Урок по русскому языку Красота в крупинке (подготовка к сочинению-рассуждению по произведениям В.Крупина Сбрось мешок и Ф.Кривина Волк на елке) 11 класс


Психолого-педагогический проект урока
Тема: « Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по произведениям В.Крупина «Сбрось мешок» и «Ф.Кривина «Волк на елке»)

Программа: Н.Г. Гольцова. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы (Базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык.10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Класс: 11
Тема урока: «Красота в крупинке» (подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля).

Цели урока:
Обучающие:
- усвоение технологии написания сочинения-рассуждения;
- систематизация основных теоретических сведений о сочинении-рассуждении;
- через работу со словарями исследование культурных знаков русской литературы;
-формирование навыков работы со словарями разных видов;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- работа над нормами русского литературного языка.
Развивающие:
- нравственное и психологическое развитие личности учащихся через анализ авторского текста;
- расширение читательского кругозора через анализ авторских текстов и подбор аргументов из произведений;
- ориентироваться в информационном и культурном пространстве;
- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Воспитательные:
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание социально значимых черт личности учащихся: толерантности, умения работать в группе;
- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре.
- пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, учить опираться на опыт старших поколений.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности.



Методические приемы:
- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
- написание лирической миниатюры и сочинения-рассуждения по тексту
В. Крупина «Сбрось мешок»;
- составление кластера со словом «Красота».
Методы обучения:
- эвристический метод (аналитическая беседа, фронтальный опрос);
- исследовательский метод (кластер, подбор синонимов, антонимов, пословиц и поговорок).
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация к уроку (иллюстративный материал: фотографии Ф. Кривина, В. Крупина; картина Н.Н. Дубовского «Радуга», структура сочинения-рассуждения), компьютер, мультимедиа - проектор, интерактивная доска, тексты сказки Ф. Кривина «Волк на елке», миниатюры В. Крупина «Сбрось мешок», раздаточный материал (памятка «Пишем сочинение-рассуждение»), словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь крылатых выражений.
Планируемый результат: подготовка к написанию (черновой вариант сочинения-рассуждения), подбор литературных аргументов, формирование навыков и умений работать со словарями.
Хронометраж 2 уроков
(урок рассчитан на 90 минут)

Этап урока
Время

1.Организационный момент.
1 мин.

2. Проверка домашнего задания.
6 мин.

2. Сообщение цели урока.
1 мин.

3. Работа по анализу текста Ф. Кривина «Волк на елке».
10 мин.

4. Работа по развитию речи: миниатюра, пословицы, кластер, синонимы, антонимы.
15 мин.

5. «Мозговой штурм».
10 мин.

6. Работа по анализу текста В. Крупина «Сбрось мешок».
10 мин.

7. Работа с афоризмами о красоте
5 мин.

8. Практическая работа. Сочинение по тексту В. Крупина
40 мин.

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.
1 мин.

10. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
1 мин.






Ход урока

Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Сочинения по теме «Проблема сохранения русского языка».
3. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы напишем (черновик) сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля и начнем работу по составлению страницы лингвокультурологического словаря, а закончите работу дома.
4. Чтение текста Ф. Кривина «Волк на елке». Работа по анализу текста.
Вопросы:
1. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.
2. Какие образы показаны в сказке?
3. Традиционное ли изображение Волка в тексте?
4. Какова тема и идея текста?
5. Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? Аргументируйте свой ответ (Текст о воздействии красоты на человека)
6. Как вы определили, что текст о роли красоты, ведь в тексте не употребляется это слово?
7. Какие лексические и синтаксические средства помогают передать авторскую позицию?
8. Какова роль красоты в данном тексте?
Вы совершенно точно сформулировали тему урока, я образно назвала его «Красота в крупинке». Объясните смысл образного названия.
5. Творческая работа по развитию речи в группах:
- Написание лирической миниатюры «Что такое красота?»;
- Какие ассоциации возникают со словом «Красота»? Составить кластер.
- Подберите однокоренные слова, синонимы, антонимы разной стилевой окраски.
- Подберите пословицы и поговорки со словом «Красота».
6. «Мозговой штурм».
Согласны ли вы со словами Сократа: «Красота – это королева, которая правит очень недолго».
7.Обращение к лирической миниатюре В. Крупина «Сбрось мешок».
Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!" Миниатюра - это маленькое произведение. Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.
Беседа по содержанию текста:
- От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
- Что можно сказать о речи героини? - Слова какого стиля часто встречаются в тексте? Приведите примеры разговорных, просторечных слов.
- А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью?
- Что заставило девушку сбросить мешок?
- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ?
- Как называется этот художественный прием?
- А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление?
- Как подействовала красота на девочку?
- Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка)

8. Работа с афоризмами русских писателей, публицистов, педагогов о красоте.
- Какие высказывания лучше отражают тему урока?
- Какие из них можно использовать в качестве эпиграфа к уроку?
- «Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоём сердце расцветёт благородство». (В.А. Сухомлинский)
- «Не всякая правда - красота, но всякая красота – правда». (К. С. Станиславский)
- «Легкой поступью приходит к нам красота. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим собственным законам». (И. Ильин)
- «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». (М. Глинка)
- «Родник поэзии есть красота». ( Н. Гоголь)
- «Красота спасет мир» ( Ф. М. Достоевский)
- «Мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик». (И. Ильин)
9. Повторение структуры сочинения-рассуждения и написание работы (черновик).
1. Пишем вступление (зачин) сочинения.
-Давайте вспомним формы зачинов (вступлений).
Формы зачинов:
- Лирическое размышление
- Рассуждение о заглавии
- Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
- Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста
- Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста
- Описательное утверждение.
Грамматические средства оформления зачинов:
- Назывное предложение или ряд назывных предложений;
- Риторический вопрос;
- Цепочка вопросительных предложений;
- Вопросно-ответное единство. Цитата
2. Формулируем проблему.
- Какой вопрос можно задать к прочитанному тексту?
- Перечитаем первый, пятый и шестой абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему.
Рассуждение в художественном стиле.
3.Переходим к комментарию.
- Перечитаем центральные абзацы текста, проследим за ходом мыслей автора. Попробуем понять: как приходит автор к поставленному вопросу, что наводит его на размышления?
- Подчеркнём ключевые слова и фразы.
4. Формулируем позицию автора.
- Перечитайте поставленный вопрос.
- Найдите ответ на него в тексте.
- Запишите позицию автора.
5. Выражаем своё отношение к проблеме.
- Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на поставленный вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.
6. Приводим аргументы.
- Попытаемся доказать, что от умения замечать красоту мира и душа красивей становится.
- Находим примеры, подтверждающие это.
-Необходимо привести 2 аргумента. В качестве аргумента можно использовать пословицы, афоризмы о красоте.
7. Работаем над заключением.
- Перечитываем всё, что у нас получилось.
- Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

10. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
11. Подведение итогов урока. Выставление оценок.






15