Контрольная работа по теме: Раскрыть принцип ФГОС ДО: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 24
Контрольная работапо теме:
Раскрыть принцип ФГОС ДО: построение образовательной деятельности наоснове индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования (далее - индивидуализации дошкольного образования).

Выполнила: Бычкова О.В.
Мир вокруг нас меняется. Меняются дети. Основной задачей ихразвития на сегодняшний день становится индивидуальный подход к каждому ребенку. Задачей в образовательной деятельности состоит не в ускоренном развитии ребенка, а создание условий для более полного раскрытия его индивидуальных способностей. Но для определения направления развития, ребенок сам должен выбрать содержание своего образования и стать непосредственно субъектом, а не как раньше объектом. На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, что позволяет открытию ребенка как всестороннего личностного развития. Развивает инициативу и творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми.
Программа ФГОС разработана на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе, которых заложен принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных собенностей каждого ребенка.
Определение принцип – это основополагающее правило, основа чего-либо. Если рассматривать принцип как внутренне установленное для себя правило, которое может основываться на внутреннем «Я». Принцип закладывается в человеке настолько прочно, что изменить его в течении жизни практически не возможно. В результате это можно характеризовать как положительные так и отрицательные качества. Возможно даже благодаря принципам, человек и становится личностью.
Если рассматривать понятие индивидуум, то в переводе с латинского как неделимость. Неделимость может рассматриваться либо как физическая — таковы атомы Демокрита, либо как логическая — таковы общие понятия, либо, наконец, как онтологическая — таковы чувственные и сверхчувственные субстанции, разделение которых тождественно их уничтожению как индивидуумов. Таковы живые существа — растения, животные, люди.
Индивидуализация - это "выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. П.Ф.Лесгафт, рассматривая педагогический контекст этого процесса, утверждает, что "все развитие состоит в вытачивании из первоначальных намеченных общих человеческих форм индивидуальных форм и индивидуального образа, который постепенно резче очерчивается и получает все более резкое выражение, причем отбрасываются изменчивые телесные потребности и заменяются стойкими идейными"
Так, Б.Г.Ананьев в характеристике человека как индивида выделяет два класса первичных индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические. Их взаимодействие определяет такие вторичные, или производные, эффекты основных параметров индивида, как динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей.
По мнению ученых, высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках - с другой.
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенностив том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней, а актуальной на сегодняшней день информацией. Это вызывает необходимость развития всех человеческих принципов, безотносительно к которым заранее установленному идеалу и определяет необходимость применения.
Таким образом, индивидуализацию можно понимать как деятельность взрослого (воспитателя) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного и своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел на собственном опыте.
Вместе с тем в постоянно изменяющемся мире каждому человеку важно оставаться самим собой. Самосохранение, самоопределение, самоосуществление позволяют ощущать устойчивость «своего мира» и себя в нем, преодолевать и использовать его вызовы, а не просто «адоптироваться» к новым условиям.
Образование как построение «образа мира» имеет глубоко личный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинает с момента рождения человека. Дошкольный возраст и дошкольное детство является периодомнаиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации образования.
В период дошкольного детства изменения образовательных потребностей определяется постоянно развивающимися потребностями ребенка. Сделал первые шаги – появилась возможность самостоятельно добраться до предмета, практическими действиями узнать его свойства и качество, попробовать и найти способы его использования. Научился держать карандаш – начались попытки оставить «след» в виде первых каракуль, а поддержка взрослых должна побуждать желание учиться изображению предметов.
Горизонты образовательных возможностей постоянно расширяются, появляются новые источники и способы получения знаний, растет объеминформации, что вызывает необходимость выбора-отбора, осмысления, движения вперед. Так что современный человек в своей степени ассоциирует себя не с событиями в прошлом, а с изменениями в настоящем и рисками в будущем. Для самоосуществления себя, своего «проекта настоящего и будущего» важны такие качества личности, как конструктивизм, уверенность в своих возможностях (а для дошкольников даже некоторая доля самоуверенности, основана на завышенной самооценке), целеустремленность и целенаправленность, рефлективность, ответственность за себя, близких, за то, что происходит вокруг.
Так как  человек- существо общественное в принципе, а ребенок общественен  «по определению» (взаимодействие с другими, прежде всего с близкими взрослыми, позволяет ему выживать и развиваться), то для его самоосуществления и, значит, развитие важно, например, умение налаживать и поддерживать разноуровневые и разнонаправленные социальные контакты, планировать и осуществлять деятельность в кооперации с другими.
Процесс построения образовательной деятельности должна складываться как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи). Таким образом педагог переводя ребенка из объекта в субъект должен учитывать ряд определенных факторови обладать определенной базой знаний современного этапа.
Следует учитывать, что степень индивидуализации образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем ипотребностям на данном этапе современного человека. Процесс индивидуализации в образовании возникает тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно – временной континуум процесса индивидуализации охватывает накопленный потенциал в развитии образования и его стабильному функционированию.
Индивидуализация является проблемой, превращающей образование в дискретное, не сводимое к единым потребностям пространство, или же индивидуализацию следует рассматривать как ценностное состояние образования, дополнительный стимул для развития отдельной личности и общественного прогресса в целом.
Следовательно, принцип образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится активным в выборе и содержании своего образовательного процесса индивидуализация решает определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным эволюционном процессом и развитием как динамичном и революционном процессом.
Таким образом, принцип индивидуализации дошкольного образования становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью
образовательной системы в целом, как это определяет закон «Об образовании»
Список литературы:
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М.: 1986
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А.Ефрона. Т. XIII. С-Пб.: 1894. С.66.
Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: 1991. С.156. Ананьев. Б.Г. О проблемах современного человекознания. С-Пб.: 2001. С.146. Кумарина, Г.Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения. Автореферат дисс... д. пед. наук. М.: 1991. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: 2005. С.162. Еремеева, В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: 1998. С.33. Акинщикова, Г.И.. К вопросу о психофизиологической проблеме /Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1982.С. 4. Казначеев, В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск, 1986. Лепихова, Л.А., Цыгульская Т.Ф. О связи индивидуально-типологических различий со спецификой деятельности //Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1982. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики /Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых /Пер. с англ. /Под ред. Е.Д.Слободской. Новосибирск, 1994. С. 131-144.