Урок ОРКСЭ на тему Православная молитва (4 класс)

Тема: Православная молитва.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Цель урока.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи урока.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Ход урока
Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня для работы нам понадобятся цветные листы, ножницы, клей, у вас все лежит на столе, они нам понадобятся чуть позже. У на необычный урок. Мы постараемся разобраться, что такое православие , и главное как православные христиане могут общаться с Богом.

Актуализация. 5мин
Скажите, что вы делаете, если хотите, чтобы мама вам что-то дала или купила? (просите об этом)
-А как вы просите?
-Вежливо - А когда вам мама выполняет вашу просьбу? Вы ее благодарите? - Когда у вас хорошо на душе или плохо, что-то тревожит или нужен совет, с кем вы разговариваете?
- С друзьями, близкими Но есть на свете тот, кто каждому человеку ближе, чем его родители. Тот, кто является Отцом всех нас.(земным-небесным каким?) - Кто это? (Бог)
А как нужно обращаться к Богу?
(с молитвой)
Чтобы ответить посмотрим притчу.

Просмотр притчи. 10 мин
Как вы думаете в чем не правы люди?
Почему молитвы этих людей не услышал Бог?
А чью молитву было только слышно? И почему?
Давайте сделаем вывод: как же нужно молится?
(искренно)
Высказывание детей.
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. 10мин
- Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.(слайд 1)
- Мы сегодня будем говорить о молитве.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва - обращение верующего к Богу.
- А что значит православная молитва?
- “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. (Слайд 2)
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва. (Слайд 3)
- Давайте вспомним какие бывают молитвы? Выполним задание на карточках
Ролик Молитва

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 4)
(Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха
Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.)
Молитва – благодарение - за всякое благодеяние Божие.
- За что можно благодарить Бога?
- Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
- Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
- Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
- Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: Аллилуйя!
- Кто знает, что это означает? -Слава Богу!
Молитва - покаяние – прости Боже.
Задание выполним в парах. Двое за партой одна группа.
свящ. Павел Покровский
1. Из всех молитв, какие знаю,
Держу в уме иль вслух читаю
Какою дивной дышит силой
Молитва «Господи, помилуй!»
молитва-покаяние

мон. Антония (Берг)
2. Где-то там далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
«Слава Богу за скорбь и за радость».
молитва-славословие

архиеп. Иоанн (Шаховской)
3. Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
молитва-просьба
Ю.В. Жадовская
4. Молю Тебя, Спаситель мой:
Смири во мне страстей волненье,
Избавь меня от искушенья,
Исполни кротости святой!
молитва-просьба


И.И. Козлов
5. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
молитва-покаяние
Д. Мережковский
6.О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
молитва-славословие


Проверка по группам.
VI. физкультминутка. 1мин

V. Вторичное закрепление. 10мин
О чём бы вы молили Господа?
Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?
Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Равнозначны ли эти молитвы?
Одни корыстные, а другие справедливые
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (!!!) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
Православные люди должны чаще говорить с Богом, молиться, пусть даже и своими словами, но от души. Просить о помощи, благодарить за все и славить Бога. Задание на уроке: Открытка «Овечки». Рассказать, что Бог пастырь православных людей – что значит «пастух», а они его «овечки» т.е душа которую он спасает.
Перед вами три цвета желтый, голубой, зеленый.
Голубой означает – я узнал много нового на уроке.(слайд5)
Зеленый – мне понравился урок.
желтый- я поделюсь дома тем, что услышал сегодня на уроке.
На выбранный фон из цветного картона наклеивается вырезанная из белой бумаги овечка, раскрашивается травка, место для шерсти мажется клеем и наклеивается тертый пенопласт. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Давайте выйдем к доске и покажем, что у вас получилось.
И подведем итог.
VIII. Итог урока. (Слайд 6)
Мысли вслух: Должны подвести дети – что усвоили
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывайте не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши искренние молитвы.


Рисунок 915