Проект «Культурное наследие и быт калмацкого народа»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Лучик»
Инновационный проект
«Культурное наследие и быт калмацкого народа»
Составитель:
Гуляшкина Елена Николаевна,
воспитатель

Прокопьевск 2015
Содержание
I Паспорт проекта 1 Наименование проекта 2 Основные разработчики проекта 3 Исполнители проекта 4 База реализации проекта 5 Цель и задачи проекта 6 Этапы и сроки реализации проекта 7 Перечень основных мероприятий 8 Целевые группы проекта 9 Методы и технологии, применяемые с обучающимися в ходе реализации проекта 10 Принципы реализации проекта 11 Ресурсное обеспечение (методическое и техническое) 12 Кадровое обеспечение проекта 13 Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 14 Предполагаемые источники финансирования II Пояснительная записка III Формы представления результата проекта IV Механизм реализации проекта V Краткое описание проекта VI Планируемые результаты VII
VIII Проблемно-ориентированный анализ
Литература
Паспорт проекта
Наименование проекта «Культурное наследие и быт калмацкого народа»
Основные разработчики проекта Воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Лучик» Гуляшкина Елена Николаевна .Педагоги МБДОУ детский сад №5 «Лучик»;
Обучающиеся МБДОУ детский сад №5 «Лучик»;
Родители МБДОУ Детский сад №5 «Лучик».
Исполнители проекта Воспитатель МБДОУ Детский сад №5 «Лучик» Гуляшкина Елена Николаевна .База реализации проекта МБДОУ детский сад № 5 «Лучик»
Цель и задачи проекта Цель проекта: Приобщение обучающихся к национальной культуре калмацкого народа через  использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи).
Задачи проекта:
Создать условия для реализации проекта по выбранной теме.
Формировать основ базовой культуры личности обучающихся, приобщая к калмацкому народному творчеству.
Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей калмацкого народа, проживающего на территории Кемеровской области, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.  
Формировать у детей умение применять полученные знания, представления о калмацком народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции мини –музея в доступной форме уникальную историю калмацкого народа.
Воспитывать интерес к культуре, декоративно-прикладному искусству калмацкого народа.
Прививать дружбу и уважение к другим народам.
Этапы и сроки реализации проекта 2015– 2016 гг.
I этап - подготовительный: сентябрь – ноябрь 2016 года.
Изучение педагогической, методической и специальной литературы по данной теме, анализ проблемы, инновационных методик.
Определение проблемы, цели и задач исходя из интересов и потребностей обучающихся и родителей, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
IIэтап - основной: декабрь 2016г. – апрель 2017г.
Внедрение проекта в единый образовательный процесс.
Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.
Ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников
Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей в реализации проекта.
III этап - заключительный: май 2017 года.
Презентация проекта
Создание мини-музея: «Малые народы Сибири - калмаки».
Обобщение и распространение педагогического опыта работы по данной проблематике.
Перечень основных мероприятий при реализации проекта Создание условий и предметно – развивающей среды, способствующих формированию нравственно-патриотических чувств обучающихся.
Разработка системы организационных мероприятий с участниками воспитательно – образовательного процесса (обучающиеся, педагоги), направленных на реализацию поэтапно – перспективного планирования
Выставка  персональных  работ детского и семейного творчества;.Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам формирования нравственного воспитания обучающихся.
Составление тематического планирования мероприятий;
Выпуск листовок, буклетов, плакатов, направленных на повышение педагогической грамотности родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Целевые группы проекта Обучающиеся (5-7 лет), педагоги, музыкальный руководитель.
Методы и технологии, применяемые с обучающимися в ходе реализации проекта Личностно-ориентированная технология
Технология игрового обучения
Метод наблюдения и бесед
Принципы реализации проекта Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
Принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям;
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры;
Принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей;
профессиональная компетентность педагога;
Принцип природосообразности -учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности;
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
Принцип учета региональных условий.
Ресурсное обеспечение (методическое и техническое) реализации проекта Сбор экспонатов и организация мини-музея «Малые народы Сибири- калмаки», во всех возрастных группах.
Видео и телеаппаратура, картотека презентаций.
Наглядный материал:
Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие быт, культурное наследие и традиции калмацкого народа;
образцы кукол в национальных костюмах;
Методический инструментарий
Кадровое обеспечение проекта Заведующий МБДОУ Детский сад №5 «Лучик» - Вуймина Надежда Ивановна;
Старший воспитатель Детский сад №5 «Лучик» - Шмачкова Нелли Шамиловна;
Воспитатель Детский сад №5 «Лучик» -
Гуляшкина Елена Николаевна;
Педагоги МБДОУ Детский сад №5 «Лучик»;
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто:
Будет создан мини-музей «Малые народы Сибири - калмаки»;
Будет разработано календарно-перспективное планирование, с учетом направленности на побуждение воображения, углубление интереса к культуре, традициям народно-прикладному искусству калмацкого народа, проживающего на территории Кемеровской области;
Дети приобретут знания о калмацком народе, заселяющим территорию Кемеровской области и начнут проявлять интерес к жизни, быту, сказкам и играм, отражая свои впечатления в продуктивной деятельности.
Повышение педагогической грамотности родителей: бесед, мастер - классов, анкетирования, разработка развлечений и досугов, совместных мероприятий;
Созданы учебно-методические материалы;
Предполагаемые источники финансирования при реализации проекта Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь


