Конспект НОД по образовательной области социально-коммуникативное развитие Мы пассажиры для детей 4-5лет


Структура методической разработки организованной деятельности (конспект занятия)
ФИО педагога(педагогов) Бочкарева Светлана Анатольевна,
Васина Юлия ИрековнаДолжность Воспитатели
Место работы МБДОУ «Детский сад №16»
Возрастная группа Средняя группа
Образовательная область Социально –коммуникативное развитие
Тип занятия Тематическое
Тема занятия Мы пассажиры
Используемая образовательная программа Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под.ред ВераксыЦель Развитие социально-коммуникативных навыков правильного поведения в общественном транспорте.
Программные задачи 1. Обучающие задачи:
- учить детей правильно вести себя на автобусной остановке и в общественном транспорте;
- закреплять знания о правилах дорожного движения.
2. Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность, наблюдательность, внимание;
- формировать у детей навыки правильного поведения при посадке и высадки из автобуса.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитывать ответственность за свое поведение в общественном транспорте;
- воспитывать потребность оказывать помощь и доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа Рассматривание иллюстраций о видах транспорта, пассажиров в транспорте
Дидактическое обеспечение занятия
(наглядность, раздаточный материал) Компьютерная презентация с видео-файлами, икт-игра, карточка-задание на каждого ребенка
Структура занятия Вводная часть: сюрпризный момент, психологический настрой 3 мин;
Основная часть: икт –игра « Найди и назови общественный транспорт», игровая ситуация «Едем в автобусе», задание на карточках «Найди нарушителя» -14 мин;
Заключительная часть: игра с мячом, анализ и итог занятия- 3 мин
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие
Словарная работа Пассажир, автобусная остановка, общественный (пассажирский)транспорт, правила поведения для пассажиров
Этапы работы:
Вводная часть Воспитатель вносит «Летбук». В котором, размещены: дорожные знаки. Светофор, виды транспорта, дорожные ситуации.
В.-Ребята, давайте посмотрим, что находиться в нашем «Летбуке» (ответы детей)
- Правильно, это наши помощники. Они нам помогают изучать правила дорожного движения!
Основная часть (Появляется на экране видео-письмо. На видео Маша и Ваня спорят между собой)В.- Посмотрите, да это же наши друзья-Ваня и Маша! Почему они спорят?
В.- Что случилось? Почему вы спорите?
Ваня и Маша- Ребята, мы собрались в гости к бабушке и не знаем на каком транспорте поехать! Помогите, нам, пожалуйста!
В.- Ребята. Поможем нашим друзьям? Посмотрите на экран. Что вы там видите? (дети называют): (на слайде: Автобус, такси, легковой автомобиль, грузовой автомобиль. скорая помощь, полицейская машина)
- Как можно все эти машины назвать одним словом? (транспорт)
- Посмотрите внимательно и скажите, какой из этих транспортов может возить людей?
Икт –игра « Найди и назови общественный транспорт» (дети находят и называют)
В.-А может кто-нибудь из вас знает, как одним словом называется транспорт, который перевозит людей?
Дети- общественный транспорт, пассажирский.(если дети затрудняются дать ответ, воспитатель помогает)
В.-Правильно, общественный транспорт предназначен для перевозки людей. Как вы думаете, на каком транспорте поедут наши друзья Таня и Ваня к бабушке?
Дети- на автобусе
В.-А кто знает, как называют людей , которые едут в общественном транспорте? (пассажирами). -Давайте повторим это слово ( все и индивидуально)воспитатель задает индивидуальные вопросы: н-мер :-Рома, когда ты едешь в транспорте , ты кем являешься? и т.д- Поскольку Таня и Ваня будут сидеть в автобусе, то кто они будут? (пассажиры).
В. – Автобус едет по дороге и иногда останавливается.
-Ребята кто знает, как называется место , где пассажиры ждут автобус? (ответ)
-Как вы ведете себя на остановке? (ответ)
В.- обобщение -Автобусная остановка- важное место на дороге и она обозначена знаком «Место остановки автобуса (На слайде дорожный знак-«Автобусная остановка»). На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от дороги. Остановка – не место для игр и беготни! Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно – без суеты и толкотни! Подходи к двери только после полной остановки автобуса!
Игровая ситуация «Едем в автобусе»
( моделируется автобусная остановка и автобус) . В игровой ситуации воспитатель предлагает детям подойти к автобусной остановке, показать как вести себя на ней и посадка в автобус )
(После показа необходимо обсуждение обеих ситуаций – что было правильно, а что неправильно)
В.-Но прежде чем Таня и Ваня отправятся в гости к бабушке, давайте расскажем нашим друзьям о правилах поведения в общественном транспорте.
- Таня и Ваня послушайте дельный совет:
«В транспорт зашли – покупайте билет.
В транспорт вы зашли , друзья,
но в дверях стоять нельзя,
там вы будете мешать, всем проблемы создавать .Транспорт береги мой друг, не царапай всё вокруг,
береги его салон , пусть прослужит долго он.»
В.- Все пассажиры должны соблюдать правила поведения в общественном транспорте
1 правило: «В автобусе нельзя кричать». Как вы думаете почему? (ответы)
- обобщение -правильно, в автобусе едет много людей, кто-то может себя плохо чувствовать, и мы своим криком можем мешать.
2 правило: «Держись крепко за поручень, чтобы не упасть.» Почему? (ответы)
-обобщение-правильно, если водитель повернет на повороте или резко затормозит, пассажир который не держался может упасть и ударится.
3 правило: «Не входи в транспорт и не выходи из него, когда закрываются двери». Как вы думаете, почему? (ответы)
-обобщение-правильно, потому что двери могут придавить .4 правило. «Культурно вести себя и не мешать других пассажирам». А как мы можем помешать другим пассажирам? (ответы)
-обобщение -правильно, нельзя толкаться, топать, кушать еду, потому что можем испачкать или наступить на ногу
5 правило. «Уступать места старшим». Почему?(ответы)
-обобщение- правильно, должны уступать место бабушкам и дедушкам.
В. – Мой знакомый мальчик очень любит фотографировать и прислал мне интересную фотографию, которую сделал в автобусе. На этой фотографии есть дети, которые нарушают правила поведения в автобусе.
-Правила, мы с вами закрепили! А теперь проверим, как вы запомнили.
Задание «Найди нарушителя»
Детям раздаются карточки - найти нарушителя среди пассажиров и обвести в кружок
А.-молодцы! Справились с заданием.
(На экране видео с Таней и Ваней)
Таня и Ваня – «Спасибо ребята! Теперь мы знаем на каком транспорте мы поедем к бабушке в гости, мы знаем, что транспорт-который возит людей называется –общественный или пассажирский! А люди, которые едут в транспорте - пассажиры.
В.-Теперь я уверена, что Таня и Ваня хорошо усвоили правила поведения в общественном транспорте и смогут поехать к бабушке в гости. Да и вы ребята тоже будете соблюдать правила поведения в транспорте.
Заключительная часть В.-На занятии вы многому научились. Давайте закончим наше занятие игрой «Я умею…»,«Я знаю..» (игра проводится педагогом в кругу с использованием мяча). Дома вы расскажите своим родителям как нужно себя вести на автобусной остановке, и какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете.