Урок литературы по теме: Я поведаю вам свою боль… (по рассказам В.П. Астафьева Белогрудка и «Зачем я убил коростеля?»)

Муниципальное казенное
образовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №6
Петренко Вера Петровна


Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль..." (по
рассказам В.П. Астафьева "Белогрудка" и «Зачем я убил коростеля?»)
Цели:
1. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
3. Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
4. Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
5. В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Задачи:
1.Учебная: на основе изучения рассказов В. Астафьева анализировать характер действий героев, усвоить новые слова, уметь выделять признаки разных стилей.  2. Развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение. 3. Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде; выработка добросовестного отношения к порученному делу, уважение друг к другу, воспитывать интерес к художественному слову, к урокам литературы.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
-выражать свои мысли, чувства, настроения;
-развивать образное мышление, разговорную речь;
-обобщать материал, используя знания предыдущих лет
обучения;
- усвоить метапредметное понятие «совесть», «стыд»;
- уметь находить черты художественного стиля и публицистики.


Ход урока.
1 стадия - "Вызов”.
Сегодня мы поговорим о простых, но очень важных человеческих истинах. И поможет нам в этом замечательный писатель Виктор Астафьев. Запишите тему урока. (Слайд1)
Скажите, о чем эти рассказы? (о природе). Но каждое литературное произведение нас чему-то учит. Значит, эти рассказы тоже уроки. А вот чего уроки?
Пусть это будет главным вопросом, на который мы постараемся ответить сегодня. Запишите в тетрадь.
Рассказы В.Астафьева – это уроки.. (Слайд3) Оставьте место, в конце урока допишем.
Так как рассказы у нас о природе, я приглашаю вас в лес. Хотите? Отправляемся. Полюбуемся деревьями, прислушаемся к звукам, присмотримся к краскам. А может, встретимся с жителями? Итак, вперед!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Красиво в лесу? Но я хочу, чтобы вы послушали такие стихи, которые приготовил для вас Ларион. (Дудин М. «Берегите Землю»)
Берегите землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку не листьях повилики,
На тропинке - солнечные блики.
На камнях играющего краба,
На могиле - тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, -
Берегите землю, берегите!
Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесей,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы...
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити...
Берегите землю, берегите!
- К чему призывает поэт? Как это стихотворение связано с темой нашего урока?
--Сейчас весна. Вы любите весну? За что? (Прилетают птицы.)
Тогда начнем с рассказа, героем которого является птица. Это рассказ «Зачем я убил коростеля?»
Словарная работа: бочажина, тальник, гнилушки, литовка, чемерица, купава. (Слайд4)
Мы будем читать с остановками, осмысливая прочитанное и пытаясь ответить на главный вопрос: « Урок .?»
2 стадия – "Осмысление”. Чтение учителем первой части рассказа:
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок(Слайд 5)
Вопросы учащимся:
- Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).
- Дети! Вы видели коростеля? Хотите увидеть? Смотрим.
Видеоконтент.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Какой коростель? (Смешной, неуклюжий, некрасивый.)
Чтение учеником второй части рассказа:
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем
Вопросы учащимся:
- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?
- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?
- Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты.
Чтение учителем третьей части рассказа:
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности.
Вопросы учащимся:
- Какое чувство вы испытали во время чтения?
- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).
- Почему убил? ("Сдуру”, "без надобности”)
- Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?
Чтение учеником четвёртой части рассказа:
С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.
- Мы с вами тоже сейчас услышим голос коростеля и помечтаем о лете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции.(Слайд 6) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту
Вопросы учащимся:
- Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных) птиц?
- Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и винойкаждое лето” ждёт домой коростелей?
Чтение учителем пятой части рассказа:
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? (Слайд7)
Вопросы учащимся:
– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
3 стадия. Формирование метапредметных понятий.
- Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).
А что такое совесть? А что такое стыд?
- Ребята, хочу обратить ваше внимание на толкование понятия совесть, которое даёт Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре русского языка» (Слайд8-10)
«Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития»

Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре русского языка» так толкует слово совесть:
«CO'BECТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.»
Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
- Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят: (Слайд11)
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Совесть без зубов, а загрызет.
У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?
- Почему автор дал такое название рассказу? ("Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам). А если бы не было вопросительного знака?
- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы). А чему научил нас? Добру? Как так вышло , рассказ о жестокости, а учит добру?
Запишем: «Рассказы Астафьева - уроки доброты, совести»
- Вот как велика сила художественного слова, что, даже рассказывая о плохом, литература учит нас хорошему. Поработаем со словесной тканью произведения. Разобьемся на микрогруппы и проведем микроисследования.
4. Работа в группах.
Группа 1. Сколько раз дается описание птицы? Какие художественные средства использует автор в каждом случае? Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?(Слайд 12)

