Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Белгорода
Методические рекомендации по составлению и оформлению
календарно-тематического планирования
г. Белгород
Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования / сост. Кулаева О.А. – Белгород: МБУДО ЦДЮТЭ
Настоящие методические рекомендации разработаны в помощь педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям для качественной организации образовательного процесса в сфере дополнительного образования.
Методические рекомендации направлены на четкое планирование учебной деятельности, способствующее реализации содержания рабочей программы педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя в полном объеме.
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании Методического совета МБУДО ЦДЮТЭ (Протокол от «___»________2016 г. № ), приняты на заседании Педагогического совета (Протокол от «____»_________2016 г. № )
Составитель: Кулаева О.А., методист МБУДО ЦДЮТЭ

Содержание
1.Введение………………………………………………………………….4
2.Календарно-тематическое планирование. Порядок разработки и утверждения календарно-тематического планирования………………..4-5
3.Структура календарно-тематического планирования…………………5-6
4. Порядок оформления календарно-тематического планирования……6-7
5.Список литературы………………………………………………………7-8
6. Приложения………………………………………………………………8-12
1.Введение
Составить план – значит продумать и представить себе в деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты.
Продуманное и своевременно составленное календарно-тематическое планирование позволяет равномерно распределить учебную нагрузку, реализовать принцип последовательного изложения учебного материала, заблаговременно подготовить к учебным занятиям необходимое материально-техническое обеспечение.
Наличие календарно-тематического планирования дает возможность осуществлять систематический контроль со стороны администрации образовательного учреждения за равномерным распределением учебной нагрузки обучающихся, ходом выполнения учебного плана.
В условиях реализации дополнительных общеобразовательных (предпрофессиональная и общеразвивающая) программ, на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Белгорода возникла необходимость разработать методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям по составлению и оформлению календарно-тематического планирования.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБУДО ЦДЮТЭ.
2.Календарно-тематическое планирование. Порядок разработки и утверждение календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование является нормативным документом педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения определенного результата, учитывает уровень способностей обучающихся, образовательные потребности, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения учреждения.
Календарно-тематическое планирование является обязательным документом педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и составляется на новый учебный год в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, дополнительной общеобразовательной (предпрофессиональная и общеразвивающая) программой образовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование составляется после утверждения расписания занятий на бумажном и электронном носителях и прилагается к рабочей программе педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.
Даты в календарно-тематическом планировании проставляются в соответствии с расписанием занятий и производственным календарем. Журнал учета работы объединения заполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседаниях методического объединения педагогов дополнительного образования, тренерского совета, принимается педагогическим советом и утверждается директором образовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование может быть скорректировано в течение учебного года в случае изменения расписания занятий или производственной необходимости образовательного учреждения. Изменения вносятся в соответствии с приказом образовательного учреждения.
3. Структура календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование должно быть построено таким образом, чтобы каждый блок тем был выведен отдельно и выделен. Даты рекомендуется напечатать на весь учебный год. Тему нужно формулировать четко, емко и лаконично.
Общепринятая форма (прилагается), по которой составляется календарно-тематическое планирование, содержит темы занятий, даты их проведения, количество часов, отведенных на изучение материала. Педагог может дополнять документ, вводя новые графы, которые ему необходимы. Календарно-тематическое планирование является перспективным и в течение года может подвергаться корректировке, в связи с этим рекомендуется добавить графу «Примечание», куда можно вносить соответствующие изменения.
Календарно-тематическое планирование может содержать следующие разделы:
титульный лист;
годовое календарно-тематическое планирование;
календарно-тематическое планирование по месяцам.
На титульном листе календарно-тематического планирования указывается:
полное наименование образовательного учреждения;
номер и дата протокола заседания педагогического совета;
номер и дата приказа об утверждении календарно-тематического планирования, подпись директора образовательного учреждения;
Ф.И.О. педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя – составителя календарно-тематического планирования;
группа, год обучения по программе, количество часов;
учебный год.
В центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по __________ (указывается дополнительная общеобразовательная программа) для ____ года обучения» (прилагается).
4. Порядок оформления календарно-тематического планирования.
4.1.В календарно-тематическом планировании по освоению дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы указывается:
- номер занятия;
- наименование разделов и тем программы;
- общее количество часов в год;
- дата проведения и количество часов в соответствии с расписанием занятий (в дальнейшем фиксируется в журнале учета работы объединения).
- примечание.
4.2. В календарно-тематическом планировании по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается:
- порядковый номер;
- предполагаемая и фактическая дата проведения занятий;
- тема учебного занятия;
- тип и форма занятия: изучение, освоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); закрепление и совершенствование знаний умений и навыков (презентация, защита проекта, экскурсия), самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельная работа, семинар, дискуссия, конференция). - количество часов по теме;
- содержание деятельности: теоретическая часть, практическая часть;
- воспитательная работа;
- дидактические материалы, техническое обеспечение.
В конце учебного года важно анализировать полученные результаты. Это позволит избежать предыдущих ошибок, которые могут появляться, когда составляется календарно-тематическое планирование.
5. Список литературы.
1.Нормативные документы.
1.1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1.2. Устав МБУДО ЦДЮТЭ;
2. Методическая литература.
2.1.Программа внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая. Спортивно-оздоровительная деятельность/П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов. – М.: Просвещение, 2011.-80 с.
2.2.Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса/И.И.Григорьева, Д.Н.Черноног; под общ. Редакцией Ю.Д. Нагорных. – М.: Спорт, 2016.-296 с.
2.3.Профессиональные стандарты: Сборник 2: «Руководитель организации (подразделения организаций), осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Спортивный судья»: Документы и методические материалы / Авт.сост.: И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног. – М.: Спорти, 2016. -280с.
2.4.Дополнительное образование в образовательном учреждении. / Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.-96 с.
3. Интернет ресурсы.
3.1. http://www.myshared.ru/slide/178779/3.2. http://vmeste.opredelim.com/docs/93600/index-22703.html3.3. http://literature-edu.ru/remont/6899/index.htmlПриложение 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Белгорода

