Статья на тему Актуальные проблемы инклюзивного образования


Новикова Татьяна Владимировна
tashenka.novikova@mail.ru«Актуальные проблемы инклюзивного образования»
Инклюзия – это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их нормально развивающимися сверстниками.
Отечественная система образования на протяжении долгого времени разделяла детей на обычных и инвалидов. Дети-инвалиды не могли получить образование и воплотить свои способности наравне с нормально развивающимися детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда страдают от дискриминации и отчуждения. Большинство таких детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В этих учреждениях созданы все условия, необходимые таким детям.
Дети с ОВЗ должны иметь одинаковые возможности с другими детьми в получении образования. Существует потребность в включении формы обучения, создающей детям с ОВЗ оптимальные условия обучения.
Распространение инклюзии на детей с ОВЗ в образовательных учреждениях – это очередной шаг к получению доступного образования. Инклюзивное образование дает право каждому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании.
Целью инклюзивного образования является предоставление равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем, таких как:
1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;
2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;
3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;
4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;
5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;
6.Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
При решении этих проблем дети с ОВЗ покажут более высокий уровеньсоциального взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками по сравнению с детьми, которые находятся в специальныхучреждениях.
Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что это не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и
учет психофизических возможностей ребенка. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Литература
Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой // Специальное образование: науч.-метод. журн. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2006. № 7. С. 7–12.
Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 2. – с. 86-94.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционнаяпедагогика». – 2010. – №4 – с. 40.