Рекомендации по составлению календарно — тематического планирования

РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению календарно-тематического планирования.

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.
Ключевой критерий при составлении плана - обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования:
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы:
Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
учебный план к данной образовательной программе;
примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;
новые учебники, пособия.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:
системность в работе
последовательность в организации учебной деятельности
логика развертывания учебного содержания
использование разнообразия методов обучения
использование дидактического разнообразия средств наглядности
использование разнообразия педагогических технологий
использование вариативности учебных заданий
исключение однообразия в структуре уроков
исключение перегрузки учащихся учебной информацией
своевременность подготовки раздаточного материала
возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура тематического планирования включает следующие разделы:
1) Титульный лист.
Класс, название учебного курса, количество часов по плану.
Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.
Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возможных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эффективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожалению, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто непреодолимые трудности в подготовке эффективных уроков, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения

































Приложение 1. Оформление титульного листа.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














.














































Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.
Схема 1.

Номер
урока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание












Схема 2.
Номер
урока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание













урока
Содержание уроков
Кол-во
часов
Кален-
дарные
сроки
Материал
по
учебнику
Доп.
мате-
риал
к
уроку
Наглядные
пособия
Лабораторный
опыт

Виды
письменных
работ
Повторение
пройденного
материала
Межпредметные
связи












Схема 3

урока
Название тем курса
Всего часов
В том числе
Формы
контроля




лекции
практ. работы
семинары











Номер
урока
Количество часов
Тема и основное
содержание уроков
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание











Схема 4

урока
по теме
Название разделов, тем,
уроков
Основные понятия,
названия,
персоналии
Домашнее
задание
Количество
часов
Календарные сроки









Схема 5
дата
Номер урока по теме
Тема урока
Тип урока
Триединая задача урока
Методы обучения
Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемые знания, умения и навыки
Дидактические средства урока
Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного
Дом.заданиерепродуктивное и творческое















Схема 6.


урока
Разделы,
темы,
содержание
уроков
Кол-во
часов
Календарные
сроки
Тип и форма
урока
Виды
письменных
работ
Домаш.
задание










































Простой календарный план

Разделы темы
Количество часов
Календарные сроки изучения





Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план

Темы (Тематические блоки)
Количество часов
Занятия и основные вопросы
Календарные сроки






С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя считают важным определить заранее. Например, в «Примерном планировании курсов истории...» (М., 1996) учебный материал распределен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы конкретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».
По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавится, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект тематического блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, развитие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля). Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:
В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образования.
Во вторую соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, формулируются их темы и основные вопросы.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие понятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опорные понятия фиксируются в четвертой графе.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпускников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа развития учащихся.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учебного материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса обучения в седьмой графе планируются конкретные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.






Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
№5, 2004 г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.







Утверждаю
Директор школы МБОУ СОШ №
_______________ И.И.Иванов
30.08.2016 г.



Согласовано:
Зам. директора по УМР
___________
30.08.2016 г.


Рассмотрено:
На заседании МО
29.08.2016 г.
Протокол № 1





Календарно – тематическое
планирование уроков
на 2016 – 2017 учебный год




Учитель:________________________





15