Принято на заседании
педагогического совета
протокол от «__»___20_г. №
Утверждаю
Директор МБУДО ЦДЮТЭ
_________А.В.ДегтяренкоПриказ от «__»_____20_г. №


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа
___________________________________________
(название программы)

по виду спорта_______________________
для ___ года обучения (____часов)
на _______учебный год
Составил ________________
(должность, ф.и.о.)
20__г.
Приложение 2
Структура календарно-тематического планирования по физкультурно-спортивной направленности (годовой план) № Наименование разделов и тем Кол-во часов в год/месяц Дата проведения занятий Примечание
раздела/ cентябрьоктябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль темы Указывается
общее количество часов в месяц 1. Указывается раздел, глава. Указывается
общее количество часов на изучение раздела, главы.             Указываются изменения в связи с корректировкой КТП (при наличии)
1.1. Указывается тема, которая будет изучаться при раскрытии данного раздела. Указывается количество часов, отводимое на изучение данной темы.                     2. 2.1.   Итого:
Приложение 3
Структура календарно-тематического планирования по физкультурно-спортивной направленности (ежемесячный план) № Наименование разделов и тем Кол-во часов в год/месяц Дата проведения занятий Примечание
раздела/ СЕНТЯБРЬ темы Указывается конкретная дата проведения занятия 1. Указать раздел, главу. Указывается
общее количество часов на изучение раздела, главы.
            Указывается изменения в связи с корректировкой КТП (при наличии)
1.1. Указать темы, которые будут изучаться при раскрытии данного раздела. Указывается количество часов, отводимое на изучение данной темы.                     2. 2.1.   Итого: Приложение 4
Структура календарно-тематического планирования
по туристско-краеведческой направленности
№ п/п Дата Тема учебного занятия Тип и форма занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитательная работа Дидактические материалы
Техническое обеспечение
теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности предполагаемаяфактическая Введение
Раздел I…
1.1. 1.2.