Выступление на научно-методическом семинаре на тему Межпредметные связи при изучении естественно-географических дисциплин в малокомплектной сельской школе

Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии, химии и во внеклассной работе.
(выступление Токранова Валерия Георгиевича - учителя биологии-химии МБОУ «Козяково-Челнинская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на научно-методическом семинаре на тему «Межпредметные связи при изучении естественно-географических дисциплин в малокомплектной сельской школе» на базе МБОУ «Урахчинская основная общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, 19 ноября 2011года).

У каждого человека в детстве были и есть свои речка, лес, родник, поле. С них начинается родина. У любой речки есть исток начало жизни реки. Источником может быть родник, озеро или небольшое болотце. И пусть это совсем незаметная и неглубокая речка, но она, словно игла, пронзила лес и поле, где ты родился и прошло твое детство. Реки, речки и родники несут в себе частичку каждого из нас и никогда не будут иметь для человека только хозяйственное значение. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель жаворонка в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь. Такими жизнетрепещущими и волнующими словами я из года в год начинаю вести экологическую работу в школе.
Каждый учитель обязан: 1) Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим; 2) Добиться, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды; 3) Понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но для будущего; 4) Помнить, что вопрос защиты окружающей среды- международная проблема.
Решать экологические проблемы, мне помогает тема самообразования «Формирование экологической культуры у учащихся на уроках химии и биологии и во внеурочное время». Работая над ней, использую разные методы и формы: уроки-экскурсии, природоохранные акции, викторины, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления. Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
С большим интересом ребята работают на опытно-пришкольном участке над экологическими опытами: «Влияние сроков сева на урожай моркови», «Сортоиспытание белокачанной капусты», «Влияние яровизации клубней на урожай картофеля» и др. Исследование показали, что на наших полях при правильной агротехнике и использовании севооборота могут дать высокие урожаи овощные культуры: морковь, картофель и др.
Каждой весной мы со своими воспитанниками осуществляем санитарную очистку села: очищаем овраги, сажаем деревья и кустарники, проводим акции по сохранению живой природы и приумножению природных богатств.
Уроки-диспуты “Что делать с мусором?”, “Какой я вижу свою планету через 100 лет?”, “Пресная вода: вчера, сегодня, завтра” помогают воспитанникам не только критически относиться к результатам деятельности человека, но и искать пути выхода из сложившихся ситуаций, выражать и отстаивать свое мнение.
Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни – одна из важнейших задач экологического воспитания школьников. Здоровье – самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что “твоим здоровьем Родина сильна”. Поэтому каждую четверть у нас в школе проводятся уроки здоровья, на которых воспитанники знакомятся с основными факторами, позволяющими сохранить здоровье и противостоять различным заболеваниям.
Воспитание чувства единства с природой, ответственность за её судьбу возможно лишь при непосредственном контакте с природой. Наши воспитанники охотно возделывают цветники, выращивают овощи, озеленяют классные комнаты.
На проводимой экологической конференции в мае 2010 года ребята поставили вопрос: что же надо сделать в стране, чтобы улучшить экологическую ситуацию? И совместно с общественностью села, учителями школы пришли к выводу: прежде всего надо вернуть власть на местах. Местные Советы должны стать реальными хозяевами природных ресурсов на своей территории, а юное поколение призываю:
- Стань другом и защитником природы;
- Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить;
- Помни: невежество в отношении к природе ненормально.
Экологическая культура наиболее эффективно формируется, если:
в школах появляются предметы, направленные на обучение школьников обращению с природой;
уроки и мероприятия проводятся непосредственно на природе, так как наглядные примеры хорошо запоминаются и оцениваются детьми;
используются различные виды творчества, в том числе проекты, дающие возможность на практике применять те знания, умения, которые получены на уроках;
происходит экологизация предметов
Я считаю, что такая работа способствует эколого– патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.
Химизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта, здравоохранения и быта достигла широчайших размеров, и это, естественно, сказывается на взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до сознания учащихся. Они должны усвоить следующее:
1) продукты жизни общества не должны накапливаться и оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природу;
2) размеры годового потребления возобновляющегося природного химического сырья не должны превышать его годовой прирост;
3) невозобновляющееся природное химическое сырье должно использоваться экономно, комплексно, необходимо уменьшить отходы при переработке.
Немного подробнее остановимся на последнем пункте. Д.И.Менделеев писал: «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье». Можно утверждать, что отходы одних производств являются потенциальными ресурсами для других, особенность химической технологии состоит в том, что она способна превратить в ресурсы не только собственные отходы, но и отходы других производств. Безотходные и малоотходные технологии, а также замкнутые циклы водоснабжения являются стратегическим направлением в решении проблем окружающей среды, установлении гармонии в системе «человек – природа».
По токсичности отходы подразделяются на безвредные, токсичные и особо токсичные. Ущерб, наносимый природе, подразделяется на экономический, социальный и моральный. Для уменьшения размеров экономического ущерба необходимо увеличивать выпуск очистных сооружений и повышать их эффективность. Для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в разных странах выделяются средства в размере 1–2,5 % от национального дохода.
Закончить выступление я хочу правилами взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:
«Все связано со всем».
«Все должно куда-то деваться».
«Природа знает лучше».
«Ничто не дается даром».
Литература
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. – М.: 5 за знания, 2005
Экологическое образование в контексте учения В.И.Вернадского: Сборник материалов Х юношеских чтений. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008.
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников Г.В. Тамбов, 1999.
Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. Челябинск, 1992.
Медведев В.И. Экологическое сознание. 2002.
15