Открытый урок :Тема одиночества в лирике Лермонтова (9 класс)



МКОУ « ШИХИКЕНТСКАЯСОШ»

-178878-3249

КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА
В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»
00

КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА
В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»

00
2015-2016 учебный год
Тема урока:
МОТИВЫ ОдиночествА в лирике М.Ю. Лермонтова.
Цель:
Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта.
Формирование навыков художественного чтения и анализа произведения.
Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной гордости.
Задачи:
Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование:
Тема урока и эпиграфы
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
И как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Автопортрет.
Романс Н.Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу».
Иллюстрации картины М.Ю. Лермонтова «Парус» и картинны И.Шишкина «Сосна на севере диком».
Книги о творчестве М.Ю Лермонтова.
Тип урока:
урок изучения нового материала. Урок исследование (анализ лирических стихотворений).
Формы работы уч-ся:
индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:
I. Организационный момент.1. Приветствие. Здравствуйте.
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Сегодня на уроке мы представим Вам литературно-музыкальную композицию по творчеству М. Лермонтова.
- Мы будем говорить о жизни Михаила Лермонтова, его творчестве.
- Мы постараемся выявить главную мысль одиночества : о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.
- Итак, мы начинаем урок чтения.
Слово учителя:
На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества.
Запись в тетради темы урока
- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при выразительном чтении стихотворения:
- логическое ударение;
- паузы;
- темп; - интонация.
Проведем блиц-опрос:
Год рождение Лермонтова?
(М.Лермонтов родился в 1814 году.)
Кто занимался воспитанием Лермонтова?
(Воспитанием Лермонтова занималась его бабушка.)
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
Когда на дуэли погиб А.С. Пушкин по Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть Поэта». Под ним стояло мало кому известное имя _ Лермонтов. Кто-то из недоброжелателей Лермонтова с надписью «Воззвание к революции» отослал это стихотворение в Зимний дворец, самому царю.
Так началась всенародная слава Лермонтова.
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?
( 1 – 1837) (2 – 1840)
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?
( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска 15 июля)
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пятигорске.)
-С каким произведени Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей.
На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события.
Учитель.
Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на М.Ю. Лермонтова?
Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?
Ученик.
Поэзия Лермонтова – поэзия последекабристской эпохи это по выражению Герцена-«царство произвола и мглы». Свободолюбивому человеку-патриоту, а именно таковым был поэт, трудно было жить.
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные
Неприязненные отношения бабушки и отца, преследования, жизнь в изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта».
Учитель.
Да, положение Лермонтова было трагическим. Он хотел учиться в университете, а учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно вычеркнул его фамилию из списка награждённых. И к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая». Отсюда стремление поэта к самоуглублению, нравственно-этическим и философским проблемам, обращение к Всевышнему Творцу. Мотив одиночества – романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик.
В каком стихотворении поэта мы впервые встретили слово «одинокий»?
Ученик.
В стихотворении «Парус». Оно написано поэтом, когда он переехал из Москвы в Петербург. При чтении этого произведения представляешь не только белеющий парус, но и самого поэта, независимого, гордого мятежного.
Учитель.
Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете назвать?
Ученики:
«Одиночество», «Узник», «На Севере диком», «Утёс», «Листок», «И скушно и грустно», «Выхожу один я на дорогу».
Учитель.
Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале творческого пути, в 1830 году, «на Севере диком», «Листок», «Выхожу один я на дорогу»- незадолго до гибели, но они близки по выражению трагедии одинокой избранной личности. Проследим за лейтмотивом произведений
Ученик читает ст-е «Одиночество», другой ученик анализирует:
ОДИНОЧЕСТВО
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
1830
Ученик
«Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога.
Одиночество страшно, но становится ещё более страшным, так как лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой конец. Завершается стихотворение пророческими словами:. И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.
Учитель.
Оставило ли равнодушными вас это стихотворение?
Ученик
Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом одиночестве звучат последние слова.
Чтение и сопоставление стихотворений «На Севере диком» и «Утёс».
«Утес»
Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне.
«На севере диком стоит одиноко»
На севере диком стоит одиноко      На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим      Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,      В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючем      Прекрасная пальма растет.
Учитель:
Что объединяет эти произведения?
Ученик:
Стихотворения «На Севере диком» и «Утёс» об отсутствии отклика на человеческие чувства, о душевном одиночестве. Огромным пространством разъединены пальма и сосна (СЕВЕР И ЮГ). Двум стихиям (земле и небу0 принадлежат утёс и тучка. Они внутренне несовместимы.
«На Севере диком» -вольный перевод стихотворения Гейне. Но у Гейне основные образы воплощены в словах разных грамматических родов6 мужского и женского. И ведущим является мотив неразделённой любви, а у Лермонтова этот мотив приобретает большую широту и обобщенность. Ведущей становится мысль об одиночестве человека в мире.
Учитель:
Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним?
Ученик:
М.Ю. Лермонтов не только поэт, но и художник. Перед нами иллюстрация его картины «Парус» и картины И. Шишкина «На Севере диком». Тема одиночества объединяет произведения живописи и поэзии
Работа с картиной И.И. Шишкина
- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему?
(На картине северная природа, небо, скалы, сосна)
- Сосны - любимый художественный образ Шишкина. Вы уже знакомы с его картинами «Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» (репродукции картин или слайды). Сосны на них зеленые, с яркими золотистыми стволами. Их много - целая роща, но каждое дерево неповторимо, окутано тайной.
Так же неповторима и эта сосна на голом утёсе (репродукция картины или слайд).
- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).
- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать , описывая сосну. Запишите их в тетрадь (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж стихотворению Лермонтова? Докажите, используя текст. (Видно, что снег сыпучий, потому что мороз сильный; север дикий – вершина голая, безжизненная; и только сосна стоит одиноко).
- Какие цвета помогли художнику передать величие, торжественность северной природы, её беспробудный сон? (Это холодные цвета: белый, синий, голубой, зеленоватый, черный).
- Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова.
4. Стихотворение «Сон».
СОН (В ПОЛДНЕВНЫЙ ЖАР...)
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
1941
Ученик: Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон».Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора —обретение душевной гармонии и истинной любви.
6. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Наизусть читает ученик.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
1841
Учитель:
-Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление трагедии?
Ученик:
Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру и возникает необычная попытка преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.
- Учитель:
Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни?
Ученик:
В этом стихотворении присутствует вечно зелёный дуб- символ жизни
Учитель:
на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха.
Общее задание. Рефлексия.
Учитель:
Мы с вами увидели, что стихотворения пронизаны чувством одиночества, страдания. Чтобы закрепить наше впечатление, я предлагаю прослушать романс Е. Шашиной «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Ю.ГуляеваА наши учащиеся сделают выводы в тетради.
Ученики читают свои выводы
1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом, властью, романтическим методом.
2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу
3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку (Примеры)
Учитель:
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности. А мы, современные читатели, должны быть благодарны нашему великому поэту за то, что его творчество заставляет трепетать наши сердца.
Домашнее задание.
Открываем тетради и записываем домашнее задание
Ответить на вопрос:
«Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать?»
X. Оценки . (комментировано)