- 3 раза: живая, мертвая, как вид
- в изображении живой птицы преобладают глаголы, потому что, во- первых, мальчик еще не успел разглядеть ее, а во вторых, чтобы подчеркнуть, что птица еще жива и из последних сил старается спастись. Описание мертвой птицы занимает примерно 1/3 рассказа Такое подробное описание птицы дано потому, что мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей вины.
- Не было бы описания, значит, не почувствовал бы своей вины, ведь сколько животных и птиц мучается и уничтожается детьми! А мальчик запоминает все подробности
- Автор использует эпитеты, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы:
« завядшеее, бескостное, невесомое тельце; мертвые бесцветные веки. Шейка болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана».
- Автор использует сравнение – в новом для мальчика явлении смерти ему видятся детали давно знакомые (листы, прихваченные морозом, груши – гнилушки). Тем более поражает смерть. Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?
- Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась» .

Группа 2. (Слайд 13)
Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы?
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы подчеркивают беспомощность, уязвимость коростеля перед «царем природы» в лице мальчика.
Группа3.(Слайд14)
Что такое кульминация? Кульминация действия приходится на момент гибели птицы. А «кульминация чувства»?
- Когда мальчик, осознав свою вину, руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу. Инверсия делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми. Мы словно видим этого растерянного мальчишку, обдирающего руки в кровь, пытающегося и похоронить птицу, и скрыть свое преступление.
Группа 4. (Слайд15)
Примерно 1/3 текста занимает рассказ о коростеле как виде. Каково назначение этой части?
- Показать, что рассказчик-мучитель интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут.» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину.
Группа 5(Слайд 16)
Для чего в последнем абзаце нагнетаются вопросы, по сути, один и тот же вопрос?                  - Чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него нет ответа,  как нет возможности повернуть все вспять. Рассказ нами проанализирован. Но каждый, несомненно, увидит в нем свой ответ на вопрос, не дающий покоя рассказчику.

- Сделаем вывод.
Рассказ-исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они нашу дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда-нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?...». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни.
- А у вас дети есть тяжелые воспоминания, вы задавались таким вопросом? (Выступления детей)
5. А теперь обратимся к рассказу «Белогрудка» и подумаем, чему учит этот рассказ.
- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)
- Кто являются героями рассказа? (белогрудка, детёныши, мальчишки и др. люди)
-Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание). А хотите увидеть? Смотрим видеофрагмент.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)
Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку.
- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», « трепетала, прильнув к котятам» и др.)
- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки)
-И вновь мы видим чувства присущие человеку – чувство отчаяния, найдем их описание («метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх», «Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы», «часами сидела на черёмухе», «слушала – не запищат ли котятки»)
Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.
- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («Белогрудка осиротела»)
-Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)
- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)
- Найдем в тексте рассказа чувство мести («в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», « Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу», «снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули», «принялась разбойничать пуще прежнего» и др.)
- Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)
- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «выследили вереинские мальчишки», «следило несколько человеческих глаз», «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу» и др.
- Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут», «Она не виновата. Её обидели, осиротили»)
- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?
- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?
Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.
Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
-Как вы понимаете эти строчки? (Слайд 16)
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!
Р.Рождественский
- Зачитайте из рассказа «Белогрудка», о каком мире мечтает сам автор? («спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки»)
- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?
Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.
Сегодня мы анализируем произведения художественного стиля. Но мне хотелось бы познакомить вас с произведением публицистики - эссе В. Пескова.
6. Выразительное чтение учителем эссе журналиста В. Пескова:
«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его „долота“. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.
В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
Из кустов орешника грянул выстрел дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
Зачем?
А просто так... Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»
7. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказов В. П. Астафьева и эссе В. Пескова. Учащимся предлагается подумать над тем, что сближает и что различает данные произведения.
Сопоставительный анализ предполагает сравнение произведений по сходству и различию. Важно обратить внимание на несколько разные позиции рассказчиков. В рассказе Астафьева герой-рассказчик вспоминает о случае сорокалетней давности, забыть который ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он не призывает в открытую что-то менять в себе, но его история-исповедь, образ погибшей птицы и нас делают соучастниками той давней истории героя. В эссе В. Пескова рассказчик призывает людей и общество задуматься о ставших нормой жизни равнодушии, жестокости и черствости, о нехватке ответственности и сочувствия в нашей жизни.
8.Рефлексия (групповая работа):
Прием "Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему " Рассказы В.П.Астафьева - уроки ”, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
- И еще давайте отметим тех, кто хорошо работал.
9. Домашнее задание. (Слайд 17)
По желанию – мини – сочинение «Берегите природу» или рисунок на тему « Мой любимый уголок в лесу» . Пожелание прочитать другие книги Астафьева. Кто-нибудь читал? (Слайд 18)
А в конце для прозвучит песня и вы услышите знакомые строчки слова Р.Рождественского.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15