«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.  
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
          В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества.
        С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький калмак, и маленький русский, и дети других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. На территории Кемеровской области проживают более 150 народов (наций, народностей, этнических групп). Одна из самых многочисленных национальных групп является - татарская нация, с которой мы познакомим обучающихся в процессе реализации проекта.
Данный проект будет апробирован в рамках МБДОУ Детский сад № 5 «Лучик», города Прокопьевска, в период с 2015 по 2016 учебные года, с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта дети познакомятся с художественным и речевым творчеством калмацкого народа (потешки, поговорки и.т.д.), песнями и танцами, получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных калмацких орнаментов. Организованая образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщит детей к художественному труду (поделки, изготовление кукол, и украшений для них, подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Татарские народные игры разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д.) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствуют развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Развивающая среда, созданная в группе, поможет осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея «Малые народы Сибири – калмаки », даст представление детям о жизни калмацкого народа в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
Обобщая опыт по приобщению детей к калмацкому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
Привлечение семей к организации совместных праздников и досугов создает дополнительные возможности для воспитания настоящего человека и патриота в целях развития личности ребенка.
Надеемся, что опыт поможет коллегам в работе по приобщению детей к калмацкой культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к калмацким напевам, играм, танцам.

Формы работы с обучающимисяЛитературно-художественная деятельность

Занятие

Создание поделок

Формы работы с обучающимисяТеатрализация

Праздники, досуги, развлечения

Беседы, чтение калмацких сказок

Дидактические, подвижные игры калмацкого народа

Сюжетно-ролевые игры калмацкого народа


Слушание калмацкой музыки

ООД

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Анкетирование
Консультации, родительские собрания

Информационные стенды, буклеты, газеты.

Формы работы с родителями

Праздники, досуги, развлечения

Совместные творческие работы

Домашняя игротека

Экскурсии в мини – музей «Малые народы Сибири–калмаки»


