Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (художественно – эстетическое направление) в 1-4 классах


Министерство образования Республики Башкортостан
Г БОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №19 VII - VIII видов
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей начальнх классов___________ Дмитриева Е.Г.
Протокол №_____
от «____» ____________2013г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________ Закирова Е.А.
«____»____________2013г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ОС(К)ОШ №19 VII-VIII видов
__________ С.В.ИмамееваПриказ
от «____»______________2013г.
№ _______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
(художественно – эстетическое направление)
в 1-4 классах
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Составитель: учитель начальных классов
Овчинникова Римма Магсумовнаг. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на воспитанников начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цели:
- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Программа поможет решить
Учебные задачи:
- Освоение воспитанниками основных правил изображения,
- Овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности,
- Развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира,
- Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности,
- Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи,
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
К концу курса обучения воспитанники должны знать:
- Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, - предусмотренных программой;
- Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- Способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу курса обучения воспитанники должны уметь:
- Правильно пользоваться ручными инструментами;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- Бережно относиться к инструментам и материалам;
- Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- Самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Смотрю на мир глазами художника
Учебно-тематический план
№ п/п темы Кол-во
часов
1 Живопись 20
2 Графика 18
3 Скульптура 8
4 Аппликация 9
5 Бумажная пластика 6
6 Работа с природными материалами 6
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1
ИТОГО 68
Содержание курса
1 .Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.
Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания воспитанников расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы –цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвертый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике, ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки(проведение свободных, пластичных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический карандаш с целью получения тонового пятна. Знакомство с другими графическими материалами – углем, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение птиц, животных,предметов быта, портрета человека.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей. Четвертый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов. Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Рисование без отрыва от плоскости гелевой ручкой: от начала и до конца изображения рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурными материалами ( глиной и пластилином).работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объемных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвертый год обучения. Работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
5.Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков.
Второй год обучения .Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной композицией.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективная работа).
Четвертый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной композицией.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движениии.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дерна. Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы, других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Работа с крупными природными материалами (камни). Разрисовка камней в живописной и декоративной манере.
Практическая работа: декоративная роспись камней, нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвертый год обучения. Выполнение композиций на заданные темы на куске картона.
Практическая работа: оформление уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Воспитанники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов воспитанники определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Календарно- тематическое планирование

п/п Тема занятия Кол-во ч. дата
1а прове2 а дения3 а
Живопись (20 часов)
1 Все дети любят рисовать. Рисование солнца 1 2 Рисование радуги 1 3 Изображения всюду вокруг нас 1 4 Беседа «Третьяковская государственная галерея» 1 5 Волшебные листья 1 6 Рисование домашних животных 1 7 Рисовать можно пятном 1 8 Беседа «Картины русских художников об осени» 1 9 Изображать можно в объеме. Рисование овощей 1 10 Рисование фруктов 1 11 Большой сказочный цветок 1 12 Беседа «Художник И.Е.Репин» 1 13 Рисование домашних птиц 1 14 Сказочные животные 1 15 Жар - птица 1 16 Беседа «Художник И.И.Левитан» 1 17 Растения в городском парке 1 18 Школьный цветник 1 19 Луговые цветы 1 20 Беседа «Художник И.И.Шишкин» 1 Графика (18 часов)
1 Ковер - самолет 1 2 Портрет Зайчика – огородника. Работа цветными карандашами. 1 3 Конкурс на самый красивый фантик.Орнамент. Сюжет. 1 4 «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) Эскизы придуманных дорожных знаков 1 5 Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) 1 6 Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. 1 7 Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» 1 8 Рисование на тему: «Подводное царство». 1 9 Рисование на тему: « Красота вокруг нас». 1 10 Изготовление афиши к спектаклю. Знакомство с понятием «афиша». 1 11 Изготовление новогодних карнавальных масок. 1 12 Творческие работы на тему «Мои увлечения» 1 13 Рисунки на тему «Я и моя семья» 1 14 Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». 1 15 Зимние узоры на окне 1 16 Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». 1 17 Рисунки на тему: «Зимние забавы». 1 18 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». 1 Скульптура (8часов)
1 Беседа «Народная глиняная игрушка» 1 2 Лепка чашки (по представлению) 1 3 Маска декоративная 1 4 Лепка с натуры матрешки 1 5 Лепка игрушки - свистульки 1 6 Лепной пряник 1 7 Овощи и фрукты 1 8 Сладости к чаю 1 Аппликация (9часов)
1 Аппликация из засушенных листьев 1 2 Аппликация из засушенных цветов 1 3 Аппликация «Домик» 1 4 Аппликация «Ворота» 1 5 Аппликация «Узор» 1 6 Аппликация «Ракета» 1 7 Аппликация «Теплоход» 1 8 Аппликация «Яблоко» в технике мозаики 1 9 Аппликация «Грибок» в технике мозаики 1 Бумажная пластика (6часов)
1 Оригами «Золотая рыбка» 1 2 Оригами «Веселые лягушки» 1 3 Оригами «Заяц - хвастун» 1 4 Оригами «Флотилия» 1 5 Оригами «Мой щенок» 1 6 Оригами «Воздушный змей» 1 Работа с природными материалами (6часов)
1 Гербарий «лекарственные растения нашего леса» 1 2 Композиция «Полевые цветы» 1 3 Панно «Цвет яблони» 1 4 «Птичий двор» из шишек 1 5 Панно из семян «Поздравляю!» 1 6 Панно «Зайчата» 1 Организация и обсуждение выставки детских работ (1час)
итого 68 часов
Литература
Алехин А.Д. «Когда начинается искусство» -М.1994
Коротеева Е.И. « Графика. Первые шаги» -М.2009
Коротеева Е.И. « Живопись. Первые шаги» -М.2009
Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» -М.2000
Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка» -Я. 1996
Коротеева Е.И. « Азбука аппликации» -М.2009