План-конспект урока по литературе Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова


План-конспект урока русской лит-ры в 9 классе
Тема. Тема родины в лирике Лермонтова.
Цель:
1) познакомиться ближе с лирикой Лермонтова; знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова; понимать своеобразие художественного мира поэта; совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); ближе познакомиться со стихотворения о родине;
развивать основные речемыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
2) научиться проводить анализ текста; рассуждать, грамотно излагать свои мысли; развить навыки сравнительного анализа действующих лиц комедии через сопоставление их монологов и диалогов, а также на основе цитатной характеристики.
3) воспитать любовь к литературе; научиться ценить дружбу, любовь; развивать эмоционально-ценностные компетенции.
Иллюстрации.
Ход и содержание урока
1.Орг. момент
2.Проверка д/з Вольнолюбивая лирика. Чтение наизусть стихотворений. Анализ.
Эпиграф. Люблю отчизну я, но странною любовью…
Вступительная беседа на восприятие.
- Что такое Родина?
- А как вы бы ответил на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” М.Ю. Лермонтов?
- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”
- В Москве много мест, связанных с именем поэта. Это дом у Красных Ворот, где родился поэт, это дом на Малой Молчановке, где поэт готовился к поступлению в пансион (1829 – 1832 г.г.). Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк
“Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.
- Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”?
- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.
- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ…”?
- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова. В толковом словаре слово “родина” трактуется по-разному.
Родина – Отчизна, Россия
Место, где человек родился.
Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году.
- Что это за год? (год смерти поэта)
- Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение.
3. Чтение стихотворения «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни тёмной старины заветные преданьяНе шевеля́т во мне отрадного мечтанья.Но я люблю — за что, не знаю сам —Её степей холодное молчанье,Её лесов безбрежных колыханье,Разливы рек её, подобные морям;Просёлочным путём люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая но́чи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымо́к спалённой жни́вы,В степи́ ночующий обозИ на холме средь жёлтой нивыЧету́ белеющих берёз.С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно́,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до по́лночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.
<1841>
4. Анализ стихотворения. Опрос.
Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.
- Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)
- Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.
- Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)
- Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?
- Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)
- Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)
- Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение.
- Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.
- Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.
- Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.
- Мы просили четвертую группу сопоставить стихотворения.
6. Чтение стихотворения “Прощай, немытая Россия”.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
- Когда оно было написано? 1841 год 20 апреля (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?
- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)
- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая?
- Обратите внимание на самое главное.
- Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.
- Страна рабов, страна господ – что это за приём? Антитеза.
- О чем говорит поэт? (о крепостном праве)
- Мундиры голубые – о чем идет речь? Жандармы.
- Что это за прием? Синекдоха.
- Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.
Выводы. Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.
Подводим итог урока
Домашнее задание
Наизусть «Люблю отчизну я…»