Тематические встречи, дни открытых дверей


Старшая группа
Непосредственная образовательная деятельность осуществляется с учетом образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», на всех возрастных этапах.
Старшая группа
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Занятия «В гостях у хозяюшки»
Дид.игра «Составь узор»
Создание коллекций «Национальн ый костюм»
Беседа о калмацких народных традициях Видеоролик «Открытие калмацкого двора»
Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм»
Занятия
Тема: «Вечера долгие руки умелые».
Беседы. «Традиции и культура калмацкого народа»,
«Старые виды ремесла: плетение и ткачество”
Обзорная экскурсия по музею в ДОУ
Беседы. «Калмацкий растительный орнамент»,
«Как жили наши предки».
Занятия
Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы».
Сказки.
«Добрый ворон»,
пер. А. Агелова;
Произведения калмацких писателей и поэтов. Поэзия.
Лиджиева В.Н. «Из рода журавлиных» Стихи. «Солнышко» пер. Гаджаметов А.Н.
Литературные сказки.
«Аист и лебедь», пер. А. Гарматов.
Музыка.
Песенки. Игровой фольклор.
Знакомство с музыкальным инструментом: «Домбра».
Слушание «Ишкимдык»- калмацкая народная мелодия в обработки Ф. Хальманова.
Танцы «Парный танец», калмацкая народная мелодия в обраб. Э.Кайбетова.
«Хальм гуун» народная песня, пер.К. Оботов.
ИЗО деятельность.
Лепка.
«Чайная пара»
Игры.
«Цаган монда хаялган» (забрасывание белого мяча). «Жмурки».
Исполнители Воспитатель, специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Подготовительная группа
Подготовительная группа
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Занятие
Бабушкин сундук
Дидактические игры: «Назови национальный костюм», « Чьё подворье?»
Беседа
« Как одевались раньше калмаки?»
Викторина «Традиции калмацких народов». Занятие «Давайте жить дружно всегда!»
Беседа Что за праздник- « Цаган Сар»(«Белый месяц» -калмацкий праздник весны)
Сюжетно - ролевая игра «Мы в калмацком музее»
Ярмарка «Национальные блюда».
Беседа о калмацком народном искусстве. Песенки. Игровой фольклор.
«Ласточка …»,пер. О.Альгин, перес. А. Ершова;
Произведения калм. пис-лей и поэтов. Поэзия.
В.Шургаева. «Отхон», пер. П.Ершов.
Проза.
Л. Илджиев «Яркая осень» ;Литературные сказки.
В. Шургаева. «Счастье сироты», «Семеро братьев»;
Для заучивания наизусть
Р. Шурганова «Зёрнышки граната».
Музыка.
Прослушивание песни «Намрин хамт хасдин би» («Танец осенних листьев»);
ИЗО деятельность
Аппликация.
«Украшение пиалы».
Рисование.
«Роспись блюда».
Праздник.
Драматизация по произведениям «Два брата мышонка» (силами детей)
Музыка.
Песенки. Игровой фольклор.
«Намр»(«Осень»)пер. А.Акимова.
Знакомство с музыкальным инструментом «Товшур »;
«Кызыл» ( детские музыкальные считалочки).
ИЗО деятельность.
Лепка. Тема: Варежки для мамы.
Лепка.
«Любимые герои стихотворений Братья мыши»
Аппликация.
«Домбра для папы».
Рисование.
«Украшение полотенца».
Праздник. «Зул» «Доброго здоровья!» (хороводные пляски, игры и забавы). Игры.
«Гас Эрлген» (Кружиться вокруг колышка),
«Спутанные кони», «Кто первый?».
Исполнители Воспитатель, специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Создание условий и предметно - развивающей среды, способствующих детей дошкольного возраста

2. Разработка системы организационных мероприятий с участниками воспитательно – образовательного процесса (воспитанники, педагоги), направленных на реализацию поэтапно – перспективного планирования

Организация и проведение открытых мероприятий (Занятий, праздников, развлечений и др.)

4. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам формирования художественных и творческих способностей детей.

5. Выпуск иллюстративного журнала « Малые народы Сибири – калмаки », создание в группе мини – музея , направленных на повышение интерес к культуре, декоративно-прикладному искусству калмацкого народа, воспитания толерантной личности.

6. Разработка практических материалов для реализации проекта.

