. Кривина:
1. В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?1) 7 2) 8 3) 23 4) 26
2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) Предложения 4-5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.2) В предложении 12-18 содержатся элементы повествования.3) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.4) Предложение 26 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 22-25.
3. Какое из перечисленных слов не имеет разговорной окраски? 1) невесть 2) рядышком 3) выхватывать 4) дай-ка
4. Из предложений 16-26 выпишите все относительные прилагательные.
5. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.
6. Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входят три односоставных предложения. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 1-10 найдите предложение, осложнённое двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 16-26 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 16-26 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
10. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе произведения Ф. Кривина. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Ф. Кривин, известный современный сказочник, в аллегорической форме затронул одну из вечных тем — красота и её воздействие на человека. Текст сказки максимально приближен к естественной живой речи, и эта иллюзия создаётся следующими средствами выразительности: _______ («дай-ка», «невесть», «рядышком»), в тексте частотны _______ (предложения 5, 6, 7, 17), _______ («стоят на задних лапах», «ёлки-палки», «выхватывали из-под носа», «замер с открытым ртом»), _______ («много — мало»)».
Список терминов:
метонимия
разговорные конструкции
ряды однородных членов
разговорная лексика
фразеологизмы
парцелляция
ирония
антонимы
парафраза
Составитель: Степанова Н.Л.