Характеристика школьного музея (МКОУ СОШ №1г.Щучье)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»г.Щучье
Характеристика школьного музея.
Музей школы №1 был создан в 2010 году учителями истории Клементьевой Т.С. и Верховых Л.В.
Его целью стало: Содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений .
Задачи:
1.     расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея;
2.     продолжить подготовку и проведение экскурсий с демонстрацией музейных экспонатов;
3.     приобщение школьников к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала;
4.     воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование национальной терпимости, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
Авторские программы, реализуемые на базе музея:
«Истоки» руководитель: Верховых Л.В.,
«Советская повседневность» руководитель: Клементьева Т.С.
Музей с момента своего появления в нашей школе неоднократно переезжал в разные кабинеты, ввиду отсутствия специального помещения, но деятельность музея не останавливалась:
2010- 2011 уч.год: создание в кабинете №5 уголка- музея, проведение экскурсий, выставок « Военная форма», «Культура разных народов», проектная деятельность;
2012-2013 уч.год: создание уголка-музея в учительской (кабинет №1)пополнение музейного фонда новыми экспонатами, экскурсии, статья в районную газету «Звезда» о деятельности музея, проектная деятельность;
2012-2013 уч.год: создание уголка-музея в учительской (кабинет №1)пополнение музейного фонда новыми экспонатами, экскурсии, статья в районную газету «Звезда» о деятельности музея, проектная деятельность;
2014-2015 уч.год: музей переезжает в отдельное помещение.
Сегодня в школьном музее оформлены следующие разделы и экспозиции:
«Уголок народной старины»
«История школы»
«История часов»
«Советский период»
«История денег»
«Великая Победа»
«Горшки, крынки, утюги, корзины»
«Ремесленная мастерская»
«Рукоделие»
И сразу наметился план работы на 2014-2015 уч.год:
Июль- август: 1.Оформление нового помещения для музея.
2. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
3. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
4. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
5. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
6. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
7. Составление картотеки музейных предметов.
8. Создание условий для хранения экспонатов. Сентябрь: Планирование работы музея, сбор экспонатов для выставки стеклянной посуды, оформление стендов в музее.
Октябрь: исследовательская работа «Щучанская молодёжь 70-х гг» в рамках программы «Советская повседневность», проект «Война в моей семье» в рамках программы «Истоки».
Ноябрь-декабрь- сбор информации, экскурсии для обучающихся.
Январь-февраль: оформление выставки военной формы и головных уборов к Дню защитника Отечества, оформление стенда, посвящённого 70-летию Великой Победы, экскурсии, проект «Афганистан – школа жизни», неделя истории.
Март- апрель: неделя краеведения, проектная деятельность: «Детские дома Щучанского района в годы ВОВ», «Молодёжь и парламентаризм Щучанского района», «Солдатские письма», «История завода ППМ», экскурсии.
Май- Акция «Значок Великой Победы», проект «Учитель в военной шинели», «Я помню, я горжусь»,экскурсии к Дню Победы.
Целевая группа, на которую рассчитан музей: Обучающиеся 1-11 классов, педагоги школы.
Перспективы развития музея:
1.Пополнение музейного фонда новыми экспонатами.
2.Привлечение родителей к деятельности школьного музея.
3. Использование музейного материала учителями – предметниками.
4. Формирование электронной картотеки.
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма. Именно деятельность школьного музея помогает решать проблему духовно-нравственного кризиса в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.  
 Школьный музей рассчитан в большей степени на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.