Перспективный план работы по реализации проекта
старшая группа
на 2015-2016 учебный год
Недели Тема Задачи
Сентябрь
I Беседа «Что такое фольклор»
Познакомить детей с разнообразными видами калмацкого народного фольклора.
II Игра. « Знакомство с куклой в калмацкой национальной одежде» Познакомить с национальной одеждой.
III Калмацкая народная подвижная игра «Гас Эрлген» (Кружиться вокруг колышка). Познакомить с калмацкой народной игрой, правилами игры. Вызвать интерес к игре и желание играть.
IV 1. Беседа «Осенние народные праздники».
1. Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Зул» - праздник осени.
Октябрь
I 1.Составление рассказов по иллюстрированным загадкам
1. Учить составлять небольшие рассказы по иллюстрированным загадкам.
II Вечер загадок и отгадок. Воспитывать уважение к ответам товарищей, развивать умение дослушивать загадку до конца.
III 1. Роспись калмацкой народной шапки «Тамса » (шапка для девушек)
1. Познакомить детей с татарской народной росписью, ее характерными особенностями. Воспитывать эстетическое восприятие.
IV Украшение калмацкой скатерти (коллективная аппликация) Учить детей изображать в одном рисунке несколько предметов располагая их на всем листе бумаги, связывая единым содержанием.
Воспитывать интерес к искусству калмацкого народа, уметь видеть красоту национальных предметов, Воспитывать интерес к искусству калмацкого народа.
Ноябрь
I 1.Заучивание стихотворения «Степь» пер. Ю.Нейман
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение на родном языке, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к национальности, «напеву».
II Калмацкая народная игра «Бултджи надха» (прятки) .» Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.
III Беседа «Ознакомление с калмацким народным искусством»
Познакомить с изделиями народных промыслов, наборы глиняных, деревянных игрушек, иллюстрированные книги в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников, открытками, фотографиями с достопримечательностями родного края, репродукциями картин художников, картой, глобусом и т.п.
IV 1. Слушание аудио записи сказок.
1. Развивать умение слушать и отвечать на вопросы по прослушанным произведениям. . Прививать любовь к устному народному творчеству.
Декабрь
I Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых»
Учить отображать в рисунке сюжеты из сказок. Воспитывать этические качества: доброту, взаимопомощь.
II 1. Чтение сказки «Тууль –сказка о животных »
1. Учить слушать сказку и правильно воспринимать ее.
 
