ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Я – пешеход и пассажир»



Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Карагайкульская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»:
Заместитель директора школы по УВР МКОУ Карагайкульская ООШ:
__________________
Шамсутдинова Д.А.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»:
Директор МКОУ Карагайкульская ООШ:
__________
Юлдашева Т.С.
Приказ № ___ от «___»
____________ 2015 г.

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
« Я – пешеход и пассажир»


Хасанова С.Р.
Класс: 2/4

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Я — пешеход и пассажир» разработана на основе следующих документов:
-Федерального государственного стандарта начального общего образования
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-Примерной рабочей программы ««Я — пешеход и пассажир», автор Виноградова Н.Ф.
(Сборник программ внеурочной деятельности, Начальная школа XXI века, 1-4 классы\под редакцией Виноградовой Н.Ф.- М.: издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год). Организация внеурочной деятельности определяется следующими нормативными документами:
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказом  Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования, утверждённый приказомМинистерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. N 373»;
Учебный план МКОУ «Карагайкульская ООШ» на 2015-2016 учебный год от 28.08.2015 г
Положение о рабочих программах по МКОУ «Карагайкульская ООШ» на 2015-2016 учебный год, приказ № 1 от 28.08. 2015г.
Цель программы:
создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи программы:
1.Обучать школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
2. Развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице.
3. Формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.
4. Воспитывать любовь к ближнему: ценность чужой жизни.
Возраст обучающихся: 6,5 – 10 лет.
Количество детей в учебной группе: 8 чел.
Срок реализации программы внеурочной деятельности: 1 год
Программа рассчитана на 70 часов, 2часа в неделю.



Общая характеристика курса
Программа «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Программа построена с учѐтом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учѐтом особенностей познавательной деятельности детей 6,5-10 лет;
личностно ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребѐнка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Ориентировка в окружающем мире (40ч)
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,
объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пешеходного движения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход(18ч)
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир(12ч)
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
№ п/пРаздел Всего Теоретическая часть Практическая часть
1 Ориентировка в окружающем мире 40 37 3
2 Ты — пешеход 18 16 2
3 Ты — пассажир 10+2 8+2 2
Итого: 70 63 7

Календарно-тематическое планирование:
№ п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки
план факт
1 Ориентировка в окружающем мире (40ч) 1
03.09 2
3 Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
1
1 03.09
10.09 4
5 Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
1
1 10.09
17.09 6
7 Скорость движения объекта 1
1 17.09
24.09 8
9
10 Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) приразной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам
дорожного движения 1
1
1 24.09
01.10
01.10 11
12
13 Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
1
1
1 08.10
08.10
15.10 14
15 Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). 1
1 15.10
22.10 16
17 Механические транспортные средства 1
1 22.10
29.10 18
19
20 Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). 1
1
1 29.10 21 Маршрут (определение на рисунках,моделирование). 1 22 Маршрут (определение на рисунках,моделирование). 1 23
24 Гужевой транспорт.
1
1 25
26 Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. 1
1 27
28 Знание своего района как условие безопасного пешеходного движения.
Экскурсия
1
1 29
30 Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). 1
1 31
32 Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Экскурсия
1
1 33
34 Опасность и безопасность на дорогах. 1
1 35
36
37 Причины возникновения опасностей.
Возможные последствия 1
1
1 38
39
40 Безопасные маршруты движения (установление, определение порисункам и личным наблюдениям).
Экскурсия
1
1
1
41
42
43 Ты — пешеход(18ч)
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование»
Экскурсия. 1
1
1 44
45 Знаки дорожного движения: «движение пешеходов запрещено» 1
1 46 Знаки дорожного движения: «пешеходная дорожка» 1 47 Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы» 1 48 Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дети»
1
49 Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам:лей, которые необходимо знать пешеходам:
«движение прямо, направо, налево…». 1 50
51 Значение конкретного знака
(в значении, приближенном к установленному в ПДД) 1
1 52 Проверим себя.
1 53
54
55 Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
1
1
1 57
58
59 Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Экскурсия. 1
1
1 60
61 Ты – пассажир(12ч)
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности 1
1 62 На первом сидении ребенок ехать не может. 1
1 63
64 Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины
1
1 65
66 Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Экскурсия. 1
1 67
68
Правила поездки в транспортном средстве.. Экскурсия. 1
1 69
70 Проверим себя.
Викторина «Я знаю ПДД!» 1
1

Ожидаемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В результате освоения программы «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие
предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать своѐ поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения,
группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожногодвижения (изученные), необходимые для правильной ориентировки надороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты
(по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Перечень учебно-методических средств:

- Сборник программ внеурочной деятельности, Начальная школа XXI века, 1-4 классы \под редакцией Виноградовой Н.Ф.- М.: изд.центр «Вентана-Граф», 2011 год.
- Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1-4 классы. Занимательные занятия. С.О.Жатин. Волгоград, издательство «Учитель»,2012 г.
-Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса. В.Рублях. Москва, Просвещение, 1980 г.