III Д/и « Составь узор» Учить детей составлять калмацкий национальный узор или орнамент.
IV Оденем куклу Алтану (золотая) в калмацкий национ- ый  костюм. Познакомить детей с калмацким национальным костюмом. Обратить Внимание на национальный калмацкий костюм, орнамент, цвета. Воспитывать уважение к калмацкой культуре. 
Январь
I Калмацкая народная игра « Альчики» Учить внимательно слушать текст, и правила игры.
II Составление альбома «Калмацкие народные сказки»
Воспитывать желание принять участие в составлении альбома по сказкам.
III Рассматривание образцов калмацкой мужской одежды (бюмшут, тулуп)
Познакомить детей с калмацким народным костюмом.
IV Рассматривание образцов татарской женской одежды (терлег, цегдег, йучи-шуба на легком меху) Расширять представления о одежде калмацкого народа .
Февраль
I 1.Рассказывание татарской народной сказки «Сказка про три чуда »
1.Продолжать знакомить детей с калмацкими народными сказками, учить запоминать их.
II 1. Рисование.
«Поспешим на помощь краскам» (Украшение фартука для Эланы)
1. Побуждать желания создавать узоры на бумажных силуэтах фартука.
III Калмацкая игра « Где мячик»
Знакомство с игрой. Разучивание правил игры.  Обыгрывание.
IV Выставка детских рисунков «Эта песенка моя» Учить передавать в рисунке содержание колыбельных песен
Март
I 1.Чтение сказки «Юноша-змея» 1.Учить детей слушать и запоминать сказку, воспроизводить действия из сказки.
II Беседа «Весенние народные праздники» Познакомить детей с весенними народными праздниками: «Цаган Сар».
III 1.Рассматривание произведений живописи и скульптуры по сказкам, легендам.
1. Учить применять живопись и скульптуру для углубленного понимания содержания некоторых баллад и легенд.
IV Оформление презентации « Символы калмацкого народа» Познакомить с символами калмацкого народа, развивать познавательный интерес.
Апрель
I Развивающая игра- Составь узор из частей»
Упражнять детей в составлении елого из двух - четырех частей.
II Составление рисованных книжек-малышек по потешкам, загадкам, песенкам, сказкам. Учить детей передавать в рисунке персонажи потешек, песенок, загадок, сказок. Закреплять умение составлять сюжет по рисункам.
III Чтение сказки «Кошка и собака»
1.Учить детей правильно воспринимать сказку, передавать ее содержание.
IV 1.Заучивание скороговорки «Болтунья»
Развивать ловкость, смекалку.
Учить понимать значение скороговорок . Май
I Развлечение «Наша изба детей и затей полна» Воспитывать любовь к народному фольклору, желание участвовать в народных забавах.
II Рисование по сказке «Кошка и собака»
Учить слушать сказку, передавать ее содержание в рисовании.
III Лепка по сказке «Кошка и собака» Учить передавать в лепке содержание сказки.
IV 1.Драматизация сказки «Три чуда».
1. Закреплять умение драматизировать сказку, распределять роли, передавать характер, внешний вид персонажей.
Перспективный план работы по реализации проекта
подготовительная группа
на 2016-2017 учебный год
Недели Тема Задачи
Сентябрь
I 1. Беседа о калмацком растительном орнаменте.
1 Познакомить детей с калмацким орнаментом. Развивать творческие способности детей, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству.
II Беседа об орнаментальном творчестве калмаков.
Познакомить детей с народным искусством калмаков , его видами, техникой, особенностями цветового композиционного строя, вызвать у детей желание создавать подобные орнаменты.
III 1.Занятие. Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы».
1. Учить различать женские и мужские    калмацкие головные уборы – джатаг и тоорцыг . Развивать интерес к культуре народов  своего края. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского  орнамента.
IV Занятие. «В гостях у хозяюшки» Познакомить детей с жилищем калмацкого народа. С тем , как строили жилище, вызвать интерес к традициям, уважения к старшим. Обогащать речь детей пословицами, поговорками на калмацком языке. Воспитывать интерес к композиции прошлого.
Октябрь
I Беседа « Калмацкие игрушки и посуда» Познакомить детей с калмацким орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству.
II 1. Аппликация «Пулгайры» Мужская калмацкая обувь.
1. Учить детей вырезать форму обуви, украшать ее элементами калмацкого орнамента, продолжать учить подбирать цвета, вырезать симметричные формы из бумаги сложенной вдвое
III 1. Лепка «Пиала»
1. Продолжать учить лепить округлую форму, использовать прием углубления и отщипывания. Учить составлять орнаменты, используя бисер.
IV 1.Создание коллекций « Национальный костюм»
1. Конкретизировать представления о традиционном костюме калмацкого народа.
.
Ноябрь
I Вырезанние элемента узора « Тюльпан» в составление с аппликационной композиции для управления конца полотенца.
Научить детей вырезать тюльпан приемом складывания заготовки бумаги пополам; учить составлять несложную композицию узора сочетанием нескольких цветков на белом силуэте полотенца; вызвать у детей желание создавать орнаменты по образцам калмацкого народа.
II Показ настольного театра « Ойраты» Обучать приёмам показа  настольного театра. Развивать фантазию
III Ручной труд «Украшение подушки».
2. Учить детей вырезать розеточную форму цветка гвоздики, используя приемы складывания квадрата пополам три раза, наклеивать одну форму на другую; развивать художественный вкус при подборе и сочетании цветов с окраской основы.
IV 1.Беседа
« Национальные блюда калмацкого народа».
1. Закрепление названий национальных блюд ( борцоги, дотур).
Декабрь
I 1.Дидактические игры: «Назови национальный костюм». 
1. Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о калмацком национальном костюме.Познакомить детей с историей национального костюма.Развивать творческие способности детей.
II Диактическая игра «Чье подворье?» Систематизировать представления детей о домашних животных. 
III 1.Ручной труд. Украшение круглой основы калмацкой шапки.
. 1. Продолжать учить детей вырезать вписанные друг в друга фигуры типа тюльпана и розетки, учить вырезать листья с зубчиками с одной стороны: учить детей располагать элементы на круглой форме, подбирать их цветовые сочетания для украшения фиолетового, черного, зеленого фона; воспитывать уважение к мастерам народного творчества,
IV Беседа: «Расширение знаний детей о ремеслах калмацкого народа».
1. Расширить представления об образе жизни калмацкого народа.
Январь
I Узорное оформление аппликациями цегдега(женский головной убор).
Учить детей вырезать декоративную ветку без складывания заготовки, на глаз, располагать элементы на силуэте цегдега; закреплять умения детей в подборе цветовых сочетаний элементов с фоном: синий и желтый, желтый и красный; продолжать работу по воспитанию интереса и любви к калмацкому народному орнаментальному искусству.
II Конкурс детских рисунков «По страницам народных калмацких сказок»
восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и ка народов имеют общие Учить передавать в рисунке сюжеты из сказок.
III «Украшение калмацкого пальто»
Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Познакомить детей с калмацким орнаментом. Учить создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы на пальто, подбирая их цветовые сочетания. Закреплять умение вырезать фигуры тюльпана и розетки, учить вырезать листья с острыми и закругленными зубчиками с одной стороны. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям своего народа.
IV Посещение музея детского сада Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Воспитывать интерес к народному быту калмаков.
Февраль
I 1.Украшение фартука
1. Учить детей составлять калмацкий национальный узор или орнамент на фартуке.
II 1. Вечера долгие руки умелые.
1. Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с калмацкой народной сказкой   «Братья мыши».
III Музыкальное занятие «Воспитание нравственно патриотических чувств, посредством калмацких песен». Продолжать развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;, формировать навыки культуры слушания музыки.
IV Украшение орнаментами силуэтов традиционных калмацких изделий по замыслу.
1. Формировать творческие проявления детей в самостоятельном цветовом решении украшения.
Март
I 1.Что за праздник- « Цаган Сар»
1.Познакомить детей с калмацким национальным праздником « Цаган Сар»: его историей, когда он проводиться, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать интерес к традициям калмацкого народа.
II 1.Бабушкин сундук
1.Познакомить с изделиями женских ремёсел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить как называются калмацкие головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор. Закрепить знания о калмацких народных промыслах и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение бережное отношение к предметам старины.
III Игра - « Жмурки»
1. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в народные игры с простым содержанием, несложными движениями, выразительно передавать простейшие действия .IV 1.Сюжетно- ролевая игра «Мы в калмацком музее»
1. Формировать умения создавать сюжет игры, развёртывать действия; принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета согласно теме.
Апрель
I 1.Беседа « Как одевались раньше татары»
Продолжать знакомить детей с национальной одеждой. Сравнивать калмацкую и русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов.
II Татарский музыкальный инструмент « Домбра». 2. Формировать музыкально-образовательную деятельность воспитанников через знакомство с музыкальными инструментами калмацкого народа.
III 1.Игра-драматизация «Чар бишкей».
1 Побуждать детей передавать содержание произведения через игру-драматизацию; вступать в диалогическое общение со сверстниками; произвольно оперировать словами в игре, развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.
IV Ярмарка «Национальные блюда». Познакомить детей с блюдами калмацкой кухни.
Май
I 1.Выставка детского творчества « Наши сказки».
Развивать воображение, творческую активность.
II Игра на состязания «Скачки на конях» Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость. Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность самостоятельность.
III Литературный досуг « Угадай сказку»
1.Выявить знания калмацких сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
IV Беседа о татарском народном искусстве Закрепить знания детей об особенностях татарского народного искусства; воспитывать уважение к культуре и искусству татарского народ
Перспективный план работы с родителями на 2015-2016 учебный год
№ Месяц Тема Форма организации
1. Сентябрь. Музей - что это? Консультация
2. Октябрь. Знай и люби свой край родной Оформление папки-передвижки
3. Ноябрь. Народные традиции, их роль в семейном воспитании Консультация
4. Декабрь. Знакомство с бытом, традициями калмацкого народа Этическая беседа
5. Январь. Самый лучший калмацкий костюм Конкурс рисунков
6. Февраль. Цаган Сар- калмыцкий праздник весны Праздник
7. Март. Калмыцкий орнамент в предметах домашнего обихода Выставка
8. Апрель. Играем вместе с детьми (калмыцкие игры) Спортивный досуг
9. Май. Праздник калмыцкого чая Праздник. Организация совместно вечера родителей и детей с дегустацией национального чая
Перспективный план работы с родителями на 2016-2017 учебный год
№ Месяц Тема Форма организации
1. Сентябрь. «Создание мини-музея» в дошкольном учреждении Сбор экспонатов с приобщением родителей
2. Октябрь. Осенний праздник с элементами калмыцкого фольклора Праздник
3. Ноябрь. Национальный калмыцкий костюм Фотовыставка
4. Декабрь. Пошив национального калмыцкого костюма на куклу Творческая гостиная
5. Январь. Знакомство с калмыцким фольклорам, сказками Консультация
6. Февраль. Дома и постройки. Внутреннее убранство жилища, предметы интерьера Создание макета жилища калмыков -юрты
7. Март. Калмыцкие народные музыкальные инструменты Этическая беседа
8. Апрель.  Путешествие по калмыцким народным сказкам Развлечение
9. Май. Презентация национальных калмыцких блюд Изготовление национальных калмыцких блюд с последующей дегустацией
Планируемый результат
Реализация проекта предполагает:
формирование нового и имеющегося педагогического опыта в соответствии с ФГОС.
создание мини-музей «Малые народы Сибири – калмаки »;
разработано календарно-перспективное планирование, с учетом направленности на побуждение воображения, углубление интереса к культуре, традициям народно-прикладному искусству калмацкого народа, проживающего на территории Кемеровской области;
дети приобретут знания о калмацком народе, заселяющим территорию Кемеровской области и начнут проявлять интерес к жизни, укладу, сказкам и играм, отражая свои впечатления в продуктивной деятельности.
повышение педагогической грамотности родителей: бесед, мастер - классов, анкетирования, разработка развлечений и досугов, совместных мероприятий;
созданы учебно-методические материалы;

Проблемно ориентированный анализ
Данный проект будет апробирован в рамках МБДОУ Детский сад № 5 «Лучик», в 2015-2017 г. с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта дети познакомятся с художественным и речевым творчеством калмацкого народа (потешки, поговорки и.т.д.), песнями и танцами, получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных калмацких орнаментов. Занятия по изобразительному искусству приобщат детей к художественному труду (поделки, изготовление кукол, и украшений для них, подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Калмацкие народные игры разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д.) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствуют развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Развивающая среда, созданная в группе, поможет осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея «Малые народы Сибири – калмаки », даст представление детям о жизни калмацкого народа в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
Обобщая опыт по приобщению детей к калмацкому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.    Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт поможет коллегам в работе по приобщению детей к калмацкой культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к калмацким напевам, играм, танцам.

Литература
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.  
Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
Завельский Ю.В. Воспитание культурой. М., 2002г.
Шуграева В.К Книга для малышей. Стихи и песни, Калмыкия .,2002г.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей
дошкольного возраста.- Пермь, 2002.  
Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения. М.,1994г.
Научно методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я», М.,№ 1, № 6 2006г.
Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования »
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры .: Детство - Пресс, 2002.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ,2005г. 2005.
Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
Басангова, Т. Г. (2002) Сказочная традиция  калмыков // Сандаловый ларец. Калмыцкие народные сказки. Элиста.
Басангова, Т. Г. (2009) Детский фольклор калмыков. Элиста.
17.Омакаева, Э. У. (2010) Народные игры // Калмыки. Серия «Народы и культуры». М